Важным для понимания предмета оценки и структуры аналитической матрицы (См. аналитическая матрица оценки средств и продуктов технологизации в образовательном проекте) является определение связи между технологизацией проектной деятельности и технологизацией проектных разработок. Данная зависимость была обнаружена еще исследователями инженерного проектирования: «По сути дела у инженера проектировщика было два совершенно разных объекта: с одной стороны – техническое устройство, которое он проектировал, а с другой – система деятельности, которую он явно или неявно организовывал. В его работу входили два компонента, которые резко расходились между собой, приводя к разным иллюзиям и коллизиям. В связи с этим возникла задача их объединения, а вместе с тем организации своей собственной деятельности, причем таким образом, чтобы она дала тот результат, который был замыслен» (Г. П. Щедровицкий Наука. Инженерия. Проектирование. Организация.// Избранные труды. – М.: Шк. Кльт. Полит., 1995. – с. 438). Исследователи социального проектирования (В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В. А. Луков и др.) подчеркивают, что технологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на методологических положениях проектирования и методологии социальных наук. Таким образом, мы полагаем, что существует связь между технологизацией проектной деятельности и технологизацией образовательной деятельности, качеством продуктов и результатов проектирования. Основываясь на данном предположении, в аналитической матрице мы выделяем в качестве предмета оценки (по горизонтали) средства технологизации проектной деятельности (средства технологизации разработки и реализации проекта) и средства технологизации образовательной деятельности, (средства технологизации разработок в области содержания образования и управления образованием). Мы предполагаем, что использование средств проектирования для технологизации разработок в образовательном проекте (технологизации образовательной деятельности) является условием для:
|
- прогнозирования качества продуктов и результатов образовательного проекта,
- распространения результатов и продуктов образовательного проекта на систему образования,
- развития содержания образовательного проекта за счет вхождения в сетевые проекты,
- определения потенциала образовательного проекта.
3. В качестве показателей оценки технологизации мы рассматриваем этапы проектирования – систему приемов, методов, правил, процедур, операций создания и реализации проекта. В матрице (по вертикали) мы выделили следующие этапы создания проекта: постановка проблемы; разработка этапов и содержания деятельности в проекте; обоснование продуктов и результатов проекта; дессиминация продуктов и результатов проекта.
Аналитическая матрица.
Оценка средств и продуктов технологизации в образовательном проекте.
Предмет оценки | Технологизация проектной деятельности. | Технологизация образовательной деятельности. | ||
Средства технологизации разработки проекта. | Средства технологизации реализации проекта. | Средства технологизации проектных разработок в содержании образования | Средства технологизации проектных разработок в управлении образованием. | |
Показатели | Ресурс | Потенциал | ||
Постановка проблемы | методы и процедуры постановки проблемы, решаемой в проекте: - анкетирование субъектов проблемы; - экспертный опрос; - анализ заинтересованных сторон; - семинар, аналитическая работа разработчиков проекта; - разработка дерева проблем; т.п. | методы и процедуры поиска проблем содержания образования, на решение которых направлены продукты и результаты проекта. | методы и процедуры поиска проблем управления образованием, на решение которых направлены продукты и результаты проекта | |
Этапы и содержания деятельности в проекте | способы планирования содержания деятельности в проекте: - разработка графика действий; - разработка логико-структурной матрицы; - разные модификации методики сетевого планирования; - разработка диаграммы Гантта; - методики бизнес-планирования; т.п | виды контроля в процессе реализации проекта:
| Виды образовательной поддержки участников проекта в процессе разработки результатов и продуктов проекта. | Средства построения структуры управления реализацией проекта: - функциональная (проект встроен в текущую работу уже имеющейся организации); - матричная (руководитель организации управляет функциональными отделами, но наряду с этим горизонтальные связи с отделами устанавливают и руководители проектов) - проектное управление (руководитель организации управляет руководителями проектов и общими функциональными отделами); т.п. |
Обоснование продуктов и результатов проекта | методы коллективной работы по обоснованию продуктов и результатов проекта: - мозговая атака; - метод синектики; - деловая игра; - метод фокальных объектов; - ТРИЗ; - метод контрольных вопросов; - метод создания сценариев; - деловая игра (ОДИ; т.п. | |||
Дессиминация продуктов и результатов проекта. | направления деятельности или этапы в проекте, ориентированные на обоснование способов разработки и дессиминацию продуктов и результатов проекта | Содержание и методы управления, направленные на дессиминацию продуктов и результатов проекта, средств развития содержания образовательного проекта. |
|