Занятие кружка «Мой край родной» для 2-3 классов
Тема «Мир Байкала»
Цели:
- познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- изготовление поделок из бросового материала с руководителем кружка
· Технологии, используемые на занятии: проблемная, исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.
· Оборудование: физическая карта России, макет Байкала на доске, обитатели озера, музыкальное сопровождение, костюмы народностей Байкала
· Задачи:
· -образовательные: определить особенности географического положения, особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
· - развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;
· - воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.
· Оборудование: сообщения о жителях Байкала, макеты растений, животных, птиц, рыб, поделки из бросового материала, выставка рисунков.
· Форма урока: путешествие с исследованием.
· Предполагаемые результаты (УУД по ФГОС):
· - личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал;
· - метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы;
|
· - предметные: уметь работать с литературой, выполнять практические задания, проводить исследования
· Оборудование:
- географическая карта озера Байкал;
- игрушка - кораблик, макет поезда, Гимн Иркутской области, аудиозапись шума волн;
- работы учащихся;
- выставка книг о Байкале, рисунки обитателей Байкала.
- Бросовый материал, одноразовые тарелки, пластиковые бутылки, салфетки, клей. Пластилин
- Приглашены дети подготовительной группы «Журавушка» с музыкальным работником, воспитателями.
- Руководитель кружкой деятельности по РЦДО
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, мы рады вас видеть.
К нам в гости пришли дети из подготовительной группы детского сада мы их тоже приглашаем в путешествие.
Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Отправляемся на железнодорожный вокзал и садимся в поезд Усть-Илимск - Иркутск. Затем на любом транспорте (автобусе или машине) отправляемся в г. Листвянка, а там…. а затем на корабле по озеру Байкал.
(Девочки читают стихотворение.)
М.Сергеев
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдина,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За сосны зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?
А что это такое,
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало,
Закрыв свои глаза?
А что это такое?
Все время в непокое,
|
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро БАЙКАЛ!
Учитель: Вы, ребята, когда были в детском саду «Журавушка» уже изучали озеро и знакомились с рекой Ангарой. Посмотрите, вот ваша газета в 2014 году выпущена с воспитателем Светланой Анатольевной.
А теперь обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. (Один из учеников показывает расположение озера на карте, другой на глобусе)
Учитель: Волны священного озера бьются о горы, которые окружают озеро со всех сторон.(Обращает внимание детей на рисунки скал обучающихся)
Ученик. В озере водятся очень редкие животные, которые можно увидеть только здесь. Мир Байкала уникален. Озеро до сих пор таит в себе много загадок и тайн.
Учитель.
А как вы готовились к сегодняшнему занятию в нашем кружке «Мой край родной»?
Ученики. (Дома готовили рисунки, искали интересные сведения об обитателях Байкала, учили загадки).
Вика читает стихотворение про необычную рыбку
1. Бледно-розова, нежна,
студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Рыбка эта... (голомянка) отправляет в озеро, прикрепляя на макет на доске.
Коля
Начинается на «о»,
ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль) заселяет в зеро.
3. Соня Зеленая природа хранит запасы йода (водоросли)
Егор
Есть слепые, есть и зрячие –
В толще вод нельзя иначе,
Самый первый санитар,
Без него б Байкал пропал,
У рачка двойная слава,
Ну-с, узнали...?
|
(Бокоплава). Заселяет в озеро
5. Даша
Эпишура — это такой вид маленьких рачков, которые съедают все, что попадает в байкальскую воду. Располагает на макете озера
Егор.
Байкальская вода считается самой чистой природной водой в мире. Заслуга в этом и небольших рачков. Байкальская эпишура - один из наиболее известных эндемиков озера Байкал.
Сергей.
Зоркий глаз парит высоко,
Но не ястреб и не сокол.
(Орел) прикрепляет над горными вершинами Байкала
8. Влад Баранов
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
шубки белые менять.
Если очень повезёт –
лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа) прикрепляет на макет
Марьяна
9. Кто рассыпал у реки
В вешних травах угольки?
Лёгкие, воздушные,
Ветерку послушные!
Кто сюда их приносил?
Почему не загасил
И оставил в травах
Ветру на забаву?
Они жаром поутру
Полыхают на ветру!
(жарки) прикрепляет по берегу озера
Соня
Я представить себе не могла, что бакланы живут на Байкале. Поэтому, когда я увидела больших птиц, летящих над озером, я решила, что это гуси, но это оказались бакланы.. Чем питаются бакланы? В основном это рыба, На Байкале есть Бакланий остров, Бакланий камень, там они и обитают. Распределяет птиц на островах.
Учитель технологии, кружка
Предлагаю ребятам прогуляться по озеру. Обратите внимание мусор везде,, кто это нахулиганил?. Ответы детей (Туристы побывали и весь берег засорили.) Помогите навести порядок.
Так и Антуана де Сент-Экзюпери есть такое правило: Встал утром, умылся, привел себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету). А из этого мусора можно сделать много полезных вещей. Рассматривание выставки поделок из бутылок, фантиков…
Рассаживание по группам, изготовление поделок. Оформление выставки. (на столах лежат фантики, пластмассовые тарелочки, одноразовые стаканчики и другой бросовый материал, ножницы, клей, пластилин. Ребята изготавливают различные поделки) Играет музыка. (шум волн Байкала, крик птиц)
Учитель
А мы с вами вдали от Байкала живем. Но берег реки нашей тоже убираем и летом на летней оздоровительной площадке, чтоб хорошо отдохнуть. Ребята, наша река как то связана с озером? Ответы детей (Только одна Ангара вытекает из Байкала)
Выступают дети из подготовительной группы
Выходит девочка - Ангара, дочь Байкала читает стихотворение.
Ангара-река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река — дочь Байкалова.
Дошкольники знакомят с народностями, живущими возле озера. Танцуют танец «Ёхор»
Все: Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал наш, дети,
И жить с тобой нам суждено»
Все вместе поют Гимн Иркутской области.
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Чем вам запомнилось наше путешествие. Поделитесь радостью и хорошим настроением с гостями, прикрепляем солнышки, если настроение радостное или тучки, если кому-то грустно, что-то не получилось. (Рефлексия)
В конце занятия все дети получают книги о Байкале.
Нас еще ждут увлекательные путешествия по Озеру Байкал. Столько всего неизвестного и загадочного впереди. До новых встреч!