Программа Группы кратковременного пребывания.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы СанПиН 2.4.3259-15.
Программа направлена на реализацию Международной конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ; Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от24.07.98 №124-ФЗ; Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в ред. От 31.12.2005 №199-ФЗ.
Цели и задачи реализации рабочей программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы, обеспечивает развитие детей дошкольного и школьного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей. Содержание программы направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель:
Создание условий для элементарной социальной адаптации, развития коммуникативных качеств детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проведение коррекционно-развивающих занятий в соответствии с программами, рекомендованными Минобрнауки России.
Создание благоприятных условий для полноценного развития личности ребёнка, сохранение и развитие индивидуальности ребёнка, достижение ребёнком уровня психофизического и социального развития, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечивающими успешность познания окружающего мира через разнообразные виды деятельности.
|
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья, социального развития, эмоционального благополучия ребёнка;
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка в соответствии со спецификой возрастного периода;
3. Формирование социальных установок, обеспечивающих создание целостности картины мира ребёнка;
4. Создание дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.
5. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности.
Основные принципы:
Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:
· учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
· комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
· модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным, при соблюдении дидактических требований, соответствия и содержания обучения, познавательным возможностям детей;
· дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
|
· система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;
· создание офтальмо-гигиенических условий в учебных, групповых комнатах и специального распорядка жизни, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;
Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Педагогические средства развития зрительных функций у детей включают в себя:
1. Создание благоприятных гигиенических условий: рациональное освещение; соблюдение режима дня, создание условий для смены видов деятельности, проветривание помещений.
2. Соблюдение требований к использованию наглядных пособий.
3. Проведение педагогами мероприятий по обучению детей восприятию окружающего мира.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие и стабилизацию зрительных функций.
5. Соблюдение режима зрительных нагрузок. Интенсивность зрительной нагрузки определяется: величиной пособия; количеством объектов, предъявляемых для восприятия; контрастом предмета и его контура; содержанием учебного материала; темпом работы детей на занятиях; сменой видов деятельности и сменой условий деятельности.
|
Подходы:
Культурологический подход предполагает:
· отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
· отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
· отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития.
Деятельностный подход рассматривает:
· деятельность как средство становления и развития субъектности ребенка;
· развитие у ребенка способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, адекватно относиться к себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты;
· воссоздание в процессе образовательной деятельности совокупности деятельностей, адекватных природе ребенка, удовлетворяющих его потребности в саморазвитии, самореализации; обеспечивающих развитие его субъектных, личностных свойств;
· совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач; совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности.
Личностно-ориентированный подход предполагает:
· центрированность на личности ребенка, которая выражается в осуществлении средствами образования собственных устремлений личности, оказании помощи в ее самореализации, создании условий для удовлетворения потребностей ребенка в общении, исследовании, творчестве, созидании;
· соблюдение приоритетности ориентации в построении образовательной деятельности на личностно-смысловую сферу ребенка;
· признание уникальности опыта ребенка, учет субъектного опыта и зоны ближайшего развития при построении образовательной деятельности;
· гуманное отношение к ребенку: признание его индивидуальной ценности, педагогическая поддержка, охрана физического и духовного здоровья.
Полисубъектный подход определяет следующее:
· сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность;
· вера в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования;
· активность личности, ее потребность в самосовершенствовании развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАНЯТИЯ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ – это интересное и полезное событие. Дети у нас, играют, творят, перевоплощаются, общаются. И, конечно, они не догадываются, что проведенное в нашем детском Центре время увлекательных занятий, представляет собой продуманную систему упражнений, способствующую развитию их речи, воображения, мышления, навыков общения и социальной адаптации, знакомству с окружающим миром, вхождению в мир искусства и творчества, а главное – поддержанию и усилению детской познавательной активности.