Сущность культуры общества.




Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы членами общества и могут передаваться последующим поколениям людей.

Продукты материальной деятельности: здания, сооружения, дороги, каналы, орудия труда, возделанные почвы и т.д..

Продукты духовной деятельности: знания, идеи, верования, ценности, нормы, символы, приемы мастерства, эстетические вкусы, способности и привычки и т.д..

Специфика социологического подхода к рассмотрению культуры заключается в том, что культура исследуется в ее социальном аспекте через призму деятельности, социальных взаимодействий, культура генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением людей. Культуре обучается каждое новое поколение, которое приходит в общество.

Происхождение и развитие культуры стало возможным благодаря способности человека обучаться и передавать свои знания другим людям.

Культура – система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, символов, верований и т.д. посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и упорядочивают ее.

В культуре любого общества существует доминирующая культура – совокупность норм, ценностей, символов и т.д. которыми руководствуются большинство членов общества, но т.к. оно неоднородно то у каждого общества своя культура.

Разновидности культуры:

- субкультура – часть общей культуры, система норм, ценностей, правил присущих какой-то большой социальной группе (молодежная субкультура). Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

- контркультура – такая субкультура которая находится в конфликте или противостоит доминирующей культуре.

Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы, язык.

Ядром любой культуры – ценности. Социальные ценности – устойчивые, широко распространенные представления людей о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться, это также убеждения людей по поводу целей которых следует достигать, а также тех путей и средств которые ведут к этим целям (жизнь, здоровье, материальное благополучие, карьера и т.д.).

Условно ценности можно разделить на группы:

1. Витальные ценности – безопасность, сытость, покой.

2. Социальные ценности – соц. статус, карьера, трудолюбие, богатство, семья, патриотизм.

3. Политические ценности – свобода слова, законность, гражданские свободы, конституция.

4. Моральные ценности – порядочность, взаимоуважение.

5. Религиозные ценности – бог, вера, спасение, ритуал, икона.

6. Эстетические ценности – красота, стиль, гармония, следования традициям, новизна.

Социологи выделяют ценности цели (терминальные) и ценности средства. Культура общества имеет свой набор ценностей которые располагаются в определенной иерархии, а люди, живя в этом обществе, выбирают на какие ценности им ориентироваться.

Социальные нормы – конкретные правила, образцы, стандарты, поведения регулирующие взаимодействие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.

Правовые нормы – законы, административные акты, содержат четкое описание действия и санкции.

Моральные нормы – нравственные нормы. Обеспечиваются силой общественного мнения и морального долга личности.

Обычаи и традиции.

Символы – многозначные образы с помощью которых человек определяет свое место в группе или обществе и эти символы всегда несут информацию (товарный знак, бренд, униформа). Самый главный знаково-символической системой является язык.

Язык – система кодов сигналов, знаков, имеющих определенный смысл и значение которой пользуются люди для передачи информации. Основное назначение языка – взаимопонимание индивидов, реализуется через следующие подфункции:

1. Функция идентификации – партнеры по общению идентифицируют определенные знаки, сигналы, коды с одними и теми же объектами, явлениями.

2. Интерпретационная функция – каждый язык по своему трактует окружающий мир и приписывает определенный смысл и значение тому или иному объекту.

3. Ретранслятор культуры – язык поддерживает и передает своеобразие, неповторимость культуры, характерные для нее акценты и приоритеты.

Функции культуры:

1. Адаптационная.

2. Регулятивная.

3. Познавательная.

4. Человеко-творческая и др.

 

Социальная структура и стратификация.

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и стратификация (вертикальный срез общества).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: