20.11
Тема: Музыкальный фольклор народов России.
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально – образным строем русской песни.
Задачи: - знакомство с музыкальными образами народных песен, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
- познакомить школьников с музыкальной культурой 19 века на примере одного из распространенных жанров того времени – романс, показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки.
-расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;
- умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал: А. Обухов «Калитка»
Ход урока
Здравствуйте, ребята..
Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой….
Тема нашего урока: Музыкальный фольклор народов России.
Мы с вами уже знакомились с фольклором в 4 классе, давайте вспомним:
-Что обозначает слово «фольклор»?
(народная мудрость, устное народное творчество)
- Как вы понимаете слово «обряд»?
(ОБРЯД, традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива)
- Как вы понимаете слово «Обычай»?
(Обычай (Традиция) — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие)
- Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале, передается в народном творчестве и каждый народ имеет свои корни.
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ- сопровождались исполнением специальных обрядовых действий.
|
Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется (1).
Жанры музыкального фольклора
Различных фольклорных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). (2)
Жанры русского песенного фольклора
Остановимся подробнее на жанрах русского народного фольклора. Основной жанр здесь будет песня.
Существуют разные жанровые разновидности. Проще всего различать их по признаку, где и когда они используются.
|
-Некоторые песни поются только лишь раз в год, какие-то песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только во время этого обряда.
-Есть песни, которые поются только в определенное время года. И конечно же есть песни, которые можно петь всегда, у них нет привязки ни к какой точке.
Итак, русские песни бывают такие:
1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).
2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи). Кумушки, ой кумушки.
3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). Курушка-Рябушка.
4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).
У фольклора тоже есть своя история:
· Древнерусский фольклор
· Фольклорные жанры восточных славян эпох Древнерусского государства (IX—XII века) и феодальной раздробленности (XII—XV века)[2]:
|
o сказка;
o героический эпос: былина, предание, причитания, славы и плачи, заговоры, паремии или речевые клишированные формулы (пословицы, поговорки, загадки, поверья, приметы, пожелания, клятвы, божбы, проклятия и пр.) и т. д.
· Новые фольклорные жанры после принятия христианства[2]:
o духовный стих и христианская легенда;
· новые жанры централизованного Русского государства (с конца XV по XVII века)[2]:
o историческая песня, баллада, лирическая песня;
· новые фольклорные формы и жанры Российской империи (XVIII — нач. XX века)[2]:
o театр, лубок, маршевая песня, песня литературного происхождения, частушка, романс;
Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.
В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?
Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.
Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства.
Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда». Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Калитка».
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса
И черёмух серебряный иней
Жемчугами украсит роса.
Отвори потихоньку калитку
И войди в темный сад, ты как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Там, где гуще сплетаются ветки,
У калитки тебя подожду
И на самом пороге беседки
Кружева с милых уст отведу.
Отвори потихоньку калитку
И войди в темный сад, ты как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Прослушайте ее.
Посмотрите сколько градаций у романсов и песен. Различны образы романсов, как вы знаете, но различны и песни: от протяжной лирической народной песни до эстрадной песни, которую мы с вами поем лежит целая пропасть.
А споем мы с вами произведение которое уж вошло нашу с вами жизнь и в жизнь нашего города и песня эта стала как народная.
Исполнение Н. Богословский «Спят курганы тёмные»;
Подведение итогов. Вопросы учителя:
- Прослушанные на сегодняшнем уроке романсы современные или этот жанр мы можем охарактеризовать как старинный русский романс?
- Актуальны ли сегодня образы и проблематика романсов? Почему?
1. Домашнее задание. Подобрать стихи, на которые вы бы хотели написать романс. Самостоятельно разучить псню «Быть человеком»
2.