Отличительные особенности программы




Пояснительная записка

Программа дополнительного образования интеллектуально-познователной направленности "Волшебный мир звуков"разработана на основе: Федеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольногообразования (Приказ № 1155 Министерстваобразования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:

ü Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной

защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные

требования к программам дополнительного образования детей»;

ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

ü Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

Многие дети, придя в школу, сталкиваются с массой проблем, связанных с недоразвитием фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи, грамматического строя. Обучая таких детей грамоте еще в детском саду, можно избежать этих проблем или хотя бы приблизить к норме.

При обучении грамоте детей развиваются фонематические процессы, аналитико – синтетическая деятельность, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменениями, совершенствуются их коммуникативные связи, появляется уверенность в себе, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет.

 

Программа построена с учетом следующих принципов:

 

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка;

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития;

4. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из возрастных групп по всем направлениям работы.

5. Принцип интеграции и комплексного планирования.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:многие дети, придя в школу, сталкиваются с массой проблем, связанных с недоразвитием фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи, грамматического строя. Обучая таких детей грамоте еще в детском саду, можно избежать этих проблем или хотя бы приблизить к норме.

При обучении грамоте детей развиваются фонематические процессы, аналитико – синтетическая деятельность, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменениями, совершенствуются их коммуникативные связи, появляется уверенность в себе, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать процесс.

Новизна программы.

 

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы.

Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

 

Отличительные особенности программы

 

Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

ü «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Н.В.Нищева. 2016

 

Программа обеспечивает:

 

ü овладение первоначальным чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки детей, который формируется в процессе естественного развития. На подготовительном этапе обучения вводится понятие «гласный звук», дети знакомятся с гласными фонемами посредством их пения, произнося звуки шепотом и громко, длительно и коротко, отрывисто. В результате таких упражнений у детей происходит развитие общих речевых навыков: преодоление твердой атаки гласных, развитие силы голоса, высоты.

Подготовка к обучению грамоте (в частности, знакомство и тренировочные упражнения с буквами) на занятиях положительно влияет на развитие звукопроизношения у детей. Дети зрительно видят букву, могут прочитать слоговые цепочки с ней, им становится доступным чтение слов и предложений. Все это вызывает интерес к звуку, а на основе этого происходят автоматизация, дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове. В результате чего появляются более конкретная модель фонемного состава слова, дифференциация твердости – мягкости и звонкости – глухости в слове, а также происходят дифференциация фонем, смешиваемых по артикуляционным и акустическим признакам. При этом используются такие приемы, как сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия, придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.

В основу подготовки детей по овладению грамотой положено формирование фонематических процессов. Дети учатся ориентироваться в звукобуквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики, правописания. На протяжении всего периода подготовки к обучению грамоте используется прием наглядного моделирования. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. При развитии навыка наглядного моделирования решаются такие диагностические задачи, как знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования. Оно также позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместителя слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой, т.е. происходит коррекция нарушений слоговой структуры слов. Кроме того, метод наглядного моделирования позволяет:

ü познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

ü научитьинтонационновыделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

ü сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

ü отработать навык слогового чтения.

При овладении навыком наглядного моделирования детям параллельно дается понятие «буква», как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях:

ü прописывают элементы буквы либо обводят букву по точкам;

ü дописывают недостающие элементы буквы либо обводят букву по точкам;

ü дописывают недостающие элементы буквы; самостоятельно пишут букву;

ü обводят по точкам и раскрашивают разнообразные картинки, в названиях которых есть буква, изучаемая на данном занятии.

Вся эта работа не только способствует развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики.

На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентировка на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Подобный способ помогает сформировать у детей основной механизм чтения: учреждающая ориентация на гласную фонему и соответствующую ей букву.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте формируются обобщения, языковые понятия, способствующие сознательному усвоению элементарных правил грамматики и правописания, с которыми дети знакомятся в первоначальный период обучения чтению и письму. Ведется работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений: упражнения на подбор родственных слов, изменение формы слова путем перевода формы единственного числа в форму множественного и наоборот – множественного числа в форму единственного, нахождение более короткого слова, образование уменьшительно-ласкательной формы слова.

На занятиях развивается связная речь детей. Они учатся отвечать на вопросы полными предложениями, оформленными грамматически верно. Учатся составлять предложения по исходной схеме, анализировать его.

Все разнообразие видов работ, используемых на занятиях по подготовке к обучению грамоте, продолжаются по закреплению материала дома с родителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: