Право военнослужащих на обращение
Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
знакомиться с материалами проверки по жалобе;
представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их
истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим
жалобу;
требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.
Законодательством запрещается препятствовать подаче жалоб военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению
по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Обязанности командиров (начальников) по организации работы
с обращениями
Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное
рассмотрение обращений и принятие по ним мер. Он обязан:
считать работу по рассмотрению обращений и приему посетителей основным направлением деятельности по обеспечению установленных законодательством Российской Федерации гарантий правовой и социальной зашиты военнослужащих, других граждан;
чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам, уважительно относиться ко всем просьбам заявителей, не допускать умаления личного достоинства граждан при рассмотрении и разрешении предложений, заявлений и жалоб;
|
оперативно принимать меры для разрешения законных требований и обоснованных жалоб;
обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления;
внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости потребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;
принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
рассмотреть полученное обращение в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);
принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;
сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях,
когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве,
давать подробные разъяснения правового разрешения рассматриваемых вопросов;
предоставлять по команде полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.
|
Сроки рассмотрения обращений
Обращения, поступившие в органы военного управления, подлежат обязательному рассмотрению. Отказ в приеме обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию указанных органов, недопустим.
Действующими нормативными правовыми актами в Министерстве обороны Российской Федерации установлены следующие сроки рассмотрения обращений:
до 3 дней — рассмотрение командиром (начальником) полученного предложения (заявления, жалобы) и, если предложение (заявление, жалоба) признано правильным, немедленное принятие мер для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);
до 5 дней — направление предложения (заявления, жалобы) вышестоящему начальнику (в случае если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу);
до 7 дней — принятие решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих в воинских частях;
до 15 дней — принятие решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих в управлениях военных округов, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации.
В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).
|
прием посетителей
Организация работы по приему посетителей в Министерстве обороны
Российской Федерации
Согласно действующему законодательству командиры (начальники) обязаны проводить лично прием военнослужащих и других граждан как по служебным, так и по личным вопросам.
Личный прием проводится не реже двух раз в месяц в установленные приказом командира (начальника) дни и часы, в удобное для посетителей время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту службы (работы) или в специально отведенном для приема месте. При этом перенос даты приема или поручение его другим лицам не допускается. В исключительных случаях только по служебной необходимости могут провести прием заместители должностных лиц, которые должны проводить эти приемы лично.
Прием проводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков. При отсутствии таких помещений в часы приема обеспечивается свободный вход всех граждан, обратившихся на личный прием. Посетители, приехавшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема.
Организация работы Приемной министра обороны Российской Федерации
Для работы с обращениями военнослужащих, членов их семей и других
граждан, адресованными министру обороны Российской Федерации, образован специальный орган — Приемная министра обороны Российской Федерации.
На Приемную возлагаются:
рассмотрение обращений военнослужащих, членов их семей и других граждан, адресованных министру обороны Российской Федерации;
личный прием военнослужащих, членов их семей и других граждан, обращающихся в Приемную;
анализ обращений, поступивших в Приемную, их обобщение и подготовка докладов министру обороны Российской Федерации, его заместителям и другим руководящим должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации;
подготовка и представление в необходимых случаях поступивших обращений на решение министра обороны Российской Федерации и его заместителей и осуществление контроля за своевременным исполнением их указаний и поручений по этим обращениям;
направление обращений в зависимости от характера затрагиваемых в них вопросов на рассмотрение в соответствующие органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в государственные и общественные организации и при необходимости осуществление контроля за своевременным их разрешением;
принятие мер по восстановлению нарушенных прав военнослужащих, членов их семей и других граждан, проведение юридических консультаций и разъяснений;
организация приема посетителей министром обороны Российской Федерации, его заместителями и другими должностными лицами, осуществляющими прием в дни и часы согласно графику, утверждаемому министром обороны Российской Федерации, и осуществление контроля за своевременным выполнением принятых на личном приеме решений;
подготовка ответов на обращения, содержание которых не вызывает необходимости направления их в другие органы;
представление в установленном порядке предложений по совершенствованию работы с обращениями и по приему посетителей.
КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Состояние работы по рассмотрению обращений граждан не реже одного раза в квартал проверяется комиссией, назначаемой приказом командира (начальника) В ходе проверки устанавливаются правильность учета, своевременность рассмотрения и разрешения поступающих обращений посетителей, вскрываются причины, вызывающие жалобы, и особенно повторные. О результатах проверки составляется акт (аналитическая справка).
В аналитической справке отражаются:
— общее количество поступивших обращений (в том числе и по результатам личного приема) за квартал (год), которое сравнивается с аналогичным периодом текущего года (с прошлым годом);
— реакция (мнение) граждан на политические события в стране и за рубежом, предложения по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию системы управления и боевой подготовки войск, улучшению воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.;
причины, вызывающие обоснованные жалобы военнослужащих, других
граждан и принятые меры по устранению создавшегося положения;
количество обратившихся к командиру (начальнику) граждан, имеющих льготный социально-правовой статус, и проблемы, поднимаемые ими в заявлениях и жалобах (особо отмечаются просьбы членов семей военнослужащих из числа пострадавших или погибших при выполнении ими воинского долга и принятые меры по их реализации);
наиболее острые вопросы, волнующие заявителей;
результативность рассмотрения обращений (по контрольным письмам),
наличие (отсутствие) жалоб на действия должностных лиц, занимавшихся
рассмотрением обращений;
— предложения по улучшению работы с обращениями граждан и приему посетителей, совершенствованию правового обеспечения этой деятельности.
Вариант
Утверждаю
Командир войсковой части 00000
полковник И. Иванов
«» 200__ г.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о работе с обращениями граждан в войсковой части 00000
в 1 квартале 200_ года
«» 200 г. г. Знаменок
Комиссия в составе: председателя — подполковника В. И. Петрова и членов комиссии — майора М. Н. Сидорова и прапорщика И.А. Николаевой провела проверку состояния работы в войсковой части 00000 по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, поступивших от военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала части и принятию решения по ним, а также учет приема посетителей в IV квартале 200_ г. (в 200_ г.).
Комиссией установлено:
1. В 1 квартале 200 г. (в 200 г.) в воинскую часть поступило обращений, в том числе жалоб на неправомерные действия должностных лиц.
обращений поступили повторно. По сравнению с прошлым кварталом
(прошлым годом) число обращений увеличилось (уменьшилось) на процентов.
Подготовлены ответы на обращений; обращений направлено для рассмотрения в другие органы.
Обращения рассмотрены:
(указываются количественные показатели работы
с обращениями граждан должностных лиц воинской части и структурных подразделений)
Обращения поступили:
от военнослужащих –;
от членов семей военнослужащих –;
от граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей –;
от гражданского персонала Вооруженных Сил РФ –;
от других –;
от граждан, имеющих льготный социально-правовой статус —.
Поступившие обращения характеризуются следующими данными:
(анализируется характер вопросов, поднимаемых в обращениях, реакция (мнение) граждан на политические события в стране и за рубежом, предложения по реформированию Вооруженных Сил
Российской Федерации, совершенствованию системы управления и боевой подготовки войск, улучшению воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.).
2. Разрешено жалоб, обращений находится на рассмотрении, обращений рассмотрено с нарушением установленных сроков, в том числе:
(указываются причины нарушения сроков и должностные лица, виновные в этом).
В удовлетворении жалоб отказано по следующим причинам:
3. Принято на личном приеме граждан, в том числе командиром части, заместителями командира части —.
На личном приеме приняты:
военнослужащие —;
члены семей военнослужащих —;
граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей — лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — другие граждане —.
Проблемы, поднимаемые на личном приеме граждан, характеризуются следующим:
(анализируется характер вопросов, поднимаемых на приемах по личным вопросам)
4. Делопроизводство по учету обращений ведется в соответствии с требованиями руководящих документов. Выявлены следующие недостатки:
(анализируется недостатки в ведении делопроизводства по обращениям и приему посетителей).
5. Предложения по улучшению работы с обращениями граждан в воинской части:
Председатель комиссии: подполковник В. Петров
Члены комиссии: майор М. Сидоров
прапорщик И. /Николаева
По итогам года каждой воинской частью в вышестоящий орган военного управления представляется доклад о состоянии работы по рассмотрению обращений военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, других граждан. В органах военного управления готовятся обобщенные доклады по данным, представленным подчиненными воинскими частями и учреждениями.
К 10 января каждого года виды Вооруженных Сил, рода войск, военные округа (флоты), главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации направляют доклады в Главное управление воспитательной работы. На основании указанных докладов ежегодно к 20 января Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации готовится итоговый доклад министру обороны Российской Федерации о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан и приему посетителей с приложением статистических данных по установленной форме.
Практика работы с обращениями граждан и приему посетителей ежегодно рассматривается на заседаниях коллегии Министерства обороны Российской Федерации, военных советах и служебных совещаниях.
Форма доклада о состоянии работы с обращениями граждан установлена указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 2001 г. № 172/9/3588.
Доклад о состоянии работы по рассмотрению обращений военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, других граждан в ___________________________________________ _ в 20_ году
(наименование органа военного управления)
/. Сведения о работе с обращениями военнослужащих и членов их семей.
Фактические сведения и характерные нарушения.
Основные вопросы, поднимаемые заявителями, меры по их разрешению.
Меры и предложения по улучшению работы.
Дополнительные сведения.
II. Сведения о работе с обращениями граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.
Фактические сведения и характерные нарушения.
Основные вопросы, поднимаемые заявителями, меры по их разрешению.
Меры и предложения по улучшению работы.
Дополнительные сведения.
III. Сведения о работе с обращениями гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Фактические сведения и характерные нарушения.
Основные вопросы, поднимаемые заявителями, меры по их разрешению.
Меры и предложения по улучшению работы.
Дополнительные сведения.
IV. Сведения о работе с обращениями других граждан.
Фактические сведения и характерные нарушения.
Основные вопросы, поднимаемые заявителями, меры по их разрешению.
Меры и предложения по улучшению работы.
Дополнительные сведения.
V. Количественные показатели.
1. Количество поступивших обращений —.
В том числе:
от военнослужащих —;
от военнослужащих — участников боевых действий —;
от членов семей военнослужащих —_;
от граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей —;
от гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации —;
от других граждан —.
Из них:
от граждан, имеющих льготный социально-правовой статус (ветераны
боевых действий, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.) —;
от членов семей военнослужащих, погибших (пострадавших) при исполнении обязанностей военной службы, —.
Количество поступивших обращений, признанных анонимными, —.
По обращениям принято положительное решение.
4. обращений находится на рассмотрении.
5. обращений рассмотрено с нарушением установленных сроков.
6. В удовлетворении обращений отказано по следующим причинам:
(краткое изложение причин отказа в удовлетворении жалоб и заявлений)
7. Принято посетителей —.
В том числе:
военнослужащих —;
военнослужащих — участников боевых действий —;
членов семей военнослужащих —;
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей —;
лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации —;
других граждан —;
руководством центральных органов военного управления —.
Из них:
граждан, имеющих льготный социально-правовой статус (ветераны боевых действий, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС и др.)—;
членов семей военнослужащих, погибших (пострадавших) при исполнении
обязанностей военной службы, —.
Проведено проверок состояния работы с обращениями граждан —_.
Поступившие обращения характеризуются следующими данными:
Содержание обращений | Количество поступивших обращений | |||
Всего | Из них | |||
Удовлетворено | Не удовлетворено | Находятся на рассмотрении | ||
Жилищные проблемы | ||||
Страховые выплаты | ||||
Пенсионное обеспечение | ||||
Оказание медицинской помощи, обеспечение санаторно-курортными путевками | ||||
Оказание материальной помощи | ||||
Состояние правопорядка и воинской дисциплины | ||||
Розыск военнослужащих | ||||
Прохождение военной службы | ||||
Награждение государственными наградами | ||||
Другие |
VI. Дополнительные сведения
(воинское звание, подпись, имя, фамилия должностного лица)
Примечания. 1. Данная отчетность служит для обобщения, анализа, выработки предложений по совершенствованию работы органов военного управления с обращениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, других граждан и доклада результатов министру обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №615.
2. В докладе должен быть дан всесторонний анализ состояния работы с обращениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, других граждан в соответствующем органе военного управления и подчиненных ему органах. Также отражению в докладе подлежат объем и характер выполняемой работы, предложения по ее совершенствованию.
Докладывая о мерах и предложениях по совершенствованию работы, необходимо указать, какие мероприятия проведены, какие предложения подготовлены для командования, как они реализуются на местах, достигнуты ли желаемые результаты.
В докладе должно быть отражено личное участие руководства органа военного управления в работе с обращениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, других граждан.
3. Доклад состоит из разделов и пунктов разделов, отражающих основные направления работы.
В каждом разделе должна найти отражение следующая информация:
о состоянии данного направления работы в динамике;
анализ полученной от заявителей информации, ее характеристика по тематике проблем (в соответствии со сведениями, отраженными в аналитических справках, представляемых в соответствии с л. 40 Инструкции о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации);
проблемные вопросы в сфере социальной защиты семей военнослужащих,
погибших или пострадавших при исполнении обязанностей военной службы;
о количественных и качественных показателях этой работы в отчетном
периоде, в том числе количество обратившихся к руководству граждан, имеющих льготный социально-правовой статус, проблемы, поднимаемые ими в заявлениях и жалобах. Особо отмечаются просьбы членов семей военнослужащих, пострадавших или погибших при выполнении воинского долга, и принятые меры по их реализации;
о характерных нарушениях порядка и правил организации работы с обращениями указанных категорий граждан в подчиненных органах военного управления.
Пункты раздела, озаглавленные «Фактические сведения и характерные нарушения» наполняются информацией о количественных и качественных показателях конкретного направления работы, характерными примерами, иллюстрирующими вывод об общем состоянии каждого направления работы.
Сведения, которые характеризуют состояние работы, но не нашли отражения в имеющихся разделах и пунктах, излагаются в пунктах, озаглавленных «Дополнительные сведения».
В разделе «Количественные показатели» отражаются обобщенные сведения, необходимые для анализа работы в целом.
Дознание и административное расследование в Вооруженных Силах Российской Федерации
Административное (служебное) расследование (далее — административное расследование) — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения.
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
В соответствии со ст. 96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10, административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.
Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
Перечень обстоятельств, при которых обязательно назначается
административное расследование
В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится:
в случае причинения материального ущерба;
при утратах материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц;
для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
при наличии пережога горючего;
при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
при утрате денежного аттестата;
при утрате бланков строгого учета;
при утрате воинской частью контрольной книжки;
в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
при утрате архивных дел и описей;
при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
каждого случая возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы;
в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
при несчастных случаях с гражданским персоналом;
в случае происшествия;
в других случаях, предусматриваемых законодательством.
Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:
установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.
Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части, установленными Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.
Документы административного расследования
В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:
рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;
объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.;
справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба;
в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений;
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица,
проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и др.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; какие перед ним следует поставить вопросы.
При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
Вопросы, подлежащие выяснению в ходе административного расследования
В ходе административного расследования выяснению подлежат следующие
вопросы:
действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он
выразился;
где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
каковы последствия проступка;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного
лица;
причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.
Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены
признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное
дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок.
В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Содержание заключения по результатам административного расследования
Административное расследование завершается составлением заключения
офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах,
допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.
В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому
факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого
проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело
место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по
каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало
(бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке совершен проступок; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолютивной части должно быть изложено: кто конкретно и в чем именно виновен; конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложение командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным
лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности, преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в
возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела направляется военному прокурору.
Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах
Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику).
По материалам административного расследования командир (начальник) в
срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по
воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты
для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства,
воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).
Производство дознания в воинских частях, военных учреждениях
и гарнизонах
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.
Организация и производство дознания в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках,4 воинских формированиях и органах, в которых
законом предусмотрена военная служба регламентированы УПК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» 2000 г. № 318, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «О бланках процессуальных документов» 2002 г. № 15, Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором 5 июня 2002 г.
В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и
органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей,
соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
Функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют: