дифференцированность, регламентированность).




Организация питания личного состава производится исходя из принци­пов рационального питания

Основные принципы рационального питания в армии и на флоте:

1) Научность (адекватность и сбалансированность).

2) Дифференцированность.

3) Регламентированность.

Научность. Адекватность.

Количественная адекватность питания предполагает, что человек (солдат, матрос) должен получать необходимое количество пищи,' чтобы по­крыть свои энергетические расходы.

Качественная адекватность- заключается в том, что.человек должен по­лучать все'необходимые питательные вещества - белки жиры, углеводы, ми­неральные соли, витамины.

Сбалансированность - это соотношение между белками, жирами и уг­леводами в дневном пищевом рационе. Это соотношение должно составлять примерно 1:1:4.

Дифференцированность.

В зависимости от боевой подготовки, специальности, возраста, условий в настоящее время имеется 5 основных пайков:

1. Общевойсковой (солдатский).

2. Летный

3. Морской

4. Подводный

5. Лечебный

Кроме основных пайков имеются также 30 дополнительных.

Регламентированность.

Режим питания на кораблях и в береговых частях.

У солдат - трехразовое питание:
Завтрак 30 % от всего дневного рациона
Обед 50 %

Ужин 20 %.

У матросов - четырехразовое питание, так как кроме завтрака, обеда и
ужина еще есть вечерний чай. Распределение таково:
Завтрак 25 %

Обед 45 %

Вечерний чай 10 %

Ужин 20 %.

Если солдаты и матросы на берегу, то они получают 100 % пайка, в по­ходе - 70 %, а в экстремальных условиях - 30 %. Остальное потом отдают сухим пайком.

3. Характеристика и гигиеническая оценка основ­ного морского и солдатского рациона.

 

Наименование продукта Солдатский рацион (г/сутки) Матросский рацион (г/сутки)
Хлеб    
Крупы и макароны    
Мясо    
Рыба    
Масло сливочное    
Масло растительное    
Яйцо 4 шт./неделя 4 штУнеделя
Молоко    
Сахар    
Овощи 800.  
Сок   50'
Фруктовый концентрат    
Поливитамины "Гексавит" 1 табл./сутки 1 табл./сутки

Оценка солдатского и матросского рационов.

1) Энергетическая ценность рациона солдата и матроса составляет приблизительно 4000 ккал/сутки. Считается, что матрос в мирное время обычно выполняет в день работу на 3500 ккал, так что тео­ретически даже имеется некоторый избыток калорийности.

2) Минеральные соли

 

  Норма Солдат Матрос
№С1 6-13 г/сутки   20-35 г /сутки
Са, 800 - 1200 мг/сутки 600-680 мг/сутки -, , 600-680 мг/сутки
Р 1200- 1500 мг/сутки > 2500 мг/сутки > 2500 мг/сутки
Ре 10 мг/сутки 40 мг/сутки 40 мг/сутки

МаС! матросы получают значительно больше, так как при плавании в
длинных широтах возникает "тропическое малокровие", уходят хлориды и
возрастает утомление, жажда и тд. •

Кальция солдаты и матросы получают меньше нормы, так имеется не­достаток в молочных продуктах.

Матросы и солдаты получают повышенное количество фосфора за счет хлеба, круп, макарон. Это плохо, так как кальций, которого они получают итак мало, при избытке фосфора не усваивается (необходимо соотношение 1: 1.5, а здесь -1:4).

Матросы и солдаты получают железа больше, но оно неполноценное, так как получено в основном из хлеба. 3) Белки, жиры, углеводы

 

  Солдат Матрос
Белки 110.4 г/сутки 110.4 г/сутки
Жиры 81.4 г/сутки 112.3 г/сутки
Углеводы 609 г/сутки 606 г/сутки
Соотношение белков к жирам и углеводам 1: 0.7: 5.5 1: 1: 5.5
  Несбалансированность, избыток углеводов.

4) Витамины

 

  Солдат Матрос
А 0.3 мг/сутки 0.5 мг/сутки
О При нехватке - УФ-облучение
Группа В 2-3 мг/сутки
РР 26-27 мг/сутки

Замена продуктов.

1) Мясо можно заменить консервами на срок 10-15 дней.

2) Мясо можно заменить (на 20 %) на яичный порошок - не более месяца и не больше 2 раз в неделю.

3) Не более чем на 20 % мясо можно заменить салом.

4) Хлеб можно заменить сухарями (не больше чем на 50 %)

5) Свежие овощи на 25 % можно заменить сухими, в крайнем случае крупами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. Особенности санитарно-гигиенической эксперти­зы продуктов, загрязненных РВ, ОВ.

Исследование продовольствия и воды, зараженных радиоактивными веществами (РВ) может производиться с помощью рентгенометра ДП-5А по у-излучения или с помощью прибора РЛУ-2 по р-излучению.

Определение ОВ в продуктах питания.

1) Определение загрязнения продуктов фосфорорганическими вещест­вами (ФОВ) проводится с помощью

1. Гидроперекисной реакции. Основана на окислении ФОВ перекисью водорода в щелочной среде с образованием гидроперекиси, которая, обладая большим окислительным потенциалом окисляет индикатор.

2. Холинэстеразной реакции. Основана на свойстве ФОВ угнетать ак­тивность фермента холинэстеразы, которая теряет способность рас­щеплять ацетилхолин лошадиной сыворотки.

2) Определение ипритов в воде и пищевых продуктах основано на об­разовании в щелочной среде тимолфталеинового эфира, имеющего желто-оранжевый цвет.

ОГЛАВЛЕНИЕ

5. Системы водоснабжения на кораблях. Методы их дезинфекции.

Если корабль находится на военно-морской базе, то воду берут из водо­провода через специальные шланги.

Есть корабли, которые не могут подойти близко к берегу и поэтому воду к ним доставляют водоналивные суда.

Надо отметить, что если на старых кораблях существовало две системы пресного водоснабжения - питьевая и мытъевая вода, то на новых кораблях существует единая система бытовой пресной воды.

В эту единую систему входят:

1. Емкости для воды

2. Насосы, с помощью которых вода передается по всему кораблю

3. Трубопроводы

4. Опреснители

5. Минерализаторы

6. Устройства для очистки, обеззараживания, подогрева воды и др.

7. Система контроля качества воды. По качеству вода должна соответст­вовать санитарным нормам и правилам.

Чтобы не перепутать пресную и соленую воду на шлангах имеются коль­ца: синее кольцо - вода пресная, зеленое - соленая (из-за борта).

Цистерны для забора воды должны быть специально обработаны. Суще­ствует 2 метода обработки цистерн для воды:

1) Вся вода выкачивается, цистерна моется специапьными щелочны­ми растворами, промывается ветошью и щетками, смоченными в 3 % рас­творе хлорной извести. Затем цистерна промывается водопроводной водой и, наконец, заполняется чистой водой. После этого делаются анализы для проверки воды.

2) Цистерна сразу заливается водой, но на каждый литр воды добав­ляют 100 мг активного хлора. После этого цистерну оставляют на 2 часа, опустошают и заливают чистой водой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

6. Организация водоснабжения ВМФ. Нормы водопотребления в различных условиях.

Как уже было сказано выше вода на корабль поступает через шланги непосредственно из водопровода ВМБ или ее доставляют водоналивные суда. На корабле вода хранится в специальных цистернах. Система водоснабжения на корабле и ее составляющие описаны в предыдущем вопросе.

Необходимо отметить, что к персоналу водоншшвных судов предъявля­ются определенные требования. Каждый работник проходит:

1) Трехкратный анализ на кишечную флору (1 раз в 3 месяца)

2) Анализ на гельминтов. (1 раз в 3 месяца)

3) Осмотр дерматовенеролога (по показаниям)

4) Осмотр врача-инфекциониста

5) Флюорография (раз в год)

6) Еженедельный осмотр врачом-терапевтом

Нормы недопотребления на корабле.

На корабле расход воды на одного человека в сутки зависит от:

1. Класса корабля.-

2. Продолжительности плавания.

3. Климатического фактора.

Выделяют несколько режимов водопотребления: Полная норма - 85 л/сутки на человека (в жарком климате + 15 л/сут) Ограниченное пользование - 20 л/сутки на человека Экстремальные условия - 10 л/сутки

ОГЛАВЛЕНИЕ

7. Опреснение морской воды.

Опреснение морской воды необходимо

1) На кораблях ВМФ, находящихся в плавании, для использования забортной воды.

2) В полевых условиях при отсутствии источников пресной воды.

Опреснение морской воды на кораблях ВМФ.

