Основание химкомбината Маяк




Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3

Глава 1. Основание города Озерск и химкомбината Маяк ………..……4

1.1. Основание Озерска………………………………………….…………4

1.2.Основание химкомбината Маяк..……………………………………..5

Глава 2. Новый Озерск……….……………………………….……………8

2.1. Улицы и площади Озерска……………...…………………………….8

2.2. Разновидности городской среды…………………………………….13

Заключение ……………………………………………….………………14

Список литературы ………………………………………………………15

Введение

Название «закрытые административнотерриториальные образования» (ЗАТО) закрепились в юридических документах в постсоветский период после принятия в 1992 году спецзакона по закрытым городам, созданным в рамках атомного проекта СССР в 1945–1955 гг. Благодаря спецзакону вместо цифрового обозначения они получили названия. Сегодня из десяти закрытых городов, которые являются своеобразными памятниками своей эпохи, пять городов расположены в Свердловской и Челябинской областях. Это города: Лесной (Свердловск-45), Новоуральск (Свердловск44), Озерск (Челябинск-65), Снежинск (Челябинск70), Трехгорный (Златоуст-36). Эти закрытые города создавались в СССР в военное и послевоенное время как заводы и пункты промышленного, стратегического и военного производства, связанного с атомным проектом. Архитектура ХХ века в России является менее исследованной, чем более ранние ее эпохи. Одной из причин называется частая смена архитектурных стилей в России в ХХ веке и тот факт, что каждый следующий стиль отвергал и критически относился к предыдущему.

Первая волна неоклассицизма была в 1900– 1910-е годы, стилистически она относится к эпохе модерна. 1930–1950-е гг. – это период второй волны неоклассицизма в России в ХХ веке, которая названа искусствоведами «сталинским ампиром», который формировался, отвергая авангардное направление, и также был отвергнут как «украшательство» и на долгое время был предан забвению. Архитектурно-градостроительное наследие в силу сложного отношения к периоду «сталинского ампира» до сих пор не заняло достойного места в градоведческих и искусствоведческих исследованиях. Масштабной попыткой осмысления архитектуры сталинской эпохи с позиций постсоветского времени является проведенная 31 октября – 2 ноября 2007 года НИИТИАГ РААСН научная конференция на тему: «Сталинский ампир», вызвав значительный интерес среди архитекторов, искусствоведов, историков.

Глава 1. Основание города Озерск и химкомбината Маяк

Основание Озерска

 

В 1945 году Государственный союзный проектный институт № 11 (ГСПИ-11) города Ленинграда, сегодня это ОАО «Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий», был утверждѐн правительством в качестве генеральной проектной организации для создания и развития атомной промышленности. Архитекторы Ленинграда, создававшие архитектурно-пространственную структуру Озѐрска, были из города, который занимает в истории ордерной архитектуры уникальное место.

Влияние питерской архитектуры, безусловно, имеет место быть в формировании архитектурных решений при проектировании города Озѐрска. Господство стиля «сталинский ампир» в архитектуре страны в этот период и местоположение города, его водно-пространственный строй были созвучны Ленинграду, и Озѐрск в своѐм развитии был ориентирован на лучшие традиции классической архитектуры. Осенью 1945 года ГСПИ-11 разработал план строительства «завода № 817». Одновременно с проектированием промышленных объектов разрабатывалась проектная документация по строительству закрытого посѐлка. В ГСПИ11 создали выездную бригаду архитекторов по гражданскому строительству для разработки «проекта жилого посѐлка № 1» на 2 тыс. жителей. 9 ноября 1945 года приступили к реализации проекта. Этот день стал днѐм основания города Озѐрска и началом истории ПО «Маяк».

 

Основание химкомбината Маяк

 

Генеральный план строительства завода по переработке оружейного плутония, принятый вапреле 1946 года, предусматривал первичную структуру закрытого города при его создании в строительстве двух жилых поселков на 2 тысячи и 2,5 тысячи человек, составляющих вместе одно поселение и одну градообразующую составляющую – химкомбинат «Маяк». Один строился на севере, так называемый Северный посѐлок, ставший местоположением города Озѐрска, а второй начали строить на юге, с названием «посѐлокТатыш». Второй оказался очень близко к производству, его строительство было заморожено и не получило дальнейшего развития. Интенсивное строительство посѐлка началась в 1947 году без наличия генерального плана. Архитекторы занимались в основном привязкой проектов типовых домов на месте. На улицах поселкового типа строились финские домики, коттеджи, брусчатые дома, дома барачного типа. Застройка посѐлка № 1 в 1947–1949 гг. в западной части города имела местное название «Генеральский кружок». Это строительство должно было обеспечить жильѐм специалистов, прибывших в посѐлок со всех концов страны.

 

 

В связи с возрастающим объемом промышленного строительства, численный состав посѐлка достигал временами 50 тысяч человек, что превышало предполагаемую цифру наличия людей в десятки раз. Жилья катастрофически не хватало. В 1948 году было принято решение по созданию Генерального проекта жилого посѐлка. Генеральный проект планировки жилого посѐлка «Программа № 1» на 2 тыс. жителей был утвержден в 1949 году. Проект был выполнен выездной группой архитектурно-планировочного отдела ГСПИ 11, в которую входили архитекторы И.А. Глухих, В.Н. Иванов, И.Б. Орлов.

 

 

Город остро нуждался в жилой застройке, и к концу 1950-х гг. появилась квартальная застройка.

Город стал застраиваться двух-четырехэтажными зданиями в неоклассическом стиле.

 

 

 

Пафос возрождения стал главным мотивом архитектурной деятельности в СССР во второй половине 1940-х годов. Возрождение связывалось не только с послевоенным восстановлением вообще, но и с возможностью вернуть ценности культуры прошлого. Архитектура рассматривалась в качестве выразительницы главных идей эпохи. Художественная градоформирующая система, сложившаяся в предвоенное время, получила дальнейшее распространение. Именно традиционная форма делала в то время архитектуру «говорящим» искусством. «Сталинка» воспринималась как символ победы, достатка, успеха, став элитарным типом жилья. Важным элементом города стали значимые архитектурные объекты – театры, кинотеатры, Дома культуры, административные здания. Построенные в формах «сталинского ампира», они отличаются торжественностью и обилием архитектурных элементов. Для усиления градостроительных акцентов в архитектурных доминантах города широко использовали портики, колонны, пилястры, лепной декор.

 

Глава 2. Новый Озерск

Улицы и площади Озерска

 

Город, включив в себя дуговую часть предыдущей застройки, определил две главные композиционные оси – проспект Ленина (Сталина) и улицу Победы (Берии) – архитекторы А.И. Власов, А.Г. Гуревич, И.Б. Орлов. Улицы расположены параллельно друг другу, через весь город протянулись с запада на восток, нанизав на себя главные общественно-значимые архитектурные ансамбли. Главные улицы первичной застройки города – проспект Ленина (Сталина) с бульваром, который, практически делит сегодня город на две части. Архитектурными акцентами на проспекте Ленина стала привокзальная площадь с памятником Ленину (арх. А.Г. Гуревич, И.Б. Орлов, Я.М. Зелѐный) и две площади, соединѐнные в единый ансамбль. Это площадь Курчатова и Театральная площадь (арх. А.И. Власов, А.Г. Гуревич, И.Б. Орлов, Д.Т. Ковчегов, Г.С. Ремнѐв). На востоке проспект Ленина выделен «домом с башней», 1956 г. (арх. Н.А. Комков, И.Б.Орлов). Параллельно проспекту Ленина цветом выделен проспект Победы (Берии), на замыкании которого в западной части города расположен медгородок (арх. А.Г. Гуревич, И.Б. Орлов, Я.М. Зелѐный), а в восточной части расположена объемная доминанта здания филиала МИФИ (арх. Б.Г. Машин). От проспекта Победы на север построена улица Новая (Блюхера), на пересечении с Комсомольским проспектом создана площадь, доминантой которой является здание ДК ПО «Маяк» (арх. Г.М. Вылегжанин, 1958 г.), практически завершившее реализацию генплана города 1949 года.

Площадь Курчатова – «сердце Озѐрска», первая площадь города. Здесь находятся важнейшие организации: управление ПО «Маяк», Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ). В 1949–1951 гг. в Озѐрске на улице Ленина была сформирована площадь со зданием гостиницы «Центральная» (арх. А.И. Власов) у железнодорожного вокзала (автовокзал) (арх. Хомяков). На площади в 1970-е гг. был поставлен памятник вождю с трибуной. В 1957 году был разработан и утверждѐн новый генеральный план города, ценность которого состоит в том, что следующий этап строительства города формировался уже в его южной части, не нарушив первичную архитектурно-пространственную структуру Озѐрска 1940–1950-х гг.

В Озѐрске в 1948–1950 гг. в сосновом бору у озера Иртяш был устроен Парк культуры и отдыха, главный вход в который оформлен круглой площадью с памятником вождю. Вход, оформленный пропилеями по проекту И.Б. Орлова, придавал входу торжественность и парадность.

Форму пропилей имеют также контрольно-пропускные пункты № 1, 2 в Лабораторию «Б» посѐлкаСунгуль, построенные в 1950 году. Эталоном конструктивно-тектонической ордерной системы эпохи советской неоклассики являются пропилеи Смольного, возведѐнные в Ленинграде по проекту В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха в 1923–1924 гг.

Советский неоклассицизм имеет преемственность с дореволюционным неоклассицизмом, который формировался еще в начале ХХ века, в эпоху модерна. Неоклассическая архитектура начала ХХ была многоплановой. И.А. Фомин в своих работах опирался именно на русский классицизм начала XIX века, а И.А. Жолтовский и В.А. Щуко использовали в своѐм творчестве направление«ренессансной», «палладианской» архитектуры. Одной из важных характеристик неоклассицизма является осмысление как идеалов античности, так и российской и европейской истории XVIII–XIX вв. Таким образом, можно говорить, что источником советского неоклассицизма 1930– 1950-х гг. была классическая традиция, творческое осмысление российского классицизма, который к началу ХХ века воспринимался уже как национальное явление. Именно в ордерной архитектуре ленинградские архитекторы подчѐркивали преемственность градостроительных идей.

 

Здание Центральной заводской лаборатория (ЦЗЛ) в городе Озѐрске, построенное в 1949–1951 гг. по проектуархитекторов А. Домнина и Г.Н. Локтева, поставлено на замыкании площади им. Курчатова.

Две площади на проспекте Ленина слились в одно пространство, где здание театра расположено напротив ЦЗЛ через площадь Курчатова и Театральную площадь.

 

Здание театра, арх. Б.Г. Машин, построено в 1949–1952 гг.Перед зданием театра расположена Театральная площадь, фланкированная двумя зданиями, оформленными центральными ризалитами, украшенными портиками с колоннами и фронтонами.

По определению С.О. Хан-Магомедова, в архитектуре «сталинского ампира» «мы имеем делос одним из самых высокопрофессиональных этапов в истории русской архитектуры последних столетий». Он отмечает, что по художественному уровню «лучшие проекты «сталинского ампира» приближаются к уровню русского классицизма XVIII–XIX вв. Это не просто «цитатная» неоклассика, а неоклассика, генерирующая творческие идеи, «живая классика», как еѐ называли в первые десятилетия ХХ века».

В городской застройке ХХ века многие ансамбли и отдельные сооружения периода «сталинского ампира» мало в чѐм уступают в художественном уровне произведениям других творческих направлений. «Сталинский ампир» обладал чѐтко выраженной стилистикой, имея формообразующие корни, он имел и сверхзадачу – социальный заказ на создание монументальных архитектурнохудожественных образов, так называемый эпический монументализм, который зародился в русской архитектуре ещѐ в XIX веке, явно не без влияния французского «революционного ампира». Страна, одержавшая победу в Великой Отечественной войне, создавая архитектуру победы, претендовала на творческое развитие его главного художественно-композиционного приѐма – классического ордера.

В истории ордерной архитектуры Петербург занимает особое место, где несколько поколений архитекторов и в XVIII, и в XIX, и в ХХ вв. воплощали градостроительные концепции, опираясь на универсализм ордера при его ведущей роли. На всех этапах формирования городской среды Петербурга ордер не являлся декорацией, оставаясь средством композиционной разработки образов пространства. «Ордер – архитектурный генетический код Петербурга-Ленинграда, обеспечивающий развитие образных связей, единство пространственной структуры города». Вместе с тем следует отметить, что зодчие советской неоклассики применяли ордер не на основе конструктивно-тектонической ордерной системы, а на основе ордера стены. Эволюция ордерной архитектуры 1930–1950-х гг. проходила через требование «обогащения» объемов ордерными формами, декоративными композициями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: