Основой программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития детей. Программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально – волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Подготовка к обучению грамоте, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы «Волшебный мир звуков»:
создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка посредством раннего обучения его грамоте.
Подготовка к обучению грамоте, начавшаяся в дошкольном возрасте, успешно влияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка
Общие задачи программы:
· создать благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
|
· воспитывать у детей потребность в речевом общении;
· обучить правильному звукопроизношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно, неторопливо;
· формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
· формировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
· осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудников ДОУ;
· осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
· обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»;
· воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении;
· развитие индивидуальности ребенка в различных видах деятельности, доступных для данного возраста;
· формирование начальных представлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях.
Задачи на первый период обучения:
· воспитывать активное произвольное внимание к речи, умение говорить внятно, отчетливо, выразительно, неторопливо;
· развивать артикуляционную моторику;
· формировать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза;
· пополнять словарный запас, развивать грамматический строй речи, навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
|
· сформировать понятие «буква», упражнять в работе с буквами (закрепление графического образа буквы, чтение слогов, слов с пройденными буквами).
Задачи на второй период обучения:
· совершенствовать правильное произношение, умение говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо;
· продолжать развивать артикуляционную моторику,
· совершенствовать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза;
· активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
· осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Количество занятий – 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 80 занятий в учебный год (с сентября по июнь).
Длительность кружкового занятия для детей старшей группы 25 минут, для детей подготовительной группы 30 минут.
Место проведения занятий – логопедический кабинет.
Форма обучения – специально организованные занятия.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
ü уметь интонационно выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
ü изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;
ü различать твердые и мягкие согласные звуки;
ü вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
ü уметь выполнять анализ и синтез слов и предложений;
|
ü подбирать слова к заданной звуковой модели;
ü графически изображать предложение;
ü придумывать предложение по схеме;
ü читать слоги, слова, состоящие из одного, двух, трех слогов;
ü читать предложения, короткие рассказы;
ü писать печатными буквами слоги, короткие слова и предложения без предлогов;
Знать:
ü правила правописания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ - ШИ;
ü правила написания предложения;
ü правила написания «заглавной» буквы.
Уметь:
ü интонационно выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со словом;
ü интонационно выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
ü изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;
ü различать твердые и мягкие согласные звуки;
ü вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
ü выполнять анализ и синтез слов и предложений;
ü подбирать слова к заданной звуковой модели;
ü графически изображать предложение;
ü придумывать предложение по схеме;
ü читать слоги, слова, состоящие из одного, двух, трех слогов;
ü читать предложения, короткие рассказы;
ü писать печатными буквами слоги, короткие слова и предложения без предлогов;
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы оцениваются по трем базовым уровням и предоставлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
ü Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям по подготовке обучению грамоте.
ü Воспитание морально-этических и волевых качеств.
ü Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении в поставленных целей.
ü Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
ü Умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
ü Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
ü Умение находить ошибки при выполнении заданий не только в своей речи, но и в чужой и уметь их исправлять.
ü Учиться работать по предложенному плану.
ü Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях.
ü Делать простые выводы в результате совместной деятельности.
Предметные результаты:
ü Отвечать на вопросы педагога.
ü Называть звуки, из которых состоит слово.
ü Не смешивать понятия: «звук» и «буква», делить слово на слоги, определять ударный слог.
ü Определять место звука в слове.
ü Четко и правильно произносить все звуки.
ü Читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом.
ü Четко произносить слова по слогам, выделять ударный слог во всех частях слова.
ü Правильно называть все буквы алфавита.
ü Обозначать звук [Й] буквой Й или Я, Е, Ё,Ю.