Теория К. Маркса – теория классов и классовой борьбы. В качестве основных элементов социальной структуры общества Маркс называл классы. Главный критерий – это собственность на средства производства. В обществе существует два основных класса: класс собственников (эксплуататоры), класс лишенный собственности или имеющий ограниченные права на собственность (эксплуатируемые).
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в организации труда, по способам получения и размерам определенной доли общественного богатства, которой они располагают. Т.е. Маркс создал концепцию «экономического» класса. Наряду с основными (буржуазия, пролетариат) классами он признавал что в обществе существуют неосновные (торговцы, ремесленники, мелкая буржуазия) классы. Эти классы должны разориться и перейти в ряды пролетариата и только очень немногим удастся разбогатеть и перейти в ряды буржуазии.
Вебер признавал основной критерий Маркса однако считал его не единственным, а одним из многих. Показал что существуют такие различия, которые прямо не связаны с собственностью: образование, квалификация, профессиональное мастерство, власть, престиж, статус. Вебер предложил многомерную модель стратификации, рассматривал не только экономические различия между людьми и его теория называется концепция социального класса. Вебер выделил четыре основных класса:
1. Классы формирующиеся благодаря собственности и образованию и имеющие привилегии – привилегированные классы.
2. Интеллигенция и специалисты не обладающие собственностью.
3. Мелкая буржуазия.
|
4. Рабочий класс.
Наряду с классами в обществе сосуществуют так называемые статусные группы которые формируются благодаря престижу и согласно существующим традициям и предписаниям (дворянство и духовенство).
П. Сорокин. Ввел в мировую два основных понятия: социальное пространство и социальная мобильность.
Социальное пространство – сложная система всех социальных связей между людьми.
1. Положение человека в социальном пространстве определяется его отношением к определенным социальным группам.
2. Отношением этих групп друг к другу.
3. Положением и функцией человека в пределах каждой из основных групп.
Социальное пространство иерархизировано – он предложил его рассматривать как трехмерное по следующим осям – экономическая, политическая, профессиональная. И им соответствуют три формы стратификация.
Экономическая стратификация – разделение общества по доходам, уровню жизни что проявляется в существовании бедных и богатых.
Политическая стратификация – разделение людей по авторитету, власти, званиям, почестям и т.д.
Профессиональная стратификация – разделение людей по профессиям, видам деятельности, должностям, одни из которых обладают большим престижем, другие меньшим престижем.
Социальные институты.
Понятие социального института.
Виды социальных институтов.
Функции социальных институтов.
Институциализация.
Социальная организация.
Наиболее сложные формы социального взаимодействия принято обозначать понятиями социальный институт и социальные организации. Некоторые виды социальных взаимодействий с развитием общества становятся устойчивыми, регулярными и обязательными для всех членов общества или группы и прежде всего это относится к тем социальным взаимодействиям которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей общества или группы.
|
Социальный институт – устойчивая форма организации и регулирование совместной жизнедеятельности людей которые организованы в группы где произведено разделение на статусы и роли и существует система правил, норм а также контроль за их исполнением.
Социальный статус – место индивида в группе (обществе) которая определяется возрастом, полом, занимаемой должностью, происхождением, семейным положением и др..
Социальная роль – типичное ожидаемое поведение в соответствии с занимаемым статусом.
Социальный институт – совокупность социальных связей, норм, статусов, ролей, процедур по средством которых удовлетворяются наиболее значимые социальные потребности. Определяющим условием возникновения социального института является какая-либо потребность. Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества или группы в ходе совместной деятельности они вырабатывают некоторые приемлемые образцы и шаблоны поведения которые постепенно превращаются в стандартизированные привычки, обычаи, а потом если проходят проверку времени – они принимаются и узакониваются. Если потребность исчезает то существование института становится бессмысленным и он либо прекращает свою деятельность либо трансформируется и начинает удовлетворять другие потребности людей.