Для пользования забортной соленой водой и, следовательно, автономного водоснабжения на кораблях имеются вакуумные опреснители. Вода в спе­циальных котлах кипит при температуре 40 - 60 °С. При этом происходит опреснение воды. Однако, вследствие низкой температуры кипения в воде ос­таются бактерии, поэтому затем требуется обеззараживание.

Таким образом, получают дистиллят, который смешивают с морской во­дой: на 1 тонну дистиллята добавляют 3 литра забортной воды. После этого воду обеззараживают и ее можно пить.

Необходимо отметить, что больше 3 литров морской воды добавлять нельзя, так как в морской воде содержится очень много фтора и железа. Из­быток фтора в питьевой воде ведет к флюорозу. Железо же соединяется с сероводородом в кишечнике, образуя сульфид железа, в результате чего мо­торика кишечника нарушается.

При отсутствии опреснителей и запасов пресной воды (аварийная си­туация) используют морскую воду, обрабатывая ее следующими способами:

1) Химический метод - в воду добавляют соли серебра, которые осаждают ненужные элементы и соли.

2) Физический метод. На открытой палубе натягивается ткань, бле­стящая с одной стороны и черная с другой (черная сторона к солнцу). Под тканью ставят огромную емкость с морской водой, а рядом чистую емкость. Вода испаряется и дистиллят стекает по ткани в чистую емкость.

4) Биологический - 3-4 кг рыбы дают примерно 1 литр воды. При аварийных ситуациях также можно использовать атмосферную воду (дождевую).

Опреснение воды в полевых условиях.

Проводится обычно при помощи табельных средств - опреснительных установок

1) ПОУ-4 (подвижная опреснительная установка). Она опресняет 300 л/ч методом дистилляции (собирается конденсат без соли). Так как дис­тиллированную воду пить нельзя (не содержит солей вообще), к ней до­бавляется исходная соленая вода, хлорируется и используется.

2) ПОС (подвижная опреснительная станция) дает 2000 л/ч. Принцип тот же.

При отсутствии табельных средств пользуются другими методами, опи­санными выше

ОГЛАВЛЕНИЕ

8. Обеззараживание пресной воды на кораблях.

Перед обеззараживанием воды иногда необходимо улучшение ее органо-лептических свойств.

Улучшение органолептических свойств воды.

При длительном плавании в результате вибраций, качки и действия дру­гих факторов вода становится мутной. Поэтому на корабле имеются средства для осветления воды - специальные фильтры. Для устранения неприятного запаха осуществляют дезодорирование воды..

Обеззараживание воды

Обеззараживание воды на корабле производится методом хлорирования хлорной известью (5 мг на 1 литр воды). На подводных лодках вода обезза­раживается перекисью водорода.

Необходимость обеззараживания регламентируется следующим образом:

• Если вода взята непосредственно на военно-морской базе, то она не хлорируется.

• Если же вода привезена водоналивным судном и прошло больше 24 часов, вода хлорируется.

• Если вода забирается в иностранном порте, то она обязательно хлорируется.

• В случае возникновения заболеваний или при ремонте цистерн проводится повторное хлорирование.

ОГЛАВЛЕНИЕ

9. Обработка и удаление нечистот и отбросов на

кораблях.

На корабле накапливаются

1) Сточные воды, которые перед сбросом за борт необходимо обра­ботать.

2) Твердый мусор.

Обработка и удаление твердых отходов.

Для утилизации мусора на корабле имеются специальные емкости -сборники мусора, где он накапливается в течение 3 дней. Затем твердые от­ходы сжигаются в специальных печах СП-50 (сжигают 50 кг мусора в час).

Кроме печей имеется система "Биоджест". Принцип работы системы состоит в следующем: в специальную емкость поступает мусор, здесь он из­мельчается, через него пропускается кислород или воздух и добавляется ак­тивное вещество (ил). В результате из мусора образуется удобрение.

Обработка и удаление сточных вод.

Жидкие отходы на кораблях обрабатывают системой ЭОС (электрическая обработка сточных вод). Мощность установки - 15 кубомет­ров в Час. В результате обработки вода становится бесцветной, теряет запах и ее сбрасывают за борт.

ОГЛАВЛЕНИЕ

10. Методы оценки загрязнения морской воды.

Существуют следующие методы оценки загрязненности морской воды:

1) Визуальный. Вода оценивается по пятибадльной системе. Вода считается чистой если ее загрязненность не превышает 2 баяла. При этом в ней допускаются единичные нефтяные пятна, но должен отсутствовать мусор.

2) Ольсологический показатель (ольсология - наука о водорослях). Бурые водоросли растут только в чистой воде, а зеленые водоросли могут существовать и в грязной. В зависимости от соотношения между разными видами водорослей и оценивают состояние воды.

3) Химические методы. Используют такой показатели загрязненно­сти воды как

 

1. БПК (биохимическое потребление кислорода). Чем выше, тем грязнее вода.

2. Окисляемость. Чем выше окисляемость, тем загрязненнее вода

3. Соленость воды. При частом сбросе загрязненной пре­сной воды с кораблей соленость уменьшается и по ее уменьше­нию судят о загрязненности морской воды.

4. Также воду исследуют на наличие нехарактерных приме­сей (ртути, свинца, мышьяка и тд.)

4) Бактериологический показатель. Вода считается чистой, если из 1 литра вырастает не более 100 колоний стафилококков

ОГЛАВЛЕНИЕ

11. Мероприятия по охране морей и океанов. Сани­тарно-эпидемиологический, социально-экономический и планетарно-экологический аспек­ты загрязнения морей и океанов.

Загрязнение морей и океанов имеет очень большое значение и может рассматриваться в различных аспектах:

1. Планетарно-экологический аспект. Моря и океаны составляют примерно 74 % поверхности всей Земли и яачяются легкими планеты, по­скольку планктон поглощает углекислый газ и выделяет кислород. При загрязнении (особенно опасны разливы нефти) эта функция морей и океанов страдает.

2. Социально-экономический аспект. 13 % всех белков получают из моря. При загрязнении (разливе нефти) страдает планктон и как след­ствие рыба. Следовательно, количество белка, получаемое от моря, уменьшается.

3. Санитарно-эпидемиологический аспект. В результате загрязне­ния морей и океанов в прибрежной полосе возрастает количество инфек­ционных'заболеваний (холера, сальмонеллез, гепатит и др.).

Основными источниками загрязнения моря являются

1) Береговые реки.

2) Морские источники (судоходство, нефтяной промысел и тд.)

3) Выбросы промышленных предприятий.

Исходя из этого необходимы такие меры по защите морей от загрязне­ния как снижение загрязненности рек, очистка сточных вод предприятий и кораблей, сбрасываемых в моря.

Особый вклад в загрязнение морей и океанов вносит нефть, поэтом)' большое внимание уделяется предупреждению нефтяного загрязнения. Преду­сматриваются следующие меры:

1) Запрещение бесконтрольного сброса нефтепродуктов в море. Придя в порт, корабль должен в трехдневный срок освободиться от всех ос­татков нефтепродуктов в специально отведенных местах.

2) При сливе сточных вод, содержащих нефтепродукты в 1 литре сточ­ных вод должно содержаться не.более 100 мг нефтепродуктов.

3) Если произошел разлив нефти, необходимо поставить специальные заграждения для предотвращения распространения нефтяного пятна. Необходимо также распылить нефть, не дать ей слипнуться в боль­шие пятна (диспергация нефти). Дпя сбора нефти с поверхности воды применяются сорбирующие материалы.

Надо отметить, что в настоящее время существует два основных доку­мента по защите морей и океанов.

1) "Правила по предотвращению загрязнения моря с кораблей".

2) "Правила по защите моря"

ОГЛАВЛЕНИЕ

12. Обеззараживание воды индивидуальными средствами. Меры дезактивации воды.

В качестве индивидуальных средств обеззараживания воды применяются

1) Таблетки

2) Устройства

Таблетки для обеззараживания воды.

Требования, предъявляемые к этим индивидуальными средствам обезза­раживания воды:

1) Безвредность для организма

2) Высокая антибактериальная активность.

3) Хорошая растворимость (не более чем за 10 минут).

4) Не должны ухудшать органолептические свойства воды.

5) Не должны портить тару (флягу).

6) Должны храниться не меньше года.

В основном применяются таблетки, содержа.щие соединения хлора. Та­ким образом, обеззараживание осуществляется методом хлорирования. В настоящее время применяются такие средства как

аквасепш (в одной таблетке - 3-4 мг активного хлора)

спороцид (более активен, убивает споры)

аквацид (активность - 3.5 мг активного хлора)

пурипшбс (6 мг активного хлора)

хлор-дехлор - сначала хлорирует, потом дехлорирует воду

Кроме хлорсодержащих средств применяются йодные таблетки. Недос­татком их является то, что они портят органолептические свойства воды и тару.

Если под рукой нет специапьных средств, то можно применить 10 % на­стойку йода - на 1 литр воды 2 капли. Через 20-30 минут можно пить сильно загрязненную воду.

Как оценить качество таблеток для обеззараживания воды? Еали таблет­ка содержит 3-4 мг активного хлора, то качество отличное, 2-3 мг ^ хорошее, 1-2 мг - удовлетворительное, меньше 1 мг - плохое, использовать бессмыс­ленно.

Устройства для очистки и обеззараживания воды:

1) "Овод" - ионообменный фильтр. Вода предварительно обрабаты­вается аквасептом. Первые 5 литров воды имеют хорошее качество. Сле­дующие 5 литров - почти такое же, далее - вода уже плохая.

2) "Турист" - это полиэтиленовый мешок с фильтром. Воду беруг из любого водоисточника. Предварительно воду надо обработать йодом - 1 ампула (1 мл) 5 % йода на 1 стакан воды.

3) "Родник" - трубочка небольшого диаметра, через которую можно безбоязненно пить воду из любой лужи.

Меры дезактивации воды.

Если активность воды равна 14 мрентген/час, то такую воду можно пить одни сутки и не больше 2.5 литров. При активности 3 мрентгена/час, то та­кую воду можно пить 30 суток по 2.5 литра. Если активность равна 1.4 мрентген/час, то можно пить без офаничений

Дезактивации помогает выдерживание во времени, коагуляция, фильтра­ция. Если радиоактивные вещества растворимы, то применяются ионообмен-ники.

ОГЛАВЛЕНИЕ

13. Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях. Табельные и подручные средства очист­ки воды.

Методы улучшения качества воды (очистки) в полевых условиях:

1) Физические методы. Осветление осуществляется за счет отстаи­вания, коагуляции и фильтрации. В качестве коагулянтов применяются сернокислый алюминий, хлорное железо. Фильтрация чаще всего осуще­ствляется через антрацитную крошку и через ткань. Кроме того, при по­падании в воду ОВ и РВ применяются ионообменники.

2) Химические методы. Дегазация: при попадании отравляющих га­зов воду снач&да пропускают через гашеную известь, а затем уже пропус­кают через обычные фильтры.

3) Хемосорбция. Отравляющие вещества сорбируются на карбофер-рогеле (уголь, обработанный гелем железа)

4) Просто сорбционные методы. Возможно осаждение ОВ на акти­вированном угле (березовый уголь).

Обеззараживание.

Обеззараживание воды может производиться следующими способами:

1) Нормальное хлорирование. На 1 литр воды надо добавить до 5 мг активного хлора, чтобы остаточный хлор был 0.3-0.5 мг/л.

2) Гиперхлорирование. 10-15-30-50 мг активного хлора на 1 литр во­ды.

3) Суперхлорирование. От 100 мг/л активного хлора. Применяется в том случае, если в воде находятся споры сибирской язвы, так они при меньших концентрациях не гибнут.

При хлорировании в полевых условиях обычно применяется ДТСГК (двутреть основная соль гипохлорита кальция). Он содержит 60 % активного хлора. Кроме того применяют НГК (нейтральный гипохлорит кальция). Он содержит 70 % активного хлора.

Табельные средства для очистки и обеззараживания во­ды:

Все процессы очистки воды в армии и на флоте осуществляются на спе­циальных табельных средствах.

К ним относятся:

1) ТУФ-200 (тканево-угольный фильтр-200). Мощность - 200 л/час. В фильтре имеется ткань типа брезента и ухоль. Вода забирается, гиперхло­рируется и фильтруется через ткань фильтра, а оставшийся хлор погло­щается активированным углем фильтра.

2) МАФС-7500. Это - модернизированная автофильтровальная стан­ция с мощностью 7500 л/ч. Она представляет собой машину на колесах, где имеется одна колонка с антрацитом и две колонки с активированным углем. Вода накачивается из озера или реки, гиперхлорируется и фильтру-

4 ется. Если в воде имеются отравляющие или радиоактивные вещества, то применяется карбоферрогель.

3) ВФС-2500 (войсковая фильтровальная станция). Дает 2500 л/ч. Принцип строения тот же, что и у МАФС, кроме того, что здесь еще имеются УФ-лампы на тот случай, если обнаружены споры сибирской яз­вы.

4) "Исток". Принцип работы такой же, но установка дает 10000 л/ч.

При отсугствии табельных средств очистка и обеззараживание могут в известной степени производиться с помощью подручных средств. Для очист­ки воду можно фильтровать через ткань, гравий, песок, древесный уголь. Дш обеззараживания применяют кипячение, 10 % настойку йода (на 1 литр воды 2 капли) и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ

14. Понятие об обитаемости кораблей. Гигиени­ческие требования к размещению личного состава на кораблях ВМФ.

Существует такое понятие как обитаемость.

Обитаемость - это условия жизни и боевой деятельности личного со­става флота, находящегося на кораблях. Факторы обитаемости:

1) Условия размещения на корабле.

2) Микроклимат помещений.

3) Химический состав воздуха на корабле.

4) Освещение на кораблях

5) Шум, вибрация, ИИ, лазерное излучение, СВЧ-излучение и др.

6) Организация водоснабжения на корабле.

7) Организация питания на корабле.

Условия размещения личного состава

При размещении личного состава должны соблюдаться следующие усло­вия:

1) Размещение должно быть выше ватерлинии.

2) Покомандное размещение личного состава в жилых помещениях..

3) Количество коек должно быть на 5 % больше, чем матросов.

4) Жилые помещения должны быть отграничены от служебных

Жилые помещения на кораблях.

Как уже было сказано жилые помещения различны для матросов и офи­церов. Для матросов предназначены кубрики, для офицеров - каюты. Должны выполняться нормы площадей и кубатуры.

Для матросов в кубрике необходимо 1.6-2 метра квадратных площади при высоте 1.8 - 2.2 метра. Кубатура таким образом равна примерно 3.6 - 4 метра кубических.

Для офицеров в каюте норма площади 5 квадратных метров, кубатура 10 - 12 метров кубических.

К материалам, применяющимся на кораблях для отделки жилых поме­щений предъявляются определенные требования:

1) Высокая теплоемкость

2) Низкая теплопроводность.

3) Низкая звукопроводимость.

4) Вибростойкость.

5) Материал не должен изменять химический состав воздуха

6) Материал должен быть негорючим, прочным.

В качестве отделочного материала лучше всего применять пробку, вой­лок, пенопласт, альфоль (алюминиевая фольга).

ОГЛАВЛЕНИЕ

15. Гигиенические требования к освещению ко­рабельных помещений. Виды освещения.

Требования к освещению:

1) Достаточность

2) Равномерность

3) Близость к естественному свету.

4) Источник света не должен изменять химический состав воздуха (что может наблюдаться при применении люминесцентных ламп).

5) Атравматичность ламп.

Виды освещения.

Освещение может быть

1. Повседневное - 30 лк на палубе (для ламп накаливания).

2. Аварийное освещение (от аккумуляторов).

3. Боевое освещение (во время военных действий).

4. Дежурное освещение (около люков, шахт и тд.)

5. Адаптационное освещение (после яркого освещения).

Уровень освещения в медицинских помещениях - 75 лк, при операциях (на операционном поле) - 800 лк.

ОГЛАВЛЕНИЕ

16. Гигиеническая характеристика отопления и вентиляции на кораблях.

Вентиляция.

На старых кораблях используется система вентиляции (СВ), которая может быть

1. Естественная (через иллюминатор)

2. Приточная

3. Вытяжная

4. Приточно-вытяжная.

На современных кораблях используется система кондиционирования воздуха (СКВ).

Эта система включает в себя

1) Воздухонагреватель и воздухоохладитель.

2) Увлажнители воздуха

3) Вентиляторы

4) Воздуховоды

5) Приборы для регулировки.

СКВ может быть центральной и автономной (рубка, отсеки, медицин­ские отсеки, камбуз, туалеты).

Приток и вытяжка соотносятся между собой исходя из общего принципа вентиляции (приток преобладает в чистых помещениях, вытяжка в грязных).

В кубрике приток равен вытяжке. На камбузе, в туалетах, погребах -только вытяжка.

По конструкции СКВ может быть

1) Одноканалъная - по кубрикам идет один воздуховод, подающий воздух.

2) Двухканальная - идут два канала для подачи воздуха разной тем­пературы (теплый и холодный), который может быть смешен для получе­ния нужной температуры. Такая система имеется в медицинских пунктах, каютах.

По величине давления и скорости движения воздуха в трубопроводах СКВ делится на

1. Низконапорные (15 -17 м/с)

2. - Средненанорные (17 - 27 м/с)

3. Высоконапорные (27 - 30 м/с).

На современных кораблях используются средние и высоконапорные ка­налы..

Вентиляции на корабле также делится на

1. Повседневную (обычную) вентиляцию

2. Боевую вентиляцию (предусмотрена герметизация, подача воздуха через фильтры и тд.).

Работает вентиляция не постоянно, а по специальному графику работы. Для обеспечения достаточного количества воздуха в различных кора­бельных помещениях необходима следующая кратность воздухообмена:

кубрики - 8-10

машинное отделение - 30-60

энергоотсеки - до 100.

Отопление.

Отопление может быть

1. Центральное - по всем помещениям 1. Паровое

2. Местное 2. Водяное

Отогшение на корабле предназначено (как и везде) для поддержания по­стоянного необходимого температурного режима в помещениях.

 

Помещения корабля Температура ле­том Температура зи­мой
Кубрики, медицинские палаты 20-25 °С 18 °С
Помещения боевых постов до 17 °С до 18 °С
Энергетические отсеки (котлы и тд.) до 45 °С до 18 °С

ОГЛАВЛЕНИЕ

17. Корабельный шум. Профилактические мероприятия.

Корабельный шум.

Для кораблей характерен повышенный уровень шума. С гигиенической точки зрения под шумом принято понимать совокуп­ность звуков, неблагоприятно влияющих на организм человека.

Причинами шума на корабле мо1ут быть

1) Волны и тд. (шум ударно-механического происхождения).

2) Паровые энергетические установки.

3) Дизельные установки.

4) Различные электромагнитные агрегаты (радиоаппаратура, сигнали­зация).

5) Движение пара по трубам (гидродинамический шум).

6) Стрельба

7) Взлеты самолетов

Особенности шума на корабле:

1. Постоянство шума.

2. Обилие металлических перегородок, способствующих хорошей проводимости звука.

3. Ограниченные возможности снижения шума

4. Широкий спектр шума (80 - 12000 Гц).

В машинном отделении, котельных уровень шума достигает 110 - 120 дБ, что действует не только на органы слуха, но и на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Выделяют три режима акустической обстановки:

1) Стояночный режим. Источники шума - вентиляция и работа на­сосов (50 - 60 дБ).

2) Режим плавания на экономичном ходу. При этом добавляется шум от работы энергетических установок (общий шум - 70-80 дБ)

3) Режим максимальной скорости судна.. Шум увеличивается за счет увеличения частоты вращения механизмов до ПО - 120 дБ.

40 % личного состава на кораблях подвержены воздействию сильного шума.

Фазы воздействия сильного шума на человека:

1) Фаза адаптации

2) Фаза утомления (порог слышимости возвращается к норме при отдыхе)

3) Фаза переутомления - начало глухоты

Кроме действия на орган слуха шум оказывает воздействие на весь орга­низм и прежде всего на ЦНС. Появляются нарушения сна, замедление ско­рости психических реакций, слабость. Могут быть также серьезные наруше­ния со стороны сердечно-сосудистой системы - гипертензивные, реже гипо­тензивные состояния, нарушения обменных процессов

Профилактические мероприятия:

1) Технологические мероприятия - конструктивные решения для уменьшения шума при работе различных механизмов, например, замена клепки на сварку и тд., использование различных материалов, поглощаю­щих шум, различные планировочные решения.

2) Саншпарно-технические мероприятия - использование шумопог-лощаюших материалов для облицовки, специальных защитных кожухов и тд.

3) Индивидуальные средства защиты. Беруши - уменьшают шум в среднем на 15 дБ, наушники - на 30 дБ

4) Организационные мероприятия - регламентация вахт.

5) Медицинские профилактические осмотры.

6) Поддержание нормального уровня шума (не более 55-60 дБ) в кубриках.

ОГЛАВЛЕНИЕ

18. Вибрация в условиях корабля. Профилактика морской болезни.

Вибрация на корабле.

Кроме шума другим сильно выраженным физическим фактором, дейст­вующим в условиях корабля является вибрация.

Как известно, вибрация - это механические колебательные движения, передающиеся телу человека или отдельным его частям от источников коле­баний.

Источники вибрации:

1. Гребные винты

2. Двигатель, механизмы проворачивания

3. Удары волн

4. Вибрация после выстрелов, взлетов.

Вибрация бывает:

1) Местная

2) Общая

Естественно, что на корабле преобладает общая вибрация.

В результате действия вибрации развивается профессиональное заболе­вание - вибрационная болезнь.

Особенно опасно совпадение частоты вибрации с собственной частотой колебания тела человека или отдельных органов.

Для стоящего человека резонансными частотами являются частоты 5-15 Гц, для сидящего - 4-6 Гц, собственная частота желудка составляет 2 Гц, сердца и печени - 4 Гц, мозга - 6-7 Гц.

При совпадении вынуждающей частоты с собственной частотой колеба­ния органа наблюдается явление резонанса и, как следствие, висцероптозы (опущение внутренних органов). Под воздействием общей вибрации развива­ются поражения ЦНС, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, возникает нарушение обменных процессов, быстрая утомляемость и др. Под действием общей вибрации также может происходить повреждение позвоночника за счет смещения межпозвоночных дисков.

По частоте вибрации могут быть

1) Низкочастотные (до 35 Гц). При этом поражаются нервы, мыш­цы, костный аппарат.

2) Высокочастотные (100 - 150 - 250 Гц). Поражаются в основном сосуды.

Профилактика вибрационных воздействий:

1. Технологические методы, (уравновешивание двигателей, частей двигателей и тд.).

2. Виброизоляция (амортизаторы, прокладки и тд.).

3. Эксплутационные методы (изменение резонансной частоты за счет, например, изменения частоты колебаний корабля).

4. Индивидуальная защита включает в себя обувь на виброгасящей по­дошве (толстая резина), виброкресла, вибропояса и тд.

Качка.

Качка - это разновидность вибрации. Качка может быть (по направлению)

1) Бортовая (поперечная)

2) Килевая (продольная)

3) Вертикальная Последствиями качки могут быть

 

1. Смещение органов

2. Раздражение оболочек органов

3. Боль в органах (печень, селезенка)

4. Тошнота, рвота, нарушение сна, головокружение из-за нарушения вестибулярного аппарата - синдром морской болезни.

Профилактика качки (морской болезни):

1) Технические мероприятия (приспособления - успокоители качки)

2) Личные мероприятия (необходимы движения, совершение работы и тд)

3) Усиленная вентиляции.

4) Тренировка

5) Питание только холодными блюдами в небольшом количестве и обязательно с включением соленых и кислых продуктов.

6) Медикаментозная коррекция при помощи фармакологических препаратов (аэрон, аппликации скополамина на мочку уха или за ухо, эфедрин и др.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

19. Обязанности корабельного врача.

1) Контроль за здоровьем персонала

2) Оценка физического состояния личного состава

3) Состаачение меню-раскладки, контроль за качеством и количеством питания.

4) Контроль за соблюдением режима питания.

5) Лабораторный контроль суточного рациона.

6) Профилактика гиповитаминозов

7) Профилактика пищевых отравлений

8) Контроль за местами приготовления пищи.

9) Контроль за качеством мытья посуды

 

10) Предупреждение заражения продуктов отравляющими веществами, ра­диоактивными веществами, бактериологическими средствами (военное время).

11) Контроль за продуктами, взятыми в иностранных портах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

20. Военно-морская база. Санитарно-гигиенические требования к планировке, устройст­ву, водоснабжению.

Военно-морская база (ВМБ) - это комплекс береговых инженер­но-технических сооружений, предназначенных для

1) Боевого обеспечения кораблей.

2) Материально-технического обеспечения кораблей.

3) Обеспечения отдыха и лечения личного состава.

4) Предоставления кораблям безопасной стоянки Военно-морская база состоит из нескольких элементов.

 

1. Элементы акватории.

2. Элементы территории, а также береговые сооружения.

3. Элементы обороны

Расположение ВМБ.

Выбор места ВМБ обусловливается

1) Оперативно-тактическими требованиями (отдаленность ВМБ от театра военных действий)

2) Технико-экономическими требованиями (место должно быть мак­симально удобным для строительства базы).

3) Санитарно-гигиеническими требованиями, которые включают в себя

1. Требования к территории:

а) Почва - сухая, не заболоченная, высота стояния грунтовых
вод низкая.

б) Необходим уклон территории для самостоятельного стока
при пов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: