О РАССКАЗЕ А.П.ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»
Рассказ написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии», в основу которой легли три истории, рассказанные друзьями друг другу на охоте. Это «Человек в футляре», открывающий трилогию. Здесь наиболее ярко и открыто выражена тема «футлярной жизни». Образ Беликова во многом гротескный, а название во многом задаёт тон и тему всему циклу. Эту историю мы слышим от Буркина — сослуживца Беликова.
Во втором рассказе трилогии «Крыжовник» Иван Иванович Чимша-Гималайский повествует историю жизни своего брата Николая. Тема «футлярности» присутствует в нем в более тонком виде, чем в первом рассказе.
В рассказе «О любви» основная тема трилогии звучит наиболее тонко— небогатый помещик Алехин поведал друзьям несчастливую историю своей любви.
По задумке Чехова рассказы не должны были составлять трилогию: писатель планировал создать целую серию рассказов о «футлярной жизни». Но после работы над тремя рассказами Чехов был утомлен и разочарован. Он писал: «Не хочется писать и пишешь так, точно ешь постное на шестой неделе поста».
Все рассказы Чехова – это способ изложения сложных перипетий жизни героев и описания их душевного состояния посредством малой формы повествовательного жанра. Особенностями рассказа являются также глубина подтекста и емкость детали. Композицией данного рассказа является «рассказ – монолог».
Все рассказы «маленькой трилогии» пронизаны драматизмом и надеждой на то, что у героев все еще есть шанс спасти свою душу. Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, боятся, начинают думать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.
|
? 1. Найдите в тексте подтверждение рассуждений героев.
Основная мысль рассказа заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась. «Футлярность» каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными.
А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В рассказе «О любви», последнем рассказе о потерянной любви, звучит надежда. Алехин осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.
Если в первом рассказе «Человеке в футляре» главный герой – Беликов - умирает, не сумев ничего изменить ни в себе, ни в окружении, и люди, окружавшие его, даже рады его смерти.
В «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне счастлив, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось. Он постарел, голодом загнал супругу в гроб, стал брюзглив, разговаривает глупыми чужими фразами, только любимый крыжовник вызывает в нем умиление. Его жизнь закрылась в «футляре» желанной усадьбы с садом. Жизни за оградой его сада для него нет. Рассказчик Иван Иванович, брат Николая Ивановича, просит Алехина: «…не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
|
Алехин - главный герой третьего рассказа - не умирает, осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.
Д.з. 1. Что Чехов называл «футлярной жизнью»?
«Футлярная жизнь» по Чехову это - безотрадная
картина утраты человеком своих духовных
богатств, потери своего "Я".
2. Составить 3 проблемных вопроса к рассказу «О любви», на которые надо дать развернутый ответ.
Из «Крыжовника»
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.»
«… не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро»
Вопросы учащихся к рассказу.