Проблематика романа «Комедианты»




грин художественный комедианты эпиграф

В «Комедиантах» (1966) писатель подвергает беспощадной критике реакционные режимы, в том числе тот, который установлен с помощью США на Гаити. В романе осуждены идейная беспринципность и моральная нечистоплотность людей без прочных корней, без привязанностей, людей, которые пытаются смеяться, скоморошничать до тех пор, «пока не появятся слезы» [3,331]. Им противостоят участники борьбы с диктаторским режимом - слуга Жозеф, молодой поэт Филипо, «черный доктор» Мажио.

Действие романа «Комедианты» происходит на Гаити, где царит кровавая диктатура Дювалье. Гаити предстает страной, для которой характерны бесчинства тайной полиции (тонтон-макуты) и нищета. Произвол и антинародность властей создают атмосферу всеобщего страха. Грина интересует то, как в условиях бесчинства и террора поступают люди, сохранившие в себе человеческое достоинство, какова роль «комедиантов» в этом «трагическом фарсе». Грин хочет сказать: может быть, современный человек и предстает как комедиант (образы Смита, Джонса и Брауна), но в нем, несмотря на скепсис и иронию, есть трагическое достоинство. Прибывшие на Гаити «комедианты» оказываются вовлеченными в реальную жизненную драму, и в их поступках появляется нечто новое, сопротивление произволу и жестокости. При всей комедийности буржуазного мира Грин видит трагедию человека, живущего в этом мире и вынужденного надевать маску. Этот карнавал масок ничего общего не имеет с жизнерадостным смехом и непосредственным весельем. Это именно трагический фарс, который вскрывает гнилость этого мира, представляющего, однако, опасность для человека. Героическое возникает в трагическом фарсе в связи с утверждением человеческого достоинства и с борьбой против социального зла. Изображение социально-политической сущности буржуазного мира в виде трагического фарса обусловлено именно тем, что новое героическое начало неизбежно пробивается вопреки угрозам старого мира, обнаруживая его внутреннюю несостоятельность. Героическое неодолимо нарастает, утверждая и во временном поражении свою нравственную силу, привлекая к себе своим трагическим величием [4,236].

Героическая тема находит наиболее полное воплощение в образе коммуниста Мажио. В этом романе Грин показал коммуниста прекрасным человеком, величественным и благородным. Мажио верит в будущее коммунистическое общество. Вместе с тем Грин говорит о сочувственном отношении Мажио к католичеству, что связано с высказанной в это время писателем мыслью о возможности «сотрудничества между католицизмом и коммунизмом». Это имеет определенные основания в самой гаитянской действительности: католичество выступает против диктаторского режима Дювалье, который был отлучен от католической церкви. В романе подчеркивается прямая связь между влиянием государственного департамента США и террором против коммунистов.

В конце 60-х годов в мировоззрении Грина произошли изменения. В обстановке обострившейся в мире идеологической борьбы проявилось его прежнее недоверие к эффективности политической борьбы за осуществление социальных перемен, хотя писатель сохранил уважение к коммунистам как ярким личностям. От позиции социальной ответственности Грин переходит к неверию в любые формы организации общества, считая, что любая идеология, политика любой страны безнравственны. Пессимизм, релятивизм, неверие в объективные ценности современной эпохи сказались на его работе романиста [7, 80].

Некоторые критики считают, что существует два плана в романе: один - привычный, «гриновский». Здесь действуют комедианты и все парадоксально. Здесь по-прежнему звучит гриновский скепсис, усталость и неверие в борьбу. Но есть и другой план - тот, который наиболее драматичен в книге. Тут действуют партизаны Гаити и доктор Мажио, на книжной полке которого стоит «Капитал» Маркса [8,227]. Ивашёва считает, что лучшие страницы романа - это те, в которых описывается режим Дювалье и великое множество людей, оказавших ему сопротивление [ 8, 229]

Но на мой взгляд наибольшее внимание в романе Г.Грина «Комедианты» уделяется самой личности, действию человека в такой острой социально-политической ситуации. Человек, активно действующий, в книгах Грина чаще всего терпит поражение, физическое или моральное, независимо от того, на какой стороне он сражается - на справедливой или не справедливой. Так и в романе «Комедианты», и Джонс, который впоследствии решает пойти против власти, и доктор Мажио, который в конце книги умирает, и Браун, потерявший свой отель, и даже Смиты - все они терпят поражение.

Таким образом, Грэм Грин в своем романе ставит проблему человеческой личности во всей ее широте и глубине. Г.Грин живет в 20 веке - в веке, в котором огромное внимание уделялось личности, торжестве свободы и демократии, развитию и раскрытию самоценной индивидуальности человека и удовлетворению ее потребностей. Но с другой стороны 20век - это век, в котором было совершено столько злодеяний и преступлений против человечности - глобальная политика легко научилась пренебрегать конкретной личностью. Никакой иной век не оказывал на личность такого страшного политического, социального и психологического давления.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: