Глава 1. Конституционное право граждан РФ на охрану здоровья




Введение

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В Конституции РФ 1993 г. закреплена также и обязанность государства создавать и развивать эффективную государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, которые являются стабилизирующим фактором и гарантом успешного развития страны.

Конституционная характеристика Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции РФ 1993 г.) ориентирует деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения высокого уровня жизни граждан государство направляет свою деятельность, прежде всего, на охрану здоровья населения, чем способствует продлению жизни и улучшению ее качества, как для каждого отдельного человека, так и всего общества в целом; а также на развитие систем санитарно-эпидемиологического благополучия и на этой основе - гарантирование каждому гражданину конституционного права на медицинскую помощь.

Однако за последние 10-15 лет, в процессе формирования рынка медицинских услуг, уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечаются нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь и, в частности, не предоставление всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что преимущественно связанно с недостаточным финансированием государственной системы здравоохранения.

В результате граждане вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств -больные либо приобретают лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивают лечение медицинскому персоналу. Указанная проблема усугубляется низкой заработной платой медицинских работников, которая вполне соизмеримо воспринимается как малоценность труда врача; сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения; значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах. Все это обусловливает бесспорную актуальность изучения вопросов современного состояния конституционно-правового обеспечения права граждан на медицинскую помощь.


Глава 1. Конституционное право граждан РФ на охрану здоровья

 

Конституция Российской Федерации - основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, на который опираются все другие законы нашей страны.

В статье 21 сказано, что никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия.

1. Конституционное право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ:

· каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В статья 42 закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 


Глава 2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

Новый закон призван заменить основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. Он определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медицинских организаций, фармацевтических и медработников.

Среди основных принципов охраны здоровья - доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Законодательством определены права граждан при оказании им медико-социальной помощи.

Представим их в виде следующих групп:. Право на оказание медицинской помощи (статья 19 ФЗ №323). Прежде всего - это право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала (статья 6 ФЗ №323). Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может принести огромный вред здоровью и послужить поводом к требованию возмещения морального вреда в соответствии с ГК РФ.

Пациент имеет право на выбор врача с учетом его согласия (статья 21 ФЗ №323). Если больной отказывается от лечения у конкретного специалиста, это не значит, что его можно оставить без медицинской помощи.

Право на выбор ЛПУ в соответствии с договорами медицинского страхования дает пациенту возможность лечиться в том медицинском учреждении, где он посчитает нужным (статья 21 ФЗ №323).

Больной имеет право на лечение и обследование в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (статья 19 ФЗ №323).

Право на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации других специалистов способствуют более полному обследованию больного (статья 19 ФЗ №323). Однако каждая консультация должна быть обоснована.

Больной имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством (статья 19 ФЗ №323). Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания. За подобные действия предусмотрена уголовная ответственность.

Законодательство предоставляет пациенту право информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (статья 20 ФЗ №323).. Право на получение информации о состоянии своего здоровья (статья 22 ФЗ №323).

Закон позволяет гражданину непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получить консультацию у других специалистов. Не допускается ограничение предоставления информации в зависимости от диагноза пациента. По желанию пациента ему могут быть предоставлены копии медицинских документов, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

Для проведения медицинского вмешательства необходимо получить добровольное согласие пациента (статья 20 ФЗ №323). Если состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос решается консилиумом врачей специалистов, а при невозможности его созыва - лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.

Если пациент не достиг 15-летнего возраста или не дееспособен, согласие на медицинское вмешательство дают его законные представители, при их отсутствии консилиум, а при невозможности его созыва - лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.

Пациент имеет право на:

· Сохранение в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, информации о состоянии его здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; (статья 13 ФЗ №323).

· Информацию о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья;

· Выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана эта информация.

Пациент имеет право требовать допуска к нему священнослужителей и адвокатов.

Законодательством РФ устанавливается уголовная ответственность должностных лиц за сокрытие актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о различных факторах, воздействующих на организм человека. (статья 23 ФЗ №323).. Право на отказ от медицинского вмешательства (статья 20 ФЗ №323).

Отказ от медицинского вмешательства при осведомлении о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и медицинским работником.

Однако существуют случаи, когда оказание медицинской помощи допускается без согласия граждан или их законных представителей (это касается лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, также лиц, совершивших общественно опасное деяние). Под оказанием медицинской помощи в данном случае понимают медицинское освидетельствование, госпитализацию, изоляцию, наблюдение.

Медицинское освидетельствование и наблюдение без согласия пациента может назначать врач, решение о госпитализации выносит суд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: