Художественные особенности творчества Г.Грина




КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Роль эпиграфа в романе Грэма Грина «Комедианты»

Студента Галиуллиной Д.А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Никулина А. К.

 

 

Уфа 2012


Содержание

Введение

Глава 1. Творчество Грэма Грина

1.1 Художественные особенности творчества Грэма Грина

1.2 Проблематика романа «Комедианты»

Глава 2. Эпиграф в романе Грэма Грина «Комедианты»

2.1 Роль эпиграфа в литературе

2.2 Роль эпиграфа в романе Г.Грина «Комедианты»

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Будучи журналистом, в конце 1920-х годов Грэм Грин опубликовал первые литературные произведения. Довоенные романы Г.Грина носили в значительной степени развлекательный характер. После второй мировой войны произведения Грина, остросюжетные, с детективными элементами, несут в себе изрядный заряд социального критицизма. Начиная с «Сути дела» (1948), во всех последующих романах («Тихий американец», 1955; «Комедианты», 1966; «Почетный консул», 1973; и др.) писатель беспощадно осуждает агрессивные войны, колониализм, захватническую сущность империализма, которые он называет «медленным сползанием западного мира к варварству» [2,330]. При этом Грина интересуют не просто поиски смысла жизни героями - представителями буржуазной интеллигенции, но их личное участие в колониальной политике, отношение к ней и проявление чувства ответственности за деяния угнетателей.

Актуальность тематики, резкая антибуржуазность, осуждение моральной деградации сильных мира сего, поиски героями такой жизненной позиции, которая предполагает ответственность не только за свое поведение, но и за все, что делается вокруг, - все это придает романам Грина политическую злободневность. Литературоведы отмечают особую «гриновскую» манеру письма: едкая, доходящая до сарказма ирония, явная склонность к парадоксам, лаконизм, сочетающийся с глубинным подтекстом [2,331].

Актульность. Данная курсовая представляет собой исследование романа Грэма Грина «Комедианты» через анализ роли эпиграфа в нем. К сожалению, жизнь автора, очевидно, в результате его популярности, превратилась в легенду, над которой трудились журналисты, критики, биографы и сам Грин. Его автобиографии похожи на продолжение собственных произведений, а взгляды двух его биографов Нормана Шерри и Майкла Шелденастоль противоречивы, что обнаружить истину весьма сложно.Критическая литература о Г. Грине столь огромна, что ее анализ может стать самостоятельным научным исследованием. Первые серьезные исследования в зарубежной критике, посвященные творчеству Г. Грина, появились в конце 40-х - начале 50-х годов. Интересно заметить, что их авторами были французы: Ж. Мадоль и П. Ростенн. В 50-е годы Грином заинтересовалась университетская критика в лице У. Аллена. В работе Ф. Стрэтфорда делается попытка дать сравнительный анализ творчества многократно сопоставляемых в критике авторов: Грина и Мориака. Примечательным явлением в литературной критике о Грине 60-х годов была работа молодого еще в то время, но талантливого критика Д. Лоджа. Из исследований 80-х годов особенно выделяется книга Р. Шэррока «Святые, грешники, комедианты» (1984).У нас существует критическая работа Дэвида Лоджа «Разные жизни Г.Грина» и работы Ивашёвой В.В. «судьбы английских писателей» и «Литература Великобритании 20в». Тем не менее, еще многое в этой области не до конца исследовано.

Целью нашей работы является выявление роли эпиграфа в романе Грэма Грина «Комедианты»

Объект исследования: роман Грэма Грина «Комедианты»

Предмет исследования: роль эпиграфа в романе Грэма Грина «Комедианты»

Задачи:

. охарактеризовать художественные особенности творчества Грэма Грина

. выявить основную проблематику романа Грэма Грина «Комедианты»

. дать определение литературоведческому понятию «эпиграф»

. выявить роль эпиграфа в романе Грэма Грина «Комедианты»

Наша курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.


Глава 1. Творчество Грэма Грина

Художественные особенности творчества Г.Грина

 

Творческий путь выдающегося английского писателя Грэма Грина начался еще в конце 20-х годов, когда он опубликовал свой первый роман «Человек внутри» (1929).

Становление Грина-романиста происходит в 30-е годы. Бурный темп жизни, крутые повороты человеческих судеб определили драматическую остроту коллизий в его произведениях.

Грэм Грин создает остросюжетные книги, считая, что роман по своей природе драматичен. Писатель видит две жанровые разновидности в своем творчестве: «занимательный» роман и «серьезный» роман. Для «занимательного» романа («Продается ружье»,1936; «Доверенное лицо», 1939) характерны детективный сюжет, приключенческая фабула, убийства «на сцене» и более или менее благополучная, хотя и довольно печальная, концовка. Для «серьезного» романа («Это поле боя», 1934; «Меня создала Англия», 1935) также характерны элементы детектива, но в меньшей степени; здесь присутствует, скорее, тема криминального действия, включающая социальный момент; убийства происходят «за сценой» и развязка катастрофическая. Несмотря на указанные различия, в сущности между этими жанровыми разновидностями много общего [6, 91].

Коренное отличие романов Грина от обычной детективной литературы в том, как изображены сами факты преступлений, убийств, жестокости. В обычном детективе эти факты - лишь цепь интересных, захватывающих событий, которые могут ужаснуть, но которые не вызывают глубокого сострадания и сочувствия. В романах Грина эти факты освещаются с психологической глубиной и в трагическом свете; они связаны с постановкой социальных и нравственных проблем. В криминальном романе Грина используются приемы трагедийного стиля, такие, как трагическая ирония, мотив заблуждения, «узнавания», мотив неизбежности гибели героя и т. п. Именно трагический аспект по-иному освещает природу страшных фактов, имеющих в детективе главным образом значение необходимых атрибутов жанра и обязательной бутафории, без которой нельзя обойтись.

В ранних романах Грина ощутима традиция Джозефа Конрада, выразившаяся в интересе к одиноким отверженным людям, жизнь которых полна опасностей и страданий; в трагическом противоречии между мечтой и действительностью; в острой постановке моральных общечеловеческих проблем в связи со злободневными политическими событиями; в своеобразном сочетании героизма и иронии, трагедии и мелодрамы [4,101].

Драматические характеры и сцены в романах Грина достигают часто трагической силы благодаря остроте психологических конфликтов и этическому пафосу. Грина волнуют проблемы счастья, долга, совести, доверия, доброты, достоинства и ответственности. И он поднимает их с трагической серьезностью, стремясь отыскать и утвердить нравственные основы личности, живущей в страшном мире, полном жестокости, предательства, ненависти. Грин-католик хочет опереться на христианскую мораль, на учение церкви, но как реалист видит догматизм христианства, противоречие его с лучшими побуждениями людей. В тех романах, в которых главные персонажи - католики, автора интересуют не столько религиозные идеи, сколько человеческие конфликты, переживания, страдания. Религиозная тема обычно фигурирует лишь в самых общих, обиходных понятиях - греха и добродетели, проклятия и искупления. Католики у него представлены отнюдь не святошами, не житийными героями-великомучениками, а обыкновенными людьми со всеми их реальными качествами («Брайтонский леденец», 1938; «Власть и слава», 1940; «Суть дела», 1948; «Конец любовной связи», 1951) [5,76].

Одна из характерных особенностей стиля Грина - парадоксальность в решении трагической темы. Грин говорил о том, что идеи часто воспринимаются благодаря парадоксальной форме и отбрасываются, как только они перестают поражать воображение [4,235]. Во всем творчестве Грина больше всего отвечает жанровым признакам романа-трагедии книга «Суть дела». В этом произведении доминирует драматическое начало. Грин как художник не приемлет больших эпических произведений о современном обществе, неодобрительно отзывается о «семейных сагах». Длинные романы, охватывающие большой период жизни нескольких поколений, представляющие многих персонажей, включающие бытовые подробности и отступления, кажутся ему скучными. Грин предпочитает романы, основанные на драматических ситуациях и ситуациях иронических, включающих диалог и драматические сцены. Почти весь текст романа «Суть дела» состоит из диалогов, перемежающихся ремарками и небольшими описаниями. Основной смысл и содержание любой главы раскрываются именно в диалоге. Необыкновенно живой, острый диалог передает столкновения разных убеждений, взглядов на жизнь, разных психологии. Реплики в диалоге отточенные, меткие, афористические. В диалогической форме раскрываются характеры героев, особенности их мышления. В диалоге ощущается движение чувств персонажей, иронический подтекст. Внутренняя, душевная борьба героя драматизируется и тоже передается в диалогической форме. Часто диалог в этом романе похож на интервью, на допрос или на ритуал исповеди.

В романах Грина мы видим быструю смену коротких впечатляющих эпизодов. Расположение эпизодов разного содержания, чередование их осуществляется по принципу монтажа. Сцены скомпонованы таким образом, что естественно возникает мысль о сопоставлении их. Вместо разъясняющих комментариев Грин целенаправленно меняет угол зрения и фокус, переносит внимание с одного явления на другое, обнаруживая внутреннюю связь между ними [4,235].

В последующих своих романах Грин отходит от темы католичества. Бурные социально-политические процессы современности захватили внимание писателя. Трагедию личности он видит теперь уже не в сфере нравственно-религиозных противоречий, а в сфере конфликтов политического характера. Социально-политические конфликты времени стали определять драматические коллизии и темы его произведений. Грэм Грин становится одним из видных писателей, автором антиколониалистских романов [7, 53].

Роман Грэма Грина «Тихий американец» (1955) - одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы - открывает новый период в творчестве Грина. Реализм «Тихого американца» основывается на художественном освоении важнейших социально-политических процессов времени; реалистическая позиция автора - в осуждении колониальных войн, в обличении американского империализма. Трагическое в романе «Тихий американец» отличается новым качеством. Трагизм обстоятельств и ситуаций обретает политическую остроту. Обращение к социально-политической теме позволило писателю показать трагедию вьетнамского народа, страдающего от французских и американских колонизаторов. Грин обнаружил такую проницательность в изображении политической борьбы во Вьетнаме, что с сочувствием показал коммунистов (образ Хена) и с неприязнью - американских дипломатов, которые начинали тогда свои провокационные действия во Вьетнаме (образ Пайла) [3,331].

Сюжетная инверсия в романе «Тихий американец» отражает поиски ответа на вопрос: в чем же трагедия, кто виноват в этой трагедии и какое отношение к этому должно быть у честного человека? Композиция романа воспроизводит работу мысли, раздумья английского журналиста Фаулера, который вспоминает все факты и события, старается разобраться в их сущности и определить свое отношение к ним.

В романе «Ценой потери» (1961) показаны протест против европейской буржуазной цивилизации, разрыв героя архитектора Керри с нею и его бегство в отдаленные места земного шара. Роман Грина, однако, совершенно лишен экзотики, романтической идеализации, эскейпизма и руссоизма, то есть тех черт, которые свойственны многим произведениям с такого рода конфликтом. Таким образом, в своих романах Грэм Грин отражает социально-политические и нравственные проблемы. Религиозная тема также присутствует в его романах, но она освещается только в общих, обиходных понятиях. Романы Г.Грина основываются на драматических и иронических ситуациях. Криминальные факты изображаются с психологической глубиной и в трагическом свете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: