И учебная дисциплина
План:
1) Понятие науки конституционного права: ее предмет, задачи, источники и система.
2) Функции науки конституционного права.
3) Методология науки конституционного права РФ: понятие, структура, отраслевая специфика.
4) Исторические этапы развития науки конституционного права РФ.
5) Значение и роль правовых позиций Конституционного Суда РФ в развитии науки конституционного права.
6) Конституционное право как учебная дисциплина.
1 вопрос: Понятие науки конституционного права:
ее предмет, задачи, источники и система.
От понятия конституционного права как ведущей отрасли правовой системы государства следует отличать понятие конституционного права как науки. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.
Наука конституционного права необходима для изучения практики реализации норм и институтов конституционного права, анализа закономерностей их развития, а также теоретического прогнозирования. На этой основе вырабатываются обоснованные рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.
Наука конституционного права формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.
Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.
Наука конституционного права – это система знаний, выраженных через научные понятия и категории о конституционно-правовых нормах и регулирующих ими общественных отношений.
|
Здесь следует пояснить, что наука конституционного права отличается от отрасли конституционного права тем, что отрасль регулирует, а наука изучает конституционно-правовые отношения.
К предмету науки российского конституционного права относят следующие:
1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
2) закономерность развития конституционного права как отрасли права;
3) общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права России;
4) содержание конституционных норм, механизм их действий и практику их реализации;
5) конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования.
Наука конституционного права является системой знаний. Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, их соподчиненность, логическую связь между ними.
Наука конституционного права, представляющая собой единую систему знаний, включает следующие разделы:
Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;
Учение о Конституции в ее историческом развитии. Данный раздел связан с анализом конституционного развития России, с характеристикой Конституции РФ как основного закона, занимающего особое место в системе законодательства, как важнейшего источника отрасли;
Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя. В данном разделе рассматривается большое количество теорий, концепций, связанных с обобщенной характеристикой основ конституционного строя РФ;
|
Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, закрепления и реализация прав и свобод человека и гражданина;
Анализ формы правления и государственного устройства РФ.
Комплексный анализ норм, регулирующих формирование и деятельность системы государственных органов РФ, ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику и роль в системе права.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников.
1. Труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие суждения по проблемам, значимым для конституционно-правовой науки.
2. Конституция и другие нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах.
3. Конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.
|
4. Законодательство зарубежных государств и международно-правовые договоры и соглашения.
2 вопрос: Функции науки конституционного права.
Как и любая иная, наука конституционного права имеет свои функции.
Функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.
Применительно к науке конституционного права выделяют следующие функции: познавательную, практическую и прогностическую.
Познавательная функция состоит в познании предмета науки. Для достижения целей науки необходимо предварительно познать предмет- нормы отрасли конституционного права, их понятие, категории, принципы, механизм функционирования, способы воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.
Практическая функция заключается в выработке практических предложений по совершенствованию законодательства, основанных на изучении развития конституционного права, его отдельных институтов и практики их применения в России, а также опыта зарубежных стран.
Прогностическая функция заключается а прогнозировании развития общественных отношений и позволяет планировать принятие тех или иных нормативных правовых актов, эффективность их воздействия на общественные отношения, предотвращать принятие правовых установлений, которые обречены на бездействие или действие которых опасно для жизнедеятельности общества и государства, функционирования конституционного права в частности и правовой системы в целом.
3 вопрос: Методология науки конституционного права РФ: понятие, структура, отраслевая специфика
Поскольку наука вообще представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых знаний, она должна располагать своими специфическими методами научного познания. Именно они отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм.
Специфическая природа методологии науки конституционного права РФ состоит в интеграции научных знаний о способах и средствах познания конституционно-правовой реальности, закономерностей ее развития и их адекватного отражения в формировании понятийного аппарата конституционно-правовых теорий. Интегративный подход – это взаимосвязь основных структурных элементов конституционно-правовой науки: объекта научного познания (конституционно-правовая реальность), предмета научного познания (закономерности конституционного развития), принципов и методов научного исследования (способы познания), правил и приемов правового познания (средства познания), категориального и понятийного аппарата.
Под методами изучения науки конституционного права понимаются те приемы и способы, которые используются для получения новых знаний о нормах отрасли конституционного права.
Основным элементом методологии отраслевой науки конституционного права является система специальных юридических методов: историко-правового, сравнительно-правового и формально-юридического.
1. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, провести классификацию и т.п.
2. Исторический метод позволяет выяснить, как возникает и развивается конституционное право.
Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности конституционного права на разных этапах его исторического развития, в том числе отличительные черты современного состояния.
3. Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов, например, изучить общественное мнение по конкретным вопросам государственной и общественной жизни, собрать данные о работе органов исполнительной власти.
4. Статистический метод состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества, т.е. получить количественные показатели того или иного явления.
5. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные элементы системы в целях выявления их сходства и различий, что позволяет делать научные обобщения и выявление наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.
6. Функциональный метод позволяет проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций (например, исследовав функции государства, можно понять его сущность).
4 вопрос: Исторические этапы развития науки конституционного права РФ.
В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:
– дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 гг.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 – октябрь 1917 гг.);
– тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 80-х гг.).
Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицательное или положительное) влияние на последующее развитие.
Нынешний, демократический, тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через "отрицание отрицания" он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но это, все же, не простое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией.
Дореволюционное конституционное (государственное) право. Со второй половины XIX в (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. царем был издан Манифест, провозгласивший "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах.
Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно партий конституционных демократов (кадетов). В программе этой партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Правые же партии, черносотенцы ("Союз русского народа") упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя.
Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обстановка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против революционеров, использованию военно-полевых судов, других чрезвычайных мер поддержания общественного порядка. Демократизация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.
В ходе февральской (1917 г.) революции конституционная монархия была легитимно свергнута Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь, отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. 1 сентября 1917 г Россия провозглашается республикой, вскоре прекращает работу Государственная Дума.
Русское государствоведение конца XIX – начала XX в. образует единый этап развития науки государственного права. В то же время этот этап можно разделить на два периода: до издания Манифеста 17 октября 1905 г. и после. В первый из этих периодов наука государственного права делала акцент на изучении зарубежных форм правления, подчеркивала, например, преимущества английской конституционной монархии, что способствовало осознанию отсталости российского самодержавного строя и подталкивало власти к реформам. Во втором периоде началась разработка теории новой формы правления в России.
Для русской школы государственного права была характерна тесная связь с философскими учениями, развивавшимися в российском и европейском обществе. Отсюда три основных направления в науке государственного права' либерализм, позитивизм и социологический позитивизм, которые, однако, не лишены были взаимопроникновения идей.
Среди ученых либерального направления выделялся Б.Н. Чичерин (1828 – 1904). Он стремился перенести на российские условия западную модель государственной власти. Отсюда его убеждение в необходимости конституционной монархии, что тогда означало отказ от неограниченного самодержавия. Он предлагал создать двухпалатный представительный орган сословного характера с большими правами. Как истинный либерал, Б.Н. Чичерин стоял на позициях естественного права, правового государства, разделения властей, отстаивал обязанность государства охранять гражданские и политические свободы, особенно выделяя для этого независимость суда.
Крупнейшим представителем юридического позитивизма был Н.М. Коркунов (1853 – 1904). Как все позитивисты, он был против естественного права, хотя и видел в государстве "общественный союз, представляющий собой... принудительное властвование над свободными людьми" Государственное право, по его мнению, определяет организацию государственной власти, регулирует ее деятельность и устанавливает права и обязанности граждан. Н.М. Коркунов внес большой вклад в разработку вопроса о под–законности указов и других актов государственного управления, считая это важным условием конституционной законности.
Сторонники социологического позитивизма как бы уходили от игнорирования социальных факторов, что было свойственно юридическому позитивизму, вносили в государственное право социально-политические акценты. Представитель этого направления А.С. Алексеев, у которого исследователи отмечают также значительное тяготение к юридическому позитивизму, много сделал для разработки теории правового государства с его правлением через приоритет законов. Под государственным правом он понимал "совокупность норм, определяющих существо и организацию верховной власти, состав и деятельность властей подчиненных, права и обязанности подданных".
Последовательным сторонником социологического позитивизма выступал М.М. Ковалевский (1851 – 1916). Он развивал резко оппозиционные взгляды по отношению к самодержавию, находился под влиянием – революционных идей, за что был даже уволен из Московского университета.
Крупным представителем социологического позитивизма в науке государственного права был также В.В. Ивановский. Он считал, что государственное право не чисто юридическая наука, а часть обществоведения; ее предметом является не только форма государства, но и государство в целом.
Из крупных ученых-государствоведов, работавших в последние десятилетия XIX в., необходимо также отметить А.Д. Градовского, С.А. Котляревского. М.И.. Свешникова и др.
После 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки во многом меняется. Ее представители сосредоточивают свое внимание на проблемах народного представительства и его соотношении с верховной самодержавной властью.
Тоталитарное конституционное (государственное) право. Оно начинает складываться, начиная с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот.
О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее, в отличие от других союзных республик, не было даже своего высшего партийного органа – всем вершил союзный ЦК ВКП (б), а затем ЦК КПСС.
Как исходные принципы, так и последующее развитие тоталитарного государственного права обусловливались учением марксизма-ленинизма, которое рассматривает государство как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с целями коммунизма.
Общий подход большевиков к государству был не просто далек от распространенной на Западе концепции правового государства, но прямо противоположен. Государству никаким образом не предписывалось охранять права и свободы граждан или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, даже если речь шла о представителях "трудящихся классов". На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворение общих интересов.
Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права.
За последние годы наука конституционного права обращена
к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, чтобы соответствующим образом использовать удачные конституционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.
Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают центральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в научной литературе.
Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начинает глубже изучать политологические аспекты конституционных институтов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конституционного права и политики. С учетом этого и ранее обозначенных особенностей наука конституционного права в Российской Федерации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.
5 вопрос: Значение и роль правовых позиций Конституционного Суда РФ в развитии науки
конституционного права.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в мотивировочной и резолютивной частях его решений, представляют собой эффективные способы научного обоснования и интерпретации действующих конституционно-правовых норм, а также эффективные правовые средства их реализации на практике, оказывают существенное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность в России на современном этапе. В правовых позициях отражены основные элементы предмета конституционно-правового регулирования через толкование принципов конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и принципов осуществления деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, раскрывается содержание принципов конституционного права, что позволяет обеспечить реальное взаимодействие теории и практики конституционализма в современной России.
6 вопрос: Конституционное право как учебная дисциплина.
Термин «Конституционное право Российской Федерации» обозначает также соответствующую юридическую дисциплину, соответствующий учебный курс, представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права применительно к учебным целям.
Конституционное право России является одной из основных отраслей системы права Российской Федерации, поэтому независимо от получаемой специальности ее изучение должно быть обязательным всистеме высшего юридического образования. Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.
Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального организма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический (догматический) методы.
Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение
к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит досконально изучить соответствующую отрасль отечественного
права.
Преподавание курса «Конституционное право России» опирается на знания, полученные при изучении теории государства и права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знание конституционного права способствует усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.
Думается, нет необходимости доказывать, что юристу нужно знать основные положения Конституции России, основные права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти, их компетенцию и соподчиненность; а также разбираться в других вопросах, которые составляют предмет конституционного права России.
Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста.