Основной теоретический материал для самостоятельного изучения




Тема «Образы киномузыки»

Музыкальный жанр – это многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Вы уже могли встречаться с такими примерами музыкальных жанров как песня, романс, вальс, кантата, опера, марш, увертюра, прелюдия, соната - всё это характерные примеры различных музыкальных жанров. Различают музыкальные жанры по особенностям формы и содержания произведений. В качестве примера рассмотрим марш. Его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к строевому шагу. Другим примером может служить колыбельная песня, которая предназначалась для убаюкивания малыша. Нежный голос матери окутывал малыша тёплой лаской, погружал в размеренный ритм укачивающих движений. Все жанры взаимосвязаны, они непрерывно обмениваются средствами выразительности. Сложный музыкальный образ часто создаётся из интонаций нескольких жанров. Музыкальные жанры обновляются и развиваются, подстраиваясь под изменчивый ритм жизни. Именно так появилась киномузыка. Классические жанры стали наполняться новым содержанием.

1. Изучаем материал по ссылке:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7178/main/254735/

- «начнем урок»,

- «основная часть»,

- «тренировочные задания»

!!! Чтобы правильно ответить на вопросы «тренировочные задания», внимательно прослушайте видео и прочтите материал.

2. Ответы на «тренировочные задания» скрин перешлите.

3. Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Основной теоретический материал для самостоятельного изучения

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Первый киносеанс состоялся 22 марта 1895 года в Париже. Узкому кругу друзей братья Люмьер показали коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». И вот следующий показ. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» вызвал настоящую панику у зрителей. Люди вскакивали с мест и убегали из зала. Складывалось впечатление, что приближающийся поезд выскочит из экрана и раздавит их. Это казалось кошмаром, и тогда кинематограф обратился к музыке. Показ фильмов проходил в специальных помещениях и сопровождался игрой пианиста (тапёра). Тапёр – музыкант второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы. В основном это были импровизации в стиле джаза, блюза. Пианист своей игрой «изображал» и «оживлял» происходящее на экране, определяя настроение картины. Пианистам приходилось импровизировать на ходу. Разные сюжеты кино сопровождалась соответствующей музыкой: мелодрама – надрывно-романсовой, комедии – юморесками, приключенческие – галопом. Впоследствии режиссёры обратились к экранизациям классических произведений. Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» впервые была экранизирована Жоржем Мельесом в 1902 году. Это была немая, чёрно-белая лента.

С тех пор десятки раз кинорежиссёры представляли зрителю свои версии бессмертного сюжета. Фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», вышедший в 1969 году, прославился благодаря музыке Нино Рота. Колорит Италии передан не только благодаря красочным костюмам, но и с помощью музыки, выдержанной в духе того времени.

В 1954 году в Советском Союзе вышла экранная версия балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Эту постановку высоко оценил Франко Дзеффирелли. В одном из своих интервью он сказал: «Во время работы над фильмом я часто обращался к творению Сергея Прокофьева и Галины Улановой, к традициям русского балета. В балете Прокофьева есть всё: и большая идея, и высокий, неукротимый дух, и наш национальный темперамент».

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

В отечественном кинематографе музыка к фильмам нередко создавалась композитором в тесном содружестве с режиссёром. Примером такого взаимодействия служит музыка Сергея Прокофьева к кинофильму режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В кульминационной сцене созыва на бой звучит колокол, символизирующий беду. Вступает хор.

«Вставайте, люди русские!» начинается протяжно, тревожно, постепенно наращивая темп и переходя в марш. Музыка воодушевляет на подвиг.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

В 1934 году на экраны СССР вышла комедия «Весёлые ребята». Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый «Марш весёлых ребят» Исаака Дунаевского.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Лента «Весёлые ребята» стала первой музыкальной кинокомедией в советском кинематографе. С неё началась блестящая карьера композитора Дунаевского в кино.

За «Весёлыми ребятами» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях последовал «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта».

Фильм «Дети капитана Гранта» был поставлен режиссёром Владимиром Вайнштоком. Это была экранизация популярнейшего в те годы романа французского писателя Жюля Верна. Роман 1866 года (по другим данным – 1867-1868 годов) повествовал об опасном путешествии в поисках пропавшего капитана Гранта и об увлекательных приключениях, которые пережили герои романа.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте). О ней Шостакович напишет: «Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента…»

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

До сих пор в нашей стране исполняются произведения из фильма: «Песенка Роберта» или по-другому «Весёлый ветер», «Песенка о капитане».

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Экранизация трагедии Шекспира известного итальянского режиссёра Ф.Дзеффирелли появилась в конце 60-х гг. XX в. Фильм обошёл экраны всей планеты и завоевал несколько премий «Оскар». Тема любви из кинофильма, которую сочинил композитор Нино Рота, раскрывает чувства влюблённых. Заглавную композицию можно назвать лейтмотивом фильма. Это грустная, светлая мелодия выражает романтические мечтания героев. Солирует фортепьяно. Оркестр дополняет музыкальную картину.

В кинопавильонах студии Мосфильм, где создавались «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», родился жанр советской музыкальной кинокомедии. Песни Исаака Дунаевского стали основой этих фильмов. Эти наивные комедии полюбились всей стране.

«Весёлые ребята» отражают моральные идеалы того времени. Герои Леонида Утёсова и Любови Орловой борются за своё счастье, справедливость торжествует. Звучат весёлые, лёгкие песенки.

Фильм «Дети капитана Гранта» можно отнести к жанру приключений. Ему вторит настроение увертюры к картине.

«Александр Невский» – это историческая кинолента. «Вставайте, люди русские!» композитора Сергея Прокофьева – четвёртая часть музыкальной кантаты из фильма. Это хоровая песня – призыв к бою за русскую землю, подражание боевым кличам. Картина была снята в годы Великой Отечественной войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: