Аэровокзалы относятся к транспортному типу общественных зданий и сооружений. Они предназначены для комплексного обслуживания пассажиров воздушного транспорта до и после полета, а также провожающих и встречающих.
Основным производственно-технологическим показателем аэровокзального комплекса является его пропускная способность или мощность, определяемая количеством пассажиров, которое аэровокзальный комплекс может обслужить в течение определенного периода времени: часа, месяца, года.
Пропускная способность аэровокзального комплекса, как правило, принимается на расчетный час "пик". В зависимости от пропускной способности аэровокзальные комплексы подразделяются на следующие группы,(пасс/час)
малые - 35, 50, 100, 200, 400;
средние-600, 800, 1000, 1200;
большие - 1500, 1800, 2000;
крупные — свыше 2000
Аэровокзальный комплекс является частью аэропорта, его основным связующим звеном между наземными видами транспорта и воздушными судами.
По назначению аэровокзальные комплексы подразделяются в зависимости от типа обслуживаемых авиалиний: внутренних и международных.
Аэровокзальные комплексы классифицируются также по способам доставки пассажиров в аэропорт, т.е. виду транспорта между городом и аэропортом: общественному (автобус, железная дорога), индивидуальному (такси, личный, служебный автомобиль).
Аэровокзальные комплексы характеризуются также:
- количеством зданий аэровокзалов: многовокзальный или одновокзальный;
- видом связи между аэровокзалом и самолетом: пешеходным, при расположении ВС непосредственно у здания аэровокзала (ближний перрон), автобусным при размещении ВС в удалении от здания аэровокзала (дальний перрон), комбинированным при совмещении «дальнего» и «ближнего» перронов;
|
- системой обслуживания пассажиров: централизованная, децентрализованная, комбинироанная;
- формой плана здания аэровокзала: простейшая линейная, линейно-дуговая, галерейно-фингерная, сателлитная, комбинированная, сложная;
- компактностью здания аэровокзала: низкая, средняя, высокая;
- приемами решения в уровнях, в том числе перрона (один, два уровня), здания аэровокзала (один, полтора, два, три уровня и т.д.), привокзальной площади (один, два уровня с эстакадой);
- кооперированием служб аэровокзального комплекса с другими зданиями аэропорта: командно-диспетчерским пунктом, гостиницей, цехом бортового питания и др.
В соответствии с функциональным назначением и организацией обслуживания основных пассажиропотоков помещения аэровокзалов разделяются на следующие основные группы: основного функционально-технологического назначения; дополнительного обслуживания пассажиров; служебные; вспомогательные.
*К помещениям основного функционально-технологического назначения относятся пассажирские залы для ожидания и технологических операций, зоны распределения, помещения обработки багажа, специального досмотра пассажиров.
* К помещениям дополнительного обслуживания пассажиров относятся ресторан, кафе, буфет, комната матери и ребенка, медпункт, парикмахерская, отделение связи, сберкасса, мастерская бытового обслуживания и другие помещения.
*Группа служебных помещений состоит из помещений службы перевозок (комнат диспетчеров, операторов перевозочной документации, инженера-технолога и инженера по расписанию, дежурных по регистрации, встрече и посадке, кассиров, информационного центра, перронных бригад), милиции, эксплуатационных помещений (комнат коменданта, дежурных слесарей, столяров, электромонтеров, электромехаников, инженеров базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи ЭРТОС).
|
*К группе вспомогательных помещений относятся инженерно-технические помещения: вентеляционные камеры, электрощитовые, узлы ввода, станции оборотного водоснабжения, кладовые хранения уборочного инвентаря, помещения сбора мусора, складские помещения.
2.Объемно-планировочные решения элементов аэровокзального комплекса (привокзальной площади, аэровокзала и перрона).
Пассажирский аэровокзальный комплекс занимает центральное место в системе застройки аэропорта, поскольку в пределах его территории осуществляется пересадка пассажиров с наземного транспорта на воздушный и обратно. Решение генерального плана всего аэропорта зависит от оптимизации этого процесса. Размещение и планировка взлетно-посадочных полос и других сооружений аэродрома, подъездных и внутрипортовых дорог, пассажирского аэровокзального, грузового комплексов, авиационно-технической базы по ремонту воздушных судов, вспомогательных зданий и сооружений подчинены задаче оптимальной стыковки средств наземного и воздушного транспорта с целью сокращения затрат на пересадку пассажиров.
В соответствии со своим назначением пассажирский аэровокзальный комплекс включает три главные планировочные зоны: перрон (привокзальный перрон), привокзальную площадь, пассажирский аэровокзал
|
На перроне располагаются пассажирские посадочные сооружения, проезды специального транспорта наземного обслуживания самолетов, перронного транспорта, доставляющего пассажиров от аэровокзала к самолетам и обратно, а также размещаются и маневрируют воздушные лайнеры.
Привокзальная площадь предназначена для движения и стоянки пассажирского и служебного транспорта: автобусов, такси и др.
Пассажирский аэровокзал предназначен для обслуживания пассажиров до и после полета, для посетителей (лиц, провожающих и встречающих пассажиров), а также для приема, хранения и выдачи багажа.
Рядом с аэровокзалом размещается, как правило, почтово-грузовой комплекс, примыкания непосредственно к ближнему перрону, так как большинство грузов и почты перевозится в пассажирских самолетах.
К аэровокзальному комплексу тяготеют ряд зданий управления деятельностью аэропорта и вспомогательного комплекса: командно-диспетчерский пункт, здание администрации аэропорта и штаба объединенного авиаотряда, гостиница, профилакторий летно-подъемного состава, столовая, цех бортового питания, в отдельных случаях здание учебно-тренировочного отряда.
В составе привокзальной площади следует предусматривать зону подъезда транспорта к аэровокзалу, секторам депутатов и делегаций, "Интуриста", проезда и стоянки транспорта, пути и выезды на перрон с контрольно-пропускными пунктами для автобусов, доставляющих пассажиров из города к самолету, милицейских, служебных и санитарных машин, стоянки грузовых автомобилей у загрузочной пищеблока.
В составе ближнего перрона следует предусматривать места стоянки самолетов с посадочными сооружениями, проезды специального и пассажирского транспорта, зону посадки и высадки пассажиров из перронного транспорта, площадку перронной механизации, зону аккумуляторной зарядной станции, ограждение с КПП.
3.Расположение на генеральном плане аэропорта и функцинально-технологические решения аэровокзального комплекса.
Развитие аэровокзальных комплексов на современном этапе обусловлено недостаточной оснащенностью аэропортов аэровокзалами и постоянным расширением территорий городов и пригородов.
При проектировании аэровокзалов нарастающей пропускной способности необходимо анализировать место и удельное значение строящихся зданий в границах общего комплекса. Для этого следует соотнести пропускную способность с возможными пределами увеличения перевозок в конце периода активной перевозочной и строительной деятельности аэропорта. Следовательно, для обоснованного решения генеральных планов и проектов «Растущих» аэровокзалов необходимо на предпроектной стадии анализировать диапазон их развития.
Пассажирский аэровокзальный комплекс занимает центральное место в системе застройки аэропорта, поскольку в пределах его территории осуществляется пересадка пассажиров с наземного транспорта на воздушный и обратно. Решение генерального плана всего аэропорта зависит от оптимизации этого процесса. Размещение и планировка взлетно-посадочных полос и других сооружений аэродрома, подъездных и внутрипортовых дорог, пассажирского аэровокзального, грузового комплексов, авиационно-технической базы по ремонту воздушных судов, вспомогательных зданий и сооружений подчинены задаче оптимальной стыковки средств назем-«ого и воздушного транспