Лекция № 1. Конституционное право России как отрасль права




 

План:

1) Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Методы конституционно-правового регулирования.

2) Конституционно-правовые нормы: понятие, критерии классификации, особенности содержания.

3) Конституционно-правовые отношения: понятие и виды. Особенности субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

4) Источники конституционного права РФ: понятие и виды.

 

1 вопрос: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Методы конституционно-правового регулирования.

 

Конституционное право России – это основополагающая (базовая, ведущая) отрасль всей системы права Российской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это наиболее общая дефиниция, охватывающая самые важные объекты регулирования. Из определения видно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы (например, государственный язык, государственные символы, порядок внесения поправок в Конституцию РФ), хотя, конечно, и им могло бы найтись место.

Из теории государства и права известно, что единая система права объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей (наряду, например, с уголовным, гражданским и другими) ведущее место занимает конституционное право.

И такая роль обуславливается следующими факторами:

В первую очередь, из-за особенностей регулируемых ими общественных отношений. Эти правоотношения составляют начало для всех иных отношений, регулируемых другими отраслями права, так как именно в них закреплены основы устройства общества и государства, основные права, свободы и обязанности граждан, так как они определяют многие сферы общественного развития.

Конституционное право занимает ведущее место в системе права и в силу характера и содержания его основного источника – Конституции РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Конституция РФ закладывает правовую базу для установления и функционирования ведущих институтов конституционного права России.

В нормах конституционного права закреплены основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими для других отраслей права, и в этом проявляется его системообразующая роль.

Конституционное право фиксирует основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права.

Конституционное право устанавливает государственно-территориальное устройство и разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в федеративных государствах.

Конституционное право учреждает систему органов государственной власти и местного самоуправления, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности.

Конституционное право играет роль в формировании и функционировании международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Роль конституционного права как ведущей отрасли правовой системы обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их издающие, и соотношение их юридической силы.

 

Таким образом, подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что именно с конституционного права России начинается формирование всей системы национального права, что именно оно дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Обратим ваше внимание, что Конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права, оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.

 

Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования, которые являются первоначальными и основными критериями деления системы права на отрасли.

В теории государства и права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом.

По сравнению с другими отраслями предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ (т.е. принципы, на которых основано устройство государства и общества).

2) основ правового статуса человека и гражданина.

3) федеративного устройства России; состава РФ и компетенции ее субъектов; исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов; верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов;

4) организации и функционирования системы органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

 

Необходимо отметить, что предмет конституционного права в любой стране, в том числе и в России, не является чем-то застывшим и неизменным. На протяжении всей истории нашего государства он подвергался значительным изменениям. На сегодняшний день, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше, что повлечет за собой расширение предмета конституционного регулирования.

Для выявления специфики конституционного права большое значение имеет определение не только его предмета, но и определение используемых методов правового регулирования общественных отношений.

В теории государства и права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Регулируя общественные отношения, законодатель избирает такие приемы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

Политическая практика является критерием истинности многих конституционных установлений. Политический фактор преобладает в конституционном праве. Здесь, по сравнению с иными отраслями, он наиболее выражен. В этом одна из особенностей метода данной отрасли права. Вторая его существенная сторона состоит в широком использовании приемов и средств, типичных для нравственного регулирования.

 

Конституционное право содержит универсальные способы воздействия на общественные отношения, а именно:

Дозволение

Возложение обязанностей (предписание)

Запрет

 

Метод запрещения.

Метод запрещения – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении на своих адресатов юридической обязанности воздержаться от совершения определенных, юридически значимых действий в условиях, которые предусмотрены соответствующей номой.

Например, согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Так, согласно ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Кроме этого, метод запрета используется в нормах статей 17, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 и др. нормах Конституции РФ.

Данный метод является необходимым юридическим средством охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений, создания преград для социально вредного поведения, обеспечения организованности в обществе.

 

Метод предписания.

Метод предписания (обязывания) – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении на участника правоотношения юридической обязанности совершить определенное действие в условиях, предусмотренные данной нормой.

Например, статья 57 Конституции РФ закрепляет за каждым обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Посредством предписания провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся, прежде всего, к организации и деятельности органов государственной власти, а также к исполнению долга гражданина пред государством.

Обратим Ваше внимание на то, что применительно к конституционному праву методы обязывания и запрещения в совокупности образуют метод субординации. Суть его состоит в реализации в деятельности государственного органа принципа «можно только то, что прямо предписано нормой конституционного права», в отличие от физических лиц, которые в основном действуют, основываясь на принципе «можно все, что не запрещено законом». Данное ограничение устанавливается, как правило, в интересах защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

 

Метод дозволения.

Метод дозволения – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в юридическом разрешении совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных соответствующей нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Например, согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Данный метод применяется при определении полномочий государственных органов, а также в случаях, когда речь идет о нормах, формулирующих права, свободы человека и гражданина. В подобных ситуациях указанный метод является ключевым элементом правового регулирования, призванным обеспечить социальную свободу и активность индивида, общественных объединений, а также осуществление реальных прав человека. Поэтому в современных условиях методу дозволения в конституционном праве придается все большее значение.

Обратим внимание, что некоторые исследователи (например, Авдеенкова, Дмитриев) выделяют метод правового гарантирования, то есть закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориальное устройство, системы органов государственной власти и местного самоуправления и гарантирование их реального существования в общественной жизни. Если уголовное право призвано не допустить, ограничить возможность возникновения преступлений, то конституционное право, наоборот, имеет целью гарантировать существование в общественной жизни демократических социальных ценностей.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что в конституционном праве преобладает метод императивного регулирования, однако, с развитием отрасли в ней всю большую роль играет диспозитивный метод.

Конституционное право, применяя вышеназванные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие и основные права, свободы человека и гражданина.

 

2 вопрос: Конституционно-правовые нормы: понятие, критерии классификации, особенности содержания.

 

Характеристика отрасли права невозможна без рассмотрения особенностей составляющих ее норм.

Среди особенностей конституционно-правовых норм выделяют следующие характерные признаки:

 

1. Нормы конституционного права являются основополагающими.

Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции РФ, закрепленной в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Такие нормы устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления.

 

2. Конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер.

Такие нормы обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами, органами государства.

 

3. Конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выражаются в письменной форме.

Значительная их часть содержится, прежде всего, в Конституции РФ, а также в федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах – источниках конституционного права.

 

4. Конституционно-правовые нормы – это правила общего характера.

Конституционные нормы характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права.

Эти нормы предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанностей, компетенции, полномочий, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования, например состояния в гражданстве, состояния субъектов в составе Российской Федерации.

 

5. Конституционно-правовые нормы неперсонифицированны, т.е. они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям субъектов.

К субъектам в данном случае относятся: граждане, юридические лица, народ, нация, Федерация в целом, каждый из субъектов Российской Федерации, каждое из муниципальных образований, государственные органы и должностные лица.

 

6. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.

Как известно, классические правовые нормы состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна трехэлементная структура. Это обусловлено тем обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в юридической литературе называются исходными (учредительными, отправными) юридическими нормами.

Исходные юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо положение материального или процессуального характера. Например, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ «Россия – есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Согласно ст. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» и т.д.

Кроме этого в конституционном праве имеется значительное количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции.

Например, в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ они выражены в следующей форме: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно (в данном случае это диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (это гипотеза).

В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (это диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (это гипотеза).

Обратите внимание, что для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако иногда санкции за нарушение норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.

Например, согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

 

7. Еще одной особенностью конституционных норм является их системность.

Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой.

Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно посредством конституционно-правовых институтов.

 

Таким образом, исходя из вышеперечисленного,конституционно-правовые нормы – общеобязательные предписания (правила поведения), регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, установленные государством либо принятые непосредственно народом и охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

 

Обладая вышеперечисленными особенностями, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. Для того, чтобы правильно применить норму, необходимо ее всесторонне ее проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи и иными нормами данной отрасли.

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.

В основе классификации конституционных норм лежат методики, выработанные общей теорией права и применяемые к большинству отраслей отечественной правовой системы. Вместе с тем, в юридической литературе высказываются разнообразные суждения об основаниях классификации конституционно-правовых норм.

Итак, классификация норм конституционного права может проводиться по следующим основаниям:

 

1. По содержанию (исходя из особенностей круга регулируемых общественных отношений) нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

 

а) нормы, закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ;

б) нормы, устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина;

в) нормы, закрепляющие федеративное устройство;

г) нормы, регулирующие организацию органов государственной власти;

д) нормы, регулирующие организацию местного самоуправления.

 

2. По юридической силе (в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права) конституционно-правовые нормы разделяются на следующие виды:

 

а) нормы, Конституции РФ – они обладающие высшей юридической силой;

б) нормы, закрепленные в федеральных конституционных законах;

в) нормы, закрепленные в федеральных законах;

г) нормы, закрепленные актах субъектов РФ;

д) нормы, закрепленные в подзаконных нормативных актах;

е) нормы, закрепленные в актах органов местного самоуправления.

 

3. По территории действия.

Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционные правовые нормы подразделяются на нормы:

а) действующие на территории всей России (например, нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента и т.д.);

б) нормы, действующие на территории конкретных субъектов РФ (например, нормы конституций республик, уставов других субъектов, нормы законов субъекта и т.д.);

в) нормы, действующие в пределах территорий муниципальных образований (нормы устава муниципального образования, нормы в постановлении главы местной администрации и т.д.).

 

4. По способу воздействия на субъекты права различаются (по характеру содержащихся в них предписаний):

 

а) управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.

 

Таковы все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (например, Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и т.д.),а также права и свободы человека и гражданина.

 

б) обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

 

К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Например, обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы», «сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» и др.

 

в) запрещающие нормы – это нормы, которые содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы.

 

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». Согласно ч. 3 ст. 6 «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

 

5. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные:

 

а) императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

 

Например, ст. 50 Конституции РФ предусматривает, что «никто не может быть осужден дважды за одно и тоже преступление».

Согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ «Никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Из смысла норм видно, что они носят характер императивных.

б) диспозитивные нормы – это нормы, предусматривающие возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

 

Например, согласно ст. 33 «граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

 

6. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные:

 

а) материальные нормы закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права.

 

Примерами норм этой разновидности являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц государственной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и ее субъектов.

 

б) процессуальные нормы определяют порядок реализации норм материального права.

В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе.

Так, в Конституции РФ ч. 1 ст. 100 закрепляется, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

 

7. По времени действия нормы конституционного права подразделяются:

 

а) постоянные, большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них не определен срок действия.

б) временные, действующие в определенные периоды времени, например нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного или чрезвычайного положения.

в) нормы конституционного права, утратившие свое действие. Например, целый ряд таких норм зафиксирован в разделе втором «Заключительные и переходные положения Конституции РФ» и представляют собой лишь исторический интерес.

 

8. По критерию функциональной направленности нормы конституционного права могут быть: регулятивными и охранительными

 

Большая часть конституционных норм имеет регулятивную природу.

Например, положение Конституции РФ, закрепленное в ч. 1 ст. 15, о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

Охранительные нормы чаще представляют собой запреты.

Например, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определяет «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ».

 

3 вопрос: Конституционно-правовые отношения:

понятие и виды. Особенности субъектов и объектов

конституционно-правовых отношений.

 

Следует отметить, что проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Именно через конституционно-правовые отношения реализуются конституционно-правовые нормы.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.

Рассмотрим специфику конституционно-правовых отношений

Во-первых, конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Во-вторых, обладают особым субъектным составом.

Участниками таких правоотношений являются народ, нация, государство и др. субъекты.

В-третьих, конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов.

В качестве таковых выступают жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть, суверенитет и др.;

В-четвертых, конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, стабильностью и устойчивостью.

 

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

 

Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.

Классификация конституционно-правовых отношений:

По основаниям возникновения.

 

Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.

События – это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.

Например, рождение ребенка, признаваемого гражданином РФ, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством. А возникновение стихийного бедствия может служить основанием для введения чрезвычайного положения.

Но наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия. Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий – юридических актов и поступков.

Например, обращение гражданина в государственный орган будет являться правомерным действием или издание акта о назначении выборов и т.д.

 

2. По содержанию конституционно-правовые отношения могут быть материальными и процессуальными.

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения.

В процессуальных правоотношениях реализуется порядок реализации правовых действий.

 

3. По форме конституционно-правовые отношения делятся на правоотношения в собственном смысле и правовые состояния.

Правоотношения в собственном смысле характеризуются тем, что в них четко определены права и обязанности субъектов.

В правовых состояниях права и обязанности субъектов отношений имеет менее определенный характер. Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

4. В зависимости от вида норм выделяются правоустановительные и правоохранительные конституционно-правовые отношения.

В правоустановительных отношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения.

Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ декларирует: «В Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Правоохранительным считается такое правоотношение, целью которого является охрана предписания правовой нормы.

Они возникают как реакция государства на неправомерное поведение субъектов правоотношений, с их помощью реализуются меры юридической ответственности.

Например, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено положение, что «в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей».

 

5. В зависимости от времени существования конституционно-правовые отношения разделяют на постоянные и временные.

Период действия постоянных правоотношений не определен. Например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе.

Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. Например, формирование окружных и участков избирательных комиссий в период избирательной кампании.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк.

Субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Необходимо отметить, что понятия «субъект права» и «субъект конституционно-правового отношения» близкие, но не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения – это субъект, вступивший в конкретное правоотношение.

А субъект конституционного права – это возможный участник такого правоотношения.

 

Среди субъектов конституционно-правовых отношений можно выделить следующие субъекты:

1. Многонациональный народ РФ, нации, этнические общности, народности.

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена прежде всего тем, что он в соответствии со ст. 3 Конституции РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в России.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в государственную Думу, выборов Президента РФ.

Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так и с органом государственной власти по вопросам затрагивающим их интересы (например, по поводу национальной государственности).

 

2. Среди субъектов конституционно-правовых отношений выделяютсяИндивиды (физические лица) – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.

Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища, с въездом в Российскую Федерацию.

 

4. Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется, прежде всего, Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

 

5. К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты в составе Российской Федерации.

Субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – все они равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени.

Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Конституционные правоотношения также возможны и между самими субъектами.

 

6. К участникам конституционно-правовых отношений относятся органы государственной власти.

К ним относятся: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды и т.д.

Органы государственной власти созданы для реализации функций государства и обладают властными полномочиями по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (например, принятие законов, контроль деятельности других органов, исполнение законов и т.д.).

 

7. К участникам конституционно-правовых отношений относятся органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии с указанной статьей Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы.

 

8. К участникам конституционно-правовых отношений относятся общественные объединения граждан.

Общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

 

9. К участникам конституционно-правовых отношений относятся также и юридические лица.

Юридические лица – это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Это государственные предприятия, фирмы, хозяйственные объединения и др. коллективные субъекты имущественных правоотношений.

 

Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции РФ.

 

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных отношений с объектами.

 

Объектами конституционно-правовых отношений являются предметы и явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений, т.е. то на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

 <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: