Составьте хронологию жизненного и творческого пути А.Р.Лурия (со ссылками на страницы текста).




Плетнева Алина

Курс, в/о, 11 группа

Вопросы к монографии А.Р.Лурия

«Этапы пройденного пути. Научная автобиография»

 

История создания книги.

Книга переименовывалась несколько раз.

Сам А.Р. Лурия назвал её сначала «Последняя книга». Не без влияния Е.Д. Хомской Александр Романович отказался от этого названия и дал другое – «Взгляд в прошлое». В итоге книга обрела своё нынешнее название – «Этапы пройденного пути».

Книга была опубликована в США под названием «The Making of Mind» («Сотворение разума»), которое было дано книге не автором, а редактором и переводчиком Майклом Коулом.

Публикация Издательства Московского Университета 1982 года - возвращение к одному из исходных названий, которое в наибольшей степени передаёт суть и смысл книги: «Этапы пройденного пути. Научная автобиография. Под редакцией Е.Д. Хомской».

За основу взят первоначальный русский вариант книги, переданный Александром Романовичем Лурией в Издательство Московского Университета, но в ряде случаев этот вариант был сопоставлен с английским текстом, т.к. тот дорабатывался Лурией позднее.

В своей научной автобиографии Александр Романович Лурия подводит итоги всей своей научной деятельности, знакомит читателя с проблемами, решению которых он посвятил свою жизнь, открытиями, подтолкнувшими не только отечественную, но и всю мировую психологию к развитию, открывает нам суть важнейших исследований исторического развития психики и сделанных выводов, поиск которых он вёл вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым.

А. Р. Лурия: «Единственная оставшаяся для меня возможность – это обратиться к самому себе и описать «жизнь советского психолога в ретроспективе» (этапы пройденного пути). В этой книге […] есть атмосфера реальной жизни, начавшейся в такое исключительное время, вместе с началом революции. Есть период первых исканий, встреча с гением, под влиянием которого я находился, и есть история моих дел, которые я смог завершить в течение довольно долгой жизни.» (стр. 181)

 

Структура, общая характеристика содержания.

1) Годы ученичества - период жизни в Казани. Учёба в Казанском университете. Первые психологические исследования. Создание психоаналитического кружка «Казанская психоаналитическая ассоциация». Знакомство с В.М. Бехтеревым, создание журнала «Проблемы психофизиологии труда и рефлексологии».

2) Москва - приглашение А.Р. Лурии К.Н. Корниловым в Москву для работы в Московском институте психологии. Знакомство с А.Н. Леонтьевым. Создание А.Р. Лурией первого устройства детектора лжи, использование сопряжённой моторной методики. Введение в отечественную психологию объективных методов изучения.

3) Л.С. Выготский - Встреча А.Р. Лурии с Л.С. Выготским. «Тройка»: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Становление объективного реактологического подхода в психологии, изучение процессов формирования речи и памяти у детей.

4) Культурные различия и интеллектуальная деятельность - изучение различий интеллектуальной деятельности у людей разных культур. Различия содержания мышления у образованных и неграмотных людей.

5) Умственное развитие близнецов - исследования однояйцовых и разнояйцовых близнецов, изучение относительной роли биологического и социального в развитии человека.

6) Словесная регуляция поведения - изучение сравнительного развития нормальных и умственно отсталых детей.

7) Поражения мозга - изучение высших психических функций путём прослеживания их распада.

8) Нейропсихология во время Второй Мировой войны - разработка методов диагностики локальных мозговых поражений и рациональных методов восстановления нарушенных психических функций, изучение больных с поражениями лобных долей мозга.

9) Механизмы мозга - изучение нейрофизиологии лобных долей, ствола мозга, связей между структурами мозга, процессов активации мозга.Изучение лобных долей в организации и поддержании уровней активации.

10) Романтическая наука - А.Р.Лурия о психологии; подведение итога его научной деятельности.

 

Составьте хронологию жизненного и творческого пути А.Р.Лурия (со ссылками на страницы текста).

1917 – октябрьская революция (стр. 5)

1917 – закончил 6 классов восьмилетнего гимназического курса. Изучал латынь, которая затем помогла овладеть английским, французским и немецким (стр.6)

1918 – окончил краткосрочные курсы, поступил в Казанский Университет. (стр.6)

1921 - окончил Казанский Университет. Твёрдо решает стать психологом. Одновременно поступает на медицинский факультет (закончил 2 курса), учится в Педагогическом институте и посещает Казанскую психиатрическую клинику. (стр.12)

1922 – написание книги «Основы реальной психологии» (Казань,1922; книга осталась в рукописном виде) (стр. 12-13)

1923 - по приглашению К.Н. Корнилова А.Р. Лурия становится сотрудником Московского института психологии. (стр.15) Приезд в Москву. Создание первого в истории устройства детектора лжи. (стр. 19)

1924 - второй психоневрологический съезд в Ленинграде. (стр. 25) Знакомство с Л.С. Выготским. Образование «тройки» - Выготский, Лурия, Леонтьев.(стр. 27)

1925 - Л.С. Выготский опубликовал лекцию, которую читал на втором психоневрологическом съезде в Ленинграде. (стр. 30)

1926 - Л.С. Выготский госпитализирован для лечения туберкулёза. В это время пишет анализ «кризиса психологии» Труд не был напечатан. (стр.27)

1929 – изучение «сигнификативной» деятельности А.Р. Лурией совместно с Л.С. Выготским (с.38)

1932 - Хосли Гант опубликовывает книгу Лурии в 1932 г. В США под названием «The Nature of Human Conflicts», предисловие к которой написал психиатр Адольф Майер (стр. 23, стр. 39)

1934 – смерть Л.С. Выготского (стр. 44)

1936 – А.Р. Лурия поступил в 1-ый Московский медицинский институт (стр. 120)

1937 - Н.Н. Бурденко принимает А.Р. Лурию в Институт нейрохирургии в качестве ординатора

1939 – А. Р. Лурия переходит в неврологическую клинику Института экспериментальной медицины (Институт неврологии АМН СССР) (с. 122)

1937-1941 – первая серьёзная работа по нейропсихологии, занимается изучением афазий. Пишет книги по 3 видам афазии, но они остаются ненапечатанными.

1941 – начало второй мировой войны на территории СССР.

1947 – А.Р. Лурия «Травматическая афазия»

С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977).

1968 – «Маленькая книжка о большой памяти»

1971 - «Потерянный и возвращенный мир»

 

4. Важнейшие вехи научной биографии А.Р.Лурия:

· семья А.Р.Лурия;

Отец был врачом, специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям и преподавателем в Казанском медицинском институте. Семья была типично интеллигентной семьей дореволюционной России.

· какие события, книги, люди оказали влиянии на формирование научных взглядов А.Р.Лурия;

Из-за дискуссий по поводу общества послереволюционного будущего А.Р.Лурия заинтересовался ролью человека в формировании общества, возникновением и развитием социальных идей, начал читать книги по этой теме. «Теория человеческих побуждений» Брентано, Л.И.Петражицкий о психологических корнях права и эмоций – заставили выработать психологический подход к общественной жизни. Гарольд Геффдинг. Труды немецких неокантианцев: Рикерта, Виндельбанда, Дильтея. Фрейд, Адлер, Юнг. Опыты Павлова по условному рефлексу. Бехтерев.

· годы ученичества и поисков в период жизни в Казани;

Не получил законченного образования, в 1917 году закончил только 6 классов из восьми. В 1918 окончил краткосрочные курсы, затем поступил в Казанский университет. После его окончания решил объединить два пути – медицину и психологию. Поступил лаборантом в Казанский институт научной организации труда, пытаясь опубликовать свои первые исследования, организовал журнал и встретился с В.М.Бехтеревым. Этот научный опыт в итоге и привел А.Р.Лурия в Москву.

· начальный период творчества; интересы и направления работ до встречи с Л.С.Выготским;

Экспериментальная психология, методы изучения утомления на моторные реакции. Перестройка русской психологии. Интерес к психоанализу, свободные ассоциации, эмоциональный опыт, опыт, влияющий на поведение вне сознания. Применение объективных методов к изучению эмоциональных ситуаций.

· направления исследований в период сотрудничества с Л.С.Выготским; А.Р.Лурия о влиянии Л.С.Выготского.

«Тройка» - Лурия, Леонтьев, Выготский. Создание нового научного подхода к человеческим психологическим процессам. Анализ «Кризиса психологии». Создание новой системы, синтеза натуралистического и менталистического подхода. Исследование качественных различий между детьми разных возрастов.

Выготский – ведущий теоретик марксизма.

«Инструментальная, культурная и историческая теория Выготского» - роль стимулов, языка в развитии процессов мышления.

Исследование процесса выбора.

Изучение сигнификативной деятельности.

Благодаря сотрудничеству с Выготским в собственную работу Лурия постоянно вносились изменения. Исследования с применением сопряженной моторной методики – фокус смещается, динамика эмоций – речь инструмент для организации поведения. Положения, сыгравшие роль в формировании научного мировоззрения Лурия: не ограничиваться в исследовании лишь гипотезами и моделями, а искать возможности проверки в естественных условиях. Изучение неврологии – необходимость заниматься в медицинском учебном заведении. Изучение лингвистики в связи с нарушениями речи.

· научные проблемы, разрабатываемые А.Р.Лурия в 30-е годы; выписать названия трудов этого периода;

Изучение общественного формирования специфических форм высших психических функций у взрослых людей, которые выросли в культурных условиях, отличающихся от тех, которые превалировали в промышленных центрах европейской России. Для своих исследований Лурия организовал научную экспедицию в Узбекистан.

Исследования показали, что у необразованных людей возникают проблемы со свободными ассоциациями, осмыслением абстрактных понятий, включая в свои логический ряд лишь предметы, знакомые по предыдущему собственному опыту – «ситуационное» мышление, отказываются делать выводы из силлогизмов. Испытуемые, получившие хотя бы начальное образование, давали смесь практических и теоретических методов обобщения. Когда появляется словесное, логическое кодирование, категориальное мышление - становится возможным перейти к более сложному логическому мышлению.

 

Изучение однояйцовых и разнояйцовых близнецов – изучение относительной роли биологического и социального в развитии человека.. Целью было доказать, что с возрастом естественное непроизвольное запоминание заменяется применением «умственных орудий» и произвольным контролем памяти.

Второй целью было выяснить, связано ли «естественное» запоминание с генетикой, а «культурная» его форма со средой. Статистика проведённых опытов показала, что процессы естественного запоминания у однояйцовых близнецов в значительно меньшей степени различаются, чем у разнояйцовых близнецов, но при опосредствованном запоминании в младшей группе разница между показателями несовпадений сохранялась, а в старшей группе практически исчезла.

 

Изучение сравнительного развития нормальных и умственно отсталых детей.

Работы:

-Результаты исследования однояйцовых и разнояйцовых близнецов были напечатаны в американском журнале «Характер и личность» в конце 30-х гг.

-А.Р. Лурия, Ф. И. Юдович монография «Речь и психическое развитие ребёнка».

 

· направления исследований в годы Великой Отечественной войны;

Изучение кортикальных основ высших психических функций, развитие теоретических основ нейропсихологии и ее применений на практике.

Психологами была возглавлена служба по восстановлению боеспособности раненых солдат. Значение открытий Лурии на основе теории Бернштейна было чрезвычайно велико.

Были разработаны методы диагностики локальных мозговых поражений и рациональные методы восстановления нарушенных психических функций. В одних случаях применялись фармакологические средства, растормаживающие пострадавшие функции, в других – программа специального восстановительного обучения. Так, путём исследований состояния больных были предложены действенные варианты лечения. При моторной афазии больного тренировали отдельным составным частям артикуляции с помощью схем, зеркала, письма (высшими функциями замещаются низшие) – каждая автоматическая операция должна была стать сознательной. При семантической афазии больному перефразировались выражения, чтобы он мог их понять, относительные слова, предлоги («над», «под»...) заменялись абсолютными выражениями («внизу», «вверху»..). Важное значение имеет исследование больных с лобными ранениями. Такие больные теряют способность к активному мышлению и продуктивной деятельности. В этом случае возможна реорганизация мышления. Больные используют наводящие слова и вспомогательные знаки, чтобы выстроить логический ряд событий («И тогда», «а потом»…) – внутренняя беседа с воображаемым собеседником, поэтапная постановка и решение частей задачи.

 

 

· исследования А.Р.Лурия конца 40-х – 50-х годов;

Исследования в области нейрофизиологических процессов, вертикальные связи между структурами мозга – процессы, с помощью которых мозг вызывает и контролирует уровень собственной активации. Ретикулярная формация и необходимость учитывать специфические и неспецифические активирующие влияния. Направления активирующего влияния – от низших уровней организации мозга к высшим и в обратном направлении. Исследования электрической активности мозга.

В 50-е годы ученые сосредоточили внимание на роли лобных долей в организации и поддержании уровней активации мозга и на избирательную активацию мозга. Ориентировочный рефлекс, реакция активации на несигнальный и сигнальный раздражители. Исследования показали, что лобные доли ответственны за модуляцию уровня активности мозга и селективную регуляцию процессов активации.

Изучение высших психических функций и мозговой организации языка – нейролингвистика, изучение сенсорной и семантической афазии

Исследование роли речи в формировании поведения у нормальных и умственно отсталых детей. В начале 50-х Лурия работает в Институте дефектологии и проводит там эксперименты, в которых собственная речь ребёнка использовалась для организации его движений в ответ на раздражители. Словесная регуляция поведения. А.Р. Лурия и Е. Д. Хомская применяют сопряжено-двигательную методику для исследований детей разного возрастного диапазона. А.Р. также изучает детей с 2 типами умственной отсталости: 1) «астенический синдром» (последствие соматических заболеваний) – дисфункция низшего «естественного» уровня (страдали двигательные реакции); 2) внутриутробное отравление мозга (родовые травмы, генотипические нарушения) – отсталость высших функций нервной деятельности (нарушение нейродинамики).

главные идеи А.Р.Лурия в области изучения мозговой организации психических процессов;

Исследование психических функций двумя способами:

1) прослеживание развития этих функций (у детей),

2) прослеживание распада этих функций (у больных с поражением мозга) в клинике локальных поражений мозга.

Лурия отвергал теории узкой локализации, доказал, что пострадавшие высшие функции можно частично восполнить за счёт незатронутых низших и наоборот, высшие функции могут быть использованы для замещения низших. Компенсация двигательных нарушений на основе реорганизации психических процессов. «Функциональная система», пластичность её составных частей.

А.Р.Лурия учитывал сложное строение «функциональной системы» - наличие афферентных и эфферентных звеньев, сенсорные коррекции.

· выписать имена сотрудников А.Р.Лурия, области их исследований (со ссылками на текст);

Е.Д. Хомская – нейропсихологические и нейрофизиологические исследования. (стр. 101-105 150, 153-156)

Н.А. Филиппычева – клинический нейропсихолог и нейрофизиолог.(стр., 150)

А. И. Мещеряков – исследование механизмов мозга, исследование слепо-глухо-немых детей. (стр. 106, 150)

Л.С. Цветкова – принимала большое участие в работе по восстановлению психический функций. (стр. 150)

О. С. Виноградова – «блестящий экспериментатор и высокоодарённый мыслитель, игравшей важную роль в моей работе».(стр. 150, 153)

Э.Г. Симерницкая – обладала богатыми знаниями в области межполушарных связей. (стр. 150)

Н.К. Клященко - проводил исследования нарушения памяти. (стр. 150)

 

· А.Р.Лурия о целях и методах психологического исследования (по материалам гл. X, а также других глав).

Наблюдение и описание психологических фактов не должны сводить целое к отдельным элементам, их целью является выделение наиболее важных нарушений или первичных факторов, лежащих в основе синдрома, а затем последствий этих нарушений. Объектом наблюдения является выделение системы связей. Цель исследования – объяснение фактов и в то же время сохранение богатства материала.

Подход А.Р. Лурия в равной степени романтический и классический. Он применен в книгах «Маленькая книжка о большой памяти» и «Потерянный и возвращенный мир».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: