дифференцированность, регламентированность).




Особенности санитарно-гигиенической эксперти­зы продуктов, загрязненных РВ, ОВ.

Системы водоснабжения на кораблях. Методы их дезинфекции.

Организация водоснабжения ВМФ. Нормы водопотребления в различных условиях.

Опреснение морской воды.

Обеззараживание пресной воды на кораблях.

Обработка и удаление нечистот и отбросов на кораблях.

Методы оценки загрязнения морской воды.

Мероприятия по охране морей и океанов. Сани­тарно-эпидемиологический, социально-экономический и планетарно-экологический аспек­ты загрязнения морей и океанов.

Обеззараживание воды индивидуальными средствами. Меры дезактивации воды.

Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях. Табельные и подручные средства очист­ки воды.

Понятие об обитаемости кораблей. Гигиени­ческие требования к размещению личного состава на кораблях ВМФ.

Гигиенические требования к освещению ко­рабельных помещений. Виды освещения.

Гигиеническая характеристика отопления и вентиляции на кораблях.

Корабельный шум. Профилактические мероприятия.

Вибрация в условиях корабля. Профилактика морской болезни.

Обязанности корабельного врача.

Военно-морская база. Санитарно-гигиенические требования к планировке, устройст­ву, водоснабжению.

Организация санитарно-гигиенических меро­приятий при размещении военнослужащих в фор­тификационных сооружениях открытого типа.

Организация санитарно-гигиенических ме­роприятий при размещении военнослужащих в фортификационных сооружениях полузакрытого и закрытого типа.


ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫИ ЭКОЛОГИЯ

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Эмпирический период развития гигиенических навыков и знаний.

Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древ­ности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачевани­ем.

Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоров­ление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обря­дов. Практически все мировые религии содержат наставления по укрепле­нию здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др).

В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали харак­тер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закали­ванию, физическим упражнениям.

Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприяти­ях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболева­ний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреж­дать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.

Древняя Греция.

Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ да­ет систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупрежде­нии болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы".

В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные меро­приятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот.

Древний Рим.

У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее раз­витие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани.

К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни.

Средневековье.

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и обще­ственной гигиены. Постоянные войны и низкий кулыурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, пра­чечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутст­вовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи.

Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Об­щая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспыш­ки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигие­нических и глазных болезней были характерным явлением того времени.

Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек.

Древний Восток.

Ибн Сина (Авицена) в своем монументальном произведении "Канон врачебной науки" подробно разрабатывал вопросы питания. По мнению Ави­ценны питание должно учитывать время года, температуру, физическое со­стояние человека, его эмоциональный настрой. Ибн Сина считал необходи­мым уход за жильем, высказал мысль о том, что заболевания могут переда­ваться с пищей и водой.

Возрождение.

Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.

Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.

Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.

Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилак­тике.

Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции"

ОГЛАВЛЕНИЕ

3. Развитие гигиенической науки в 19 веке. Виднейшие представители гигиенической науки в

России.

Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке.

Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия есте­ственных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь­ной гигиене.

Джон Саймон.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо­ровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии.

Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте­лей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со­трудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд.

Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя­ние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш­ленном производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз­витию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не­мецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Макс Петтенкофер.

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед­ры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси­тете.

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­строен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч­реждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки.

Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре­менной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления.

Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки.

Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доб­рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углеки­слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. Экология как наука. Этапы развития. Учение Вернадского о биосфере

Термин "Экология". Как самостоятельная наука экология сформирова­лась к началу 20-го века.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Главная цель экологии - оптимизация взаимоотношений человека с окружающей средой, что должно позволить максимально использовать поло­жительные влияния природы на человека.

■ Экология охватывает изучение процессов, происходящих в почве, воде, воздухе.

Экология является комплексной системой знаний. Она образует не­сколько разделов. Одним из разделов является медицинская экология.

Этапы развития экологии.

1) 1866-1903 гг. - этап анализа окружающей среды химическими, физи­ческими и биологическими методами.

2) 1904-1958 гг. - анализ экологии отдельных видов животных и рас­тений.

3) 1959-1974 гг. - изучение экологических систем.

4) С 1975 г. до настоящего времени - период бурного развития эколо­гии, профилизации экологии.

В. И. Вернадскому принадлежит научная разработка понятий биосфера и ноосфера.

Биосфера - оболочка земли, на которой и в которой развивается и су­ществует жизнь.

Биосфера включает:

- всю гидросферу до 12 км.

- всю атмосферу до 10 км.

- всю литосферу до 5 км.

Основа существования биосферы и динамического равновесия - кругово­рот веществ в природе.

Круговорот веществ обеспечивают: •

1. Организмы продуценты. Чаще это растения. Они образуют из неор­ганических веществ органические.

2. Организмы консументы. Они потребляют органические вещества и выделяют органические вещества. Консументы делятся на консументов I порядка (употребляют в пищу продуцентов) и консументов II порядка (употребляют в пищу консументов I порядка)

3. Организмы редуценты (микроорганизмы). Они перерабатывают ор­ганические остатки в неорганические вещества.

Полный обмен биомассы происходит за 15 лет.

Элементарная первичная структура биосферы - биоценоз.

Биоценоз - это участок биосферы, на котором в результате совместного существования растений, животных и микроорганизмов возникает тесная взаимосвязь и взаимозависимость живой природы. Биоценоз имеет строго очерченные границы, однороден.

Существует понятие экосистемы.

Экосистема - комплекс сообщества совместно проживающих организмов и условий их существования, объединенных общим круговоротом веществ, потоком энергии и обменом информации. Это - основная функциональная единица живой природы.

Экосистема не имеет четких границ. Размеры - от капли воды до все­ленной. Например, Земля - сложная экосистема с определенным уровнем ре­сурсов.

Масса живого измеряется биллионами тонн. Включает в себя около 2.000.000 видов животных и 500.000 видов растений.

Ноосфера - оболочка Земли, где существует разумная жизнь. Естествен­но, что по своим границам ноосфера значительно уже биосферы. В то же время ноосфера оказывает влияние на всю биосферу в целом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

5. Понятие о зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.

Деятельность человека иногда может нарушать равновесие в окружаю­щей среде, изменяя экологию, и как следствие нанося вред здоровью населе­ния, животным, растениям и тд.

В случае подобных нарушений экологической ситуации территория, на которой они происходят или произошли может быть объявлена зоной чрез­вычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия.

Зона чрезвычайной экологической ситуации - территория Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельно­сти происходят устойчивые изменения в окружающей исходной среде, уг­рожающие здоровью населения, состоянию экосистем, генетическому фон­ду животных и растений.

Зона экологического бедствия- территория Российской Федера­ции, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли необ­ратимые изменения состояния окружающей среды, повлекшие за собой ус­тойчивое ухудшение здоровья населения, нарушения природного равнове­сия, разрушение экологических систем. Примером такой зоны может служить Аральское море.

ОГЛАВЛЕНИЕ

6. Опасность антропогенного воздействия на экологические процессы в атмосфере. Меры за­щиты.

Антропогенное воздействие на атмосферу проявляется в ее загрязнении, которое носит глобальный характер.

Наиболее заметными и опасными проявлениями негативного антропо­генного воздействия на атмосферу являются:

1) Повышение содержания углекислого газа в атмосферном воздухе

2) Истощение озонового слоя Земли.

3) Загрязнение атмосферы различными веществами промышленного происхождения.

Увеличение содержания углекислого газа в атмосферном воздухе.

В начале 20 века концентрация углекислого газа в воздухе составляла 0,029 %, а в настоящее время - 0,035 %. При сохранении нынешнего темпа роста к 2050 году количество углекислого газа удвоится, что может привести к увеличению температуры поверхности Земли на 3-4 градуса {парниковый эффект) и таянию полярных льдов и ледников с повышением уровня мирово­го океана на 1,5 метра и затоплением прибрежных территорий, население которых составляет около половины всего человечества. Как показывают ис­следования температура поверхности океана повышается примерно на 0,1 градус в год.

Истощение озонового слоя.

Другой важной проблемой является истощение озонового слоя. В сере­дине 80-ых годов с помощью спутников было обнаружено значительное ис­тощение озонового слоя над Антарктидой. Образование "озоновых дыр" таит в себе большую опасность в связи с увеличением интенсивности УФ-облучения (при уменьшении содержания озона на 50 % интенсивность облу­чения возрастает в 10 раз).

Основной причиной истощения озонового слоя является загрязнение ат­мосферы хлорфторуглеводородами. Поскольку эти соединения летучи и не­растворимы, они способны достигать стратосферы. Там они разлагаются под действием УФ-излучения с вьщелением атомов хлора, которые разрушают озон.

Загрязнение атмосферного воздуха.

Кроме увеличения концентрации углекислого газа и истощения озоново­го слоя загрязнение атмосферы проявляется в

1. Увеличении общей запыленности

2. Увеличении содержания в воздухе различных веществ промышленно­го происхождения. Наиболее распространенными и опасными загряз­нителями являются зола, пыль, угарный газ, оксиды азота и серы, тяжелые металлы, углеводороды, кислоты, радиоактивные газы, канцерогенные вещества.

Наиболее активными загрязнителями атмосферы являются

1. Автомобили (выхлопные газы)

2. Промышленные предприятия (топливная, химическая промышлен­ность и др.).

В различных районах загрязнение воздуха может быть различным в зави­симости от источников загрязнения. В любом случае загрязнение атмосферы » негативно воздействует на здоровье людей. Смоги, наблюдающиеся в больших промышленных городах зачастую приводят к значительному увеличению смертности населения. Например, когда над Лондоном в 1952 году впервые наблюдался сернистый смог (сочетание диоксида серы и водяного тумана), то в течение 5 дней от сердечно-сосудистых и легочных заболеваний погибло 4 тысячи человек (подробнее о смогах - см. с вопрос №1 в разделе «Гигиена воздуха»)

Меры защиты - см. «Мероприятия по охране атмосферного возду­ха от загрязнений» в вопросе № 2 раздела «Гигиена воздуха»).

ОГЛАВЛЕНИЕ

7. Роль человеческой деятельности в нарушении экологического равновесия в почве. Меры защиты.

Почва безвозвратно уничтожается в результате

1) Эрозии

2) Загрязнения промышленными и другими отходами.

Эрозия почв.

За последнее столетие в результате эрозии было утрачено 2 млрд. гекта­ров плодородной земли (27 % земель хозяйственного использования). Основ­ными причинами эрозии являются

• распахивание

• перевыпас пастбищ

• уничтожение лесов

Почвы сельскохозяйственных угодий подвергаются эрозии в 100-1000 раз быстрее чем почвы естественных биоценозов.

Загрязнение почв.

Вообще почва в принципе может загрязняться

1) Химическими веществами

2) Биологическими организмами (бактерии, вирусы, гельминты и тд).

Основные загрязнители почвы:

1) Загрязнители промышленного происхождения

Твердые отходы

Промышленные сточные воды

Промышленные атмосферные выбросы

Радиоактивные вещества

2) Загрязнители сельскохозяйственного происхождения.

«Пестициды (ядохимикатами)

Минеральные удобрения и тд.

3) Загрязнители бытового происхождения.

Твердые бытовые отходы

Бытовые сточные воды

4) Выхлопные газы автомобилей

Накопление токсических веществ способствует постепенному изменению состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организ­мов.

Загрязнение почвы может влиять на человека следующими путями:

Почва -> растение -» [животное] -> человек

Почва —» воздух —» человек

Почва -» вода н> человек

Меры защиты.

1) Санитарно-технические мероприятия. К этой группе относятся меры по удалению отходов (санитарная очистка почвы). Подробнее о методах удаления и утилизации различных отбросов см. вопрос №1 на стр. 44.

2) Технологические мероприятия..

 

1. Создание безотходных или малоотходных производств

2. Улучшение технологии обезвреживания отходов

 

3) Планировочные мероприятия. Правильное взаиморасположение источ­ников загрязнения (промышленных предприятий, автотрасс), очистных сооружений и сельскохозяйственных земель, а также жилых зданий. Соз­дание санитарно-защитных зон.

4) Законодательные, организационные мероприятия и тд. Сюда относит­ся, например, нормирование содержания в почве различных химических веществ и микроорганизмов (установление и соблюдение ПДК).

ОГЛАВЛЕНИЕ

8. Роль антропогенного воздействия на экологиче­ские процессы в гидросфере. Меры защиты.

Говоря об антропогенном воздействии на гидросферу, логично прежде всего поговорить о пресных водоемах, учитывая огромное значение пресной воды для человека.

Хотя общая' площадь воды в 3 раза превышает площадь суши; вода явля­ется лимитирующим фактором во многих экосистемах, так как на долю пре­сных вод приходится всего 2,5 % (причем почти 70 % из них заключено в ледниковых покровах).

Наряду с ограниченным количеством запасов пресной воды потребление ее все время увеличивается и к настоящему времени достигло количества приблизительно 300 млрд. тонн в год.

Наибольшее количество воды расходует сельское хозяйство. Кроме того вода расходуется на промышленные и бытовые нужды.

Усугубляет положение то, что количество пригодной для употребления воды неуклонно сокращается в связи с загрязнением водоемов.

Основными компонентами загрязнения водоемов являются

1. Наносные загрязнения, содержащие частицы почвы. Являются следст­вием эрозии почв.

2. Биогенные вещества (нитраты, фосфаты, ионы калия)

3. Вещества промышленного происхождения (различные химические со­единения)

 

4. Вещества сельскохозяйственного происхождения (гербициды, пести­циды).

5. Бактерии, вирусы, простейшие, гельминты и др.

Биогены в больших количествах попадают в водоемы с вымываемыми с полей удобрениями, а также со сточными водами, содержащими отходы жи­вотного происхождения, экскременты человека.

Избыточное поступление биогенных элементов приводит к массовому размножению фитопланкгона и угнетению бентосной растительности (так на­зываемая эвтрофикация водоемов). В результате гниения отмершего планкто­на резко снижается количество растворенного в воде кислорода.

Мощным источником загрязнения водоемов служат городские промыш­ленные стоки.

Большую опасность представляет, загрязнение ядохимикатами и другими токсическими соединениями грунтовых вод. Ведущая роль в загрязнении фунтовых вод принадлежит тяжелым металлам и синтетическим органиче­ским соединениям. Также весьма опасно загрязнение вод радиоактивными веществами, а также тепловое загрязнения стоками вод предприятий тепло­энергетики.

Меры защиты

1) Санитарно-технические и технологические мероприятия: созда­ние и использование эффективных очистных сооружений для очист­ки промышленных и бытовых сточных вод, замена токсичных ве­ществ в промышленном цикле на менее токсичные или нетоксичные, создание безотходных производств.

2) Регламентация применения пестицидов в сельском хозяйстве.

3) Установление и соблюдение ПДК вредных веществ в воде водоемов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГИГИЕНА ВОЗДУХА

1. Гигиеническое значение атмосферных загрязне­ний и их влияние на человека. Токсические тума­ны.

В основе загрязнения воздуха в основном лежит хозяйственная деятель­ность человека. Хотя загрязнение атмосферы может осуществляться и естест­венным путем (например, извержение вулканов сопровождается выбросом вулканической пыли, пепла, сажи, вулканических газов).

Наибольший уровень загрязнения воздуха, естественно, наблюдается в крупных промышленных центрах и обусловлен токсическими выбросами промышленных предприятий.

Издавна считали, что загрязненный атмосферный воздух вреден для здо­ровья человека. Однако особое внимание привлекли массовые заболевания населения, связанные с так называемыми токсическими туманами или смо­гами (от английского 8то§ - "туман"). Токсический смог - это туман, сильно загрязненный токсичными примесями.

1 декабря 1930 года в долине реки Маас (Бельгия) установилась антици­клоническая погода с температурной инверсией (температурная инверсия возникает тогда, когда слой холодного воздуха над землей перекрыт теплым и становится невозможным восходящее движение загрязненного воздуха). Все это на фоне сильного загрязнения воздушной среды выбросами промышлен­ных предприятий и безветренной погоды привело к появлению токсического тумана (смога) и массовым заболеваниям населения со смертельными исхо­дами.

Это был первый случай, свидетельствовавший о том, что загрязнение воздуха в городах с развитым промышленным производством достигло преде­ла, превышение которого оказывает вредное влияние на здоровье населения. В дальнейшем токсические смоги имели место во многих крупных промыш­ленных центрах Англии (Лондон), США (Нью-Йорк, Детройт), Японии (Осака) и др.

Особенно сильный токсический смог наблюдался в декабре 1952 года в Лондоне. Туман содержал несколько сот тонн дыма и сернистого ангидрида (сернистый смог или Лондонский тип смога) За 5 дней тумана было отме­чено значительное увеличение смертности населения от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний (погибло на 4000 человек больше чем обычно за такой срок). Было отмечено, что смертность увеличилась пропор­ционально увеличению концентрации в воздухе дыма и сернистого газа.

В 1963 году от густого токсического тумана в Нью-Йорке погибло более 400 человек.

Кроме токсических туманов (мокрых смогов) в крупных городах могут также иметь место фотохимические (сухие) смоги, связанные с автомобиль­ным транспортом.

Фотохимический смог возникает при солнечной погоде и обусловлен наличием в атмосфере оксидов азота, угарного газа и интенсивным УФ-излучением. В этих условиях в результате фотохимических реакций образу­ются основные компоненты фотохимического смога – пероксиацетилнитраты и пероксибензоилнитраты. Это - токсические соединения, отрицательно влияющие на дыхательные пути, глаза.

Впервые фотохимический смог был описан в США. В 1943 году в Сан-Франциско в солнечную, безветренную погоду над городом появлялся белесо­ватый туман с желтовато-коричневым оттенком, вызывавший резь в глазах, слезотечение, чувство першения в горле и тд.

В настоящее время накоплено много фактов, свидетельствующих о су­ществовании зависимости между степенью загрязнения атмосферы и здоровь­ем населения. Естественно, что наиболее ярко эта зависимость проявляется при эпизодических резких повышениях уровня загрязненности воздуха (токсические смоги), описанных выше. Вместе с тем и сравнительно низкие концентрации токсических веществ, постоянно присутствующие в воздухе городов, несомненно оказывают влияние на состояние здоровья населения, прежде всего на состояние дыхательной системы, в частности на такие забо­левания как бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, рак легкого, аллер­гические состояния и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Основные источники и загрязнители атмосфер­ного воздуха населенных мест. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений. Принципы установления ПДК вредных веществ в атмосфер­ном воздухе.

Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест.

В процессе производственной деятельности человека различные природ­ные вещества подвергаются обработке с образованием разнообразных загряз­нителей атмосферного воздуха.

Рассмотрим основные источники загрязнения воздуха населенных мест и образуемые ими загрязнители.

 

Источники загрязнения воздуха Загрязнители воздуха
1).Автомобильный транспорт Выхлопные газы автомобилей: угарный газ (СО), оксид азота (N0), ди­оксид азота (N62), сажа, углеводороды (в том числе канцерогенные), соедине­ния серы, свинца.
2) Производство электрической и тепловой энергии на тепловых электростанциях, основанное на сжигании органических тонлив Дым, который может содержать: угарный газ (СО), сажу, диоксид серы (50г), летучую золу, смолистые вещест­ва и др
3) Черная металлургия Пыль (железо, кремнезем, фосфор, сера, оксиды алюминия), диоксид серы (50г), угарный газ (СО).

 

4) Цветная металлургия Пыль (свинец, оксиды мышьяка, олово, сурьма, медь, цинк и тд.), газы (сернистый газ - диоксид серы 802)
5) Угольная промышленность Сернистый газ (ЗОг), угарный газ (СО), продукты возгонки смолистых веществ.
6) Добыча нефти и ее переработка Углеводороды, сероводород, дурно пах­нущие газы.
7) Химическая промышленность Пары и газы различных химических ве­ществ (оксиды азота, серы, пары серной кислоты, фтор, хлор и др.):

Дадим краткую характеристику наиболее распространенных и важных за­грязнителей атмосферного воздуха населенных мест:

1. Пыль

Пыль представляет собой смесь различных по величине твердых частиц. При любом пылевом загрязнении пыль может быть природной или же из вы­бросов предприятий. В зависимости от компонентов пыль может быть свин­цовой, кремниевой и тд.

Пыль может вызывать атрофические заболевания, заболевания легких -силикозы (вызываются пьшью, содержащей двуокись кремния), гнойничковые заболевания кожи, заболевания глаз (конъюнктивиты и др.), снижение имму­нитета и др.

2. Сажа

Сажа содержит большое количество канцерогенных веществ. Истори­чески известна так называемая болезнь трубочистов - рак кожи. Это объяс­няется тем, что такой компонент сажи как 3,4-бензпирен является сильным канцерогеном.

3. Сернистый газ (диоксид серы, сернистый ангидрид)

302,

Образуется при сгорании любого вида топлива. Особенно много серни­стого газа образуется при сгорании каменного угля. Сернистый ангидрид ток­сичен. Во влажном воздухе сернистый ангидрид присоединяет воду с образо­ванием сернистой кислоты. Из сернистой кислоты образуется серная кисло­та. Серная кислота воздействует на слизистые оболочки (дыхательной систе­мы, ЖКТ), разрушает их, что способствует возникновению инфекционных заболеваний. Кроме того большое количество сернистого газа в воздухе мо­жет приводить к нарушению окислительно-восстановительных процессов, ферментативной активности, нарушению высшей нервной деятельности и др. Сернистый газ 1убительно действ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: