Лекция № 4. Теоретические основы Конституции РФ.




 

План:

1) Основные черты и юридические свойства Конституции РФ.

2) Правовая охрана и толкование Конституции РФ.

3) Функции Конституции РФ.

4) Порядок пересмотра Конституции РФ, принятие конституционных поправок и изменений.

5) Реализация Конституции РФ.

6) Конституционно-правовая ответственность.

 

1 вопрос: Основные черты и юридические свойства Конституции РФ

 

Основными чертами Конституции РФ можно назвать:

1. Народность Конституции (особый субъектный состав, устанавливающий Конституцию).

Народность Конституции выражается в том, что в ней получает выражение государственная воля народа, впервые в конституционной истории нашей страны проголосовавшего за принятие Конституции на референдуме. Народность Конституции проявляется также в том, что ее нормы устанавливают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).

2. Реальность Конституции России выражается в том, что ее предписания гарантированы государственными и общественными структурами и реально исполнимы.

Реальность Конституции РФ имеет несколько аспектов:

а) соответствие предписаний Конституции характеру общественных отношений, которые сложились в России к моменту ее принятия;

б) учет конкретных исторических, политических, географических особенностей РФ;

в) предвидение социальных последствий, действий конституционных установлений;

г) гарантированность Конституции, установление ее высшей юридической силы.

3. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы обязательны для органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

4. Преемственность как одна из основных черт Конституции означает, что каждая вновь принимаемая Конституция связана с предшествующими, сохраняет правовые традиции и принципы, которые были созданы в процессе деятельности личности, общества, государства.

5. Стабильность Конституции РФ. Стабильность Конституции РФ означает ее неизменность в течение длительного времени.

6. Легитимность Конституции органически связана с ее народностью.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

 

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства Конституции РФ – это особенности Конституции РФ, которые отличают ее от иных нормативных правовых актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

1. Конституция РФ представляет собой нормативный правовой акт. Следовательно, Конституция РФ:

а) состоит из норм права, которые носят общеобязательный характер;

б) адресована неопределенному кругу лиц;

в) действие норм Конституции обеспечивается принудительной силой государства.

2. Верховенство Конституции. Верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам государства.

Гарантиями обеспечения верховенства Конституции РФ выступают:

а) конституционный контроль, который в России осуществляется Конституционным Судом РФ, большинство полномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

б) право Президента РФ отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону страны, а также право приостанавливать действие противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 115; ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

3. Конституция РФ является базой текущего законодательства. Это означает, что конституционные принципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности.

4. Действие Конституции РФ на всей территории России.

5. Особый порядок пересмотра, внесение поправок и изменений в Конституцию РФ.

Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.

6. Особая правовая охрана Конституции РФ.

Таковы основные юридические свойства конституции, которые предопределяют ее характеристику как особого правового акта.

 

2 вопрос: Правовая охрана и толкование Конституции РФ.

 

Влияние конституционных норм на развитие любого государства чрезвычайно велико. Однако конституция лишь тогда станет реально и непосредственно действующей, когда ее нормы будут работать

в повседневной жизни, будут значимы для любого человека. История знает немало совершенных конституций, отвечающих интересам народа данного государства. Конституция Российской Федерации также содержит демократические, гуманные принципы и нормы. Однако, если не будет действовать механизм реализации норм конституции, то может сложиться такая ситуация, когда закрепленные в основном законе нормы будут соседствовать с антиконституционной практикой. Поэтому всегда встает вопрос об юридической охране конституции. Проблемам правовой охраны конституции в юридической литературе всегда уделялось большое внимание.

Под правовой охраной конституции принято понимать совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности1. Правовую охрану конституции можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт.

Этот правовой институт образует охранительный механизм, включает в себя нормы:

1. Регулирующие конституционный контроль;

2. Устанавливающие особый порядок принятия, изменения конституции;

3. Обеспечивающие верховенство основного закона в иерархии законодательных актов;

4. Устанавливающие ответственность за нарушение конституционных положений.

Конституционный контроль – это форма проверки на соответствие Конституции РФ нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти.

Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться.

Конституционный контроль можно классифицировать по ряду признаков:

1. По времени осуществления:

а) предварительный (превентивный, предупредительный) контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу;

б) последующий (репрессивный) конституционный контроль, который распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие.

2. По форме:

а) абстрактный контроль, означающий проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом;

б) конкретный контроль, который осуществляется только в связи с каким-то (чаще всего судебным) делом, при разрешении которого подлежат применению определенная норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.

3. По содержанию:

а) формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституционности;

б) материальный контроль, который имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

4. По месту осуществления:

а) внутренний контроль, проводимый самим органом, издавшим акт;

б) внешний контроль, проводимый иным органом.

5. С точки зрения правовых последствий:

а) консультативный – решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой;

б) постановляющий контроль – решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, т.е. если оно объявляеь акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу).

Правом запроса о соответствии Конституции РФ того или иного акта обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

К объектам конституционного контроля относятся:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) внутригосударственные договоры;

4) акты палат Федерального Собрания;

5) нормативные акты Президента РФ;

6) нормативные правовые акты Правительства РФ;

7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;

8) не вступившие в силу международные договоры РФ.

Толкование Конституции РФ

Необходимость института официального толкования Конституции вызывается целым рядом причин:

краткость изложения правоустанавливающих положений;

многозначности используемых в ней терминов;

недостаточная согласованность норм Конституции РФ;

несовершенство законодательной техники, наличие прямых пробелов.

 

Действующая Конституция закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся:

Президент РФ

Совет Федерации РФ

Государственная Дума

Правительство РФ

Органы законодательной власти субъектов РФ

 

Конституционный Суд РФ по собственной инициативе не может проводить толкование Конституции РФ.

Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах).

Давая толкование конституционных норм, Конституционный Суд РФ применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический, специально-юридический и др.

 

3 вопрос: Функции Конституции РФ

 

 

Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что содержание его по многим позициям имеет проблематичный характер и некоторые функции Конституции несут в себе больше желаемый, чем действительный характер. Поэтому у студента возникает прекрасная возможность поразмышлять по отдельным позициям данного материала, проявить самостоятельность суждений и прогнозных догадок.

Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и специальным назначением права в жизни общества2.

Функции конституции – различные проявления назначения конституции, отражающие ее роль в жизни общества.

Понятие функции применительно к конституции стало осмысливаться в современных исследованиях для того, чтобы показать роль и предназначение конституции в сферах общества и государства,

в жизни различных стран и народов. Конституционное право как одна из отраслей права может разниться от страны к стране и от периода

к периоду в отдельно взятой стране. В такой же степени наиболее важное понимание конституции и ее роли в жизни и правовой системе страны может различаться в различных странах2.

В теории конституционализма указывается на несколько взаимосвязанных друг с другом функций основного закона.

1. Юридическая (правовая) функция

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется

в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом по преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

В системе источников права Конституция РФ является высшим звеном правовых актов государства. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов, кроме всего прочего, подчеркивается, что

в Российской Федерации не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления

в юридическую силу федеральных законов. Эта норма, сама по себе естественная для государства с федеративным устройством, – своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов Федерации, которое отличалось в последние годы не просто чрезмерной независимостью, но и стремлением создания внутреннего «сита» для федеральных законов.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход

к действительному разделению властей, системе самоуправления

и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.

3. Организационная функция

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д. Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.

4. Политическая функция выражает роль конституции

в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Ограничительная функция

Смысл ее заключается в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан есть признак правового государства и развитого гражданского общества.

6. Стабилизирующая функция

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно. Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

7. Воспитательная функция

Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.

От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются. Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней,

к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму,

нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни3. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президент РФ издал Указ «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» от 29 ноября 1994 г. № 21314.

В демократическом государстве конституция призвана выполнять еще одну важную функцию – обеспечивать интеграцию общества и формировать национальную идентичность. Конституции способствуют интеграции общества, если они олицетворяют цели, чаяния, ценности и основные убеждения, разделяемые его членами и сплачивающие их5.

В революционные эпохи нередко конституции не реализовали интегративную функцию, тогда государства распадались или процесс дезинтеграции приводил к появлению новых государств, как правило, на территории бывшей империи. Такая участь постигла Российскую империю, которая распалась под давлением трех русских революций начала ХХ века. Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.

Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

 

4 вопрос: Порядок пересмотра Конституции РФ, принятие конституционных поправок и изменений.

 

Впервые в истории Российского государства Конституция была принята всенародным голосованием, которое проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ

12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ». В соответствии с Положением Конституция РФ считается принятой, если за ее принятие проголосовало более

50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в нем приняли участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей. Итоги референдума по принятию Конституции РФ были следующими: приняли участие в голосовании – 58 187 755 избирателей (или 54,8% зарегистрированных избирателей); проголосовали «за» –

32 937 630 избирателей (или 58,4%); голосовали «против» –

23 431 333 избирателя (или 41,6%). Таким образом, проект Конституции РФ получил одобрение на референдуме и в соответствии с результатами голосования был введен в действие 25 декабря 1993 года, т. е. после официального опубликования Конституции РФ в «Российской газете». Одновременно прекратила действовать Конституция РФ, принятая 12 апреля 1978 года (с последующими изменениями и дополнениями).

В Нижегородской области на основании протоколов

2455 участковых избирательных комиссий шесть окружных избирательных комиссий области определили, что в голосовании приняли участие 1 480 964 человека, или 50,38% от числа зарегистрированных избирателей.

За принятие Конституции РФ в Нижегородской области проголосовало 820 215 избирателей, или 57,47%. Против принятия Конституции РФ проголосовало 607 076 избирателей, или 42,53%7.

В то же время целый ряд регионов – субъектов РФ не поддержали при голосовании проект новой Конституции РФ. Например, высказалось против: в Башкортостане – 57%; в Адыгее – 61%; в Дагестане – 79%;

в Карачаево-Черкесии – 58%; в Мордовии – 62%; в Чувашии – 58%. Поэтому принятие в Российской Федерации новой Конс­титуции

не означает, что уже имеется целостная теория конституционализма и решены все вопросы.

В главе 9 Конституции РФ установлен порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных отношений.

Существует следующий порядок внесения поправок в Конституцию России и пересмотра ее положений.

В ст. 134 Конституции РФ определен круг субъектов, которые наделены правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции.

К ним относятся:

1. Президент Российской Федерации.

2. Совет Федерации.

3. Государственная Дума.

4. Правительство.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Согласно ст. 135 Конституции РФ Федеральным Собранием – парламентом не могут быть пересмотрены положения глав 1, 2

и 9 Конституции России. Если же предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом8 должно быть созвано Конституционное Собрание.

В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с порядком формирования Конституционного Собрания. В законопроектах рассматривались несколько вариантов такого формирования: представительный, выборный и смешанный.

Конституционное Собрание должно будет принять одно из следующих решений:

1) подтвердить неизменность Конституции РФ;

2) разработать проект новой Конституции РФ, который может быть принят:

а) самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов;

б) всенародным голосованием-референдумом.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (ст. 136) принимаются

в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Он установлен ч. 2 ст. 108 Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 3/4) голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступает в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ 31 октября 1995 года рассмотрел дело

о толковании ст. 136 Конституции РФ. Поводом к рассмотрению

дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания

о толковании данной статьи.

В постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только

в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Конституционный

Суд РФ постановил, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона Российской

Федерации о поправке к Конституции РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке

к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления

в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ регулируются Федеральным законом от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

В ст. 137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения

ст. 65 Конституции РФ в следующих случаях:

– принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта;

– изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

– изменения наименования субъекта Российской Федерации.

В первых двух случаях изменения вносятся на основании федеральных конституционных законов.

17 декабря 2001 года был принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2.

Что же касается порядка изменения ст. 65 Конституции РФ в части перенаименования субъекта РФ, то в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ отмечается, что изменение наименования субъекта РФ в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

Студентам следует обратить внимание еще на один важный момент. В случае, когда обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 92).

Несомненно, Конституция Российской Федерации предусматривает более усложненный порядок ее изменения, в отличие от ранее существовавшего, когда поправки на Съезде народных депутатов вносились лишь 2/3 голосов от общесписочного состава депутатов.

 

 

5 вопрос: Реализация Конституции РФ.

Процесс реализации конституции уникален и не имеет аналогов по причине ее неповторимости, особых юридических свойств как Основного закона государства. Кроме этого специфика реализации конституции дополняется особенностями реализации ее отдельных положений и институтов.

Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний (норм права) в поведении субъектов права.

Реализация конституции – это процесс воплощения конституционных норм во многих сферах общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты.

Реализация начинается тогда, когда действием конституции воспользовались соответствующие субъекты.

Довольно часто возникает вопрос действующая у нас Конституция или нет?

Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо обратиться к самому понятию действие.

Действие – это проявление всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение социальных субъектов.

Реализация конституционных норм – одна из форм действия конституции.

В свою очередь, реализация конституции может осуществляться в нескольких формах.

1. Соблюдение – это такая форма реализации, которая охватывает всю систему субъектов и почти все конституционные нормы.

Необходимо обратить внимание, что это единственная форма, в которой происходит реализация конституционных запретов.

Например, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ – «никто не может присваивать власть в РФ», ч. 5 ст. 13 Конституции РФ – «запрещается создание деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и т.д.».

2. Исполнение – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. По характеру оно противоположно соблюдению.

Исполнение всегда предполагает более высокую степень активности субъектов. Исполнение обычно требует документального оформления.

В форме исполнения реализуются конституционные нормы об основных обязанностях граждан, государственных органов и самого государства.

Например, ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», ст. 58, ст. 88 Конституции РФ.

3. Использование – представляет такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

Причем, эти действия могут иметь активный и пассивный характер. Например, граждане по общему правилу сами решают вопрос об использовании либо неиспользовании своих прав и свобод, т.е. основывается на их инициативе. Но осуществление (использование) прав и свобод человека и гражданина не является абсолютным. Осуществление (использование) прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

К сожалению, сейчас социально-правовая активность находится на весьма низком уровне.

4. Применение – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Например, издание Президентом РФ указа об образовании нового министерства. Данный юридический факт побуждает Правительство РФ к правоприменительной деятельности по правовому и организационному оформлению такого министерства.

Такая деятельность имеет активный характер, характеризуется тем, что при применении конституционных норм одни участники отношений наделяются субъективными правами, а на других возлагаются обязанности посредством издания индивидуально-конкретных актов.

 

6 вопрос: Конституционно-правовая ответственность.

 

Конституция без ответственности декларативна. Между тем в некоторых случаях столь принципиальное положение игнорируется или не понимается как на теоретическом, так и на законодательном уровне. Это свидетельствует о том, что роль конституционно-правовой ответственности недооценивается ни современной наукой, ни законодателем.

Конституционно-правовая ответственность– публично правовая ответственность, выражающаяся в обязанности обеспечивать действие норм отрасли конституционного права в позитивном смысле и в несении субъектами конституционно-правовых отношений неблагоприятных последствий за нарушение этих норм в негативном смысле.

В Конституции России прямо не признается конституционно-правовая ответственность в качестве отдельного института. Показательно и то, что слово "ответственность" употребляется лишь в трех ее статьях - 41, 54, 122, причем в последней речь идет исключительно об уголовной ответственности.

Однако необходимость адекватных мер воздействия на субъектов конституционно-правовых отношений в целях защиты Конституции России вытекает непосредственно из закрепленных ею основ конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту целого комплекса конституционных ценностей: прав и свобод личности, суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной власти, единства экономического пространства и т.д. Поэтому законодатель должен установить контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение всеми субъектами конституционно-правовых отношений их конституционной обязанности - соблюдение Конституции и недопущение не соответствующего ей поведения. Такой контрольный механизм в случае невыполнения субъектами конституционно-правовых отношений указанной обязанности не может не предполагать наступления для них негативных последствий, включая, безусловно, меры конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность служит важным инструментом обеспечения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя есть прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Поскольку в России нет однозначного конституционного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин "конституционно-правовая ответственность" и признает наличие ее мер в федеральных законах (см., например, определения от 19 апреля 2001 г. N 65-О и от 6 декабря 2001 г. N 249-О).

На основе Конституции РФ Конституционный Суд сформулировал ряд принципов, которыми должен руководствоваться законодатель при регулировании конституционно-правовой ответственности. Так, Суд последовательно проводит принцип определенности основания ответственности - четкого установления всех элементов состава конституционного деликта, чтобы избежать неоднозначного понимания и, следовательно, ошибок при применении. Из правовых позиций Конституционного Суда следует, что меры конституционно-правовой ответственности должны соответствовать требованиям справедливости и соразмерности. Санкции должны соизмеряться как с конституционно установленными целями и ценностями, так и с характером совершенного конституционного деликта и иными факторами. Отступление в законодательных актах от указанных конституционных постулатов ведет к признанию Конституционным Судом таких актов не соответствующими Конституции РФ. В частности, вследствие неопределенности оснований ответственности он признал не соответствующим Конституции установление отзыва выборного должностного лица, если такой отзыв допускается вне связи с конкретными решениями или действиями (бездействием), которые могут быть подтверждены или опровергнуты в судебном порядке (постановление от 2 апреля 2002 г. N 7-П). По причине нарушения принципа соразмерности Конституционный Суд, например, оценил как не соответствующие Конституции содержащиеся в п.3 ст.64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в п.3 ст.92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" положения, которые при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным "определением достоверности результатов волеизъявления избирателей", принявших участие в голосовании (постановление от 15 января 2002 г. N 1-П). Конституционно-правовой ответственности как особому виду юридической ответственности присущи все основные признаки последней. Она наступает на основе правовых норм за деяния, не соответствующие этим нормам, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов (инстанциями ответственности), связана с государственным принуждением. Вместе с тем конституционно-правовая ответственность, являясь составной частью конституционно-правового принуждения, обладает теми свойствами, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления. Одним из существенных отличительных признаков конституционно-правовой ответственности служит ее основание, которое во многом определяет характеристику конституционно-правовой ответственности в целом.

Основание конституционно-правовой ответственности - это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-пр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: