Причины и этапы социального развития.




Причина конфликта – явление, которое предопределяет его появление. Это явление только тогда выступает причиной конфликта, когда выступает для его субъектов как потребность. Если удовлетворение потребностей не затрагивает интересы, ценности, чувства других людей, то конфликт не происходит, он возникает только тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей вступающих во взаимодействие. Кроме того субъекты конфликта должны осознавать свои потребности (интерес это осознанная потребность). Т.о. конечная причина всякого социального конфликта – противоречие интересов между его субъектами.

Интересы бывают: материальные и идеальные, объективные и субъективные, выступать как идеи, ценности, капитал, личные амбиции, могут быть иллюзорными и реальными.

Этапы развития конфликта:

1. Начало конфликта.

2. Развитие конфликта.

3. Пик конфликта.

4. Затухание конфликта.

5. Урегулирование конфликта.

 

Социальный контроль.

Социальный контроль называют социальным институтом общества, который признан предотвращать и исправлять те социальные отклонение которые способны дезорганизовать общественную жизнь.

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа обеспечивают упорядоченное взаимодействие индивидов посредством нормативного регулирования.

В систему социального контроля входят: социальные нормы, социальные санкции, власть. Социальные нормы – своеобразные требования, предписания и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения.

Нормы различаются масштабом:

1. Нормы, которые возникают и существуют в малых социальных группах.

2. Нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах и обществе в целом (законы, обычаи, традиции, нравы, манеры поведения).

Социальные нормы защищены с двух сторон:

1. Со стороны ценностей.

2. Со стороны санкций.

Санкции – система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют следующие типы санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они образую следующие сочетания:

1. Формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии, ученые степени и звания, почетные грамоты, сооружения и памятники).

2. Неформальные позитивные – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций (комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, слава, почет и т.д.).

3. Формальные негативные – наказания предусмотренные законами, правительственными указами и т.д. (арест, тюремное заключение, штраф, увольнение, конфискация имущества, лишение гражданских прав).

4. Неформальные негативные – наказания непредусмотренные официальными органами (отказ подать руку, отказ поддерживать отношения, разоблачительная статья в СМИ).

Властные отношения.

Власть – возможность и способность одних людей оказывать влияние и воздействие на других людей, контролировать и изменять их поведение.

Основные ресурсы власти:

1. Законы.

2. Авторитет, уважение, престиж.

3. Деньги.

4. Физическое принуждение.

Социальное управление.

Социальное управление – целенаправленное, планируемое, сознательно организуемое воздействие на общество в целом или его отдельные структуры с целью достижения максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Социология изучает управление со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях «руководство-подчинение». Социология исследует не управление машинами, а управление людьми, изучает мотивацию их деятельности.

В управленческих типах отношений выделяют: вертикальные и горизонтальные связи. На практике горизонтальные и вертикальные связи совмещаются и образуется матричная система управления. Лицо или группа лиц осуществляющее управленческое воздействие – носитель управленческого воздействия.

На взаимодействие управляющей и управляемой подсистем влияют социальные факторы:

1. Численность и размеры предприятия, группы, общности.

2. Сложившихся в коллективе тенденции и норм соблюдения дисциплины.

3. От отношения к труду.

4. От стиля и методов руководства.

5. От сложности той ролевой структуры в которую включены как руководитель, так и подчиненные.

и другие факторы – компетентность персонала, технологического профиля производства, территориального расположения производства.

В социологии принято разделять деятельность руководства и управленческую деятельность. Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, определяет цели развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управленческая деятельность (менеджмент) вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути реализации поставленных руководством задач. Менеджеры – организаторы работ.

Существуют следующие способы для корректировки поведения подчиненных:

1. Прямое администрирование.

Основными формами управления являются: приказ, распоряжения, инструкции, вознаграждение за соблюдение правил и распоряжений, санкции за отклонение. Руководитель детально определяет цели и задачи подчиненных, задает стандарты, регламентирующие порядок деятельности, потенциал подчиненного практически не задействован.

2. Мотивационное воздействие на подчиненных.

Этот подход предполагает материальное и моральное стимулирование труда подчиненных, управляющий стремится максимально использовать ресурсы и способности каждого работника, мотивировать его к успешной деятельности – привлекать к выработке управленческих решений, повышение квалификации работника, планирование персональной карьеры, удовлетворение потребностей в самореализации в профессиональном и творческом честолюбии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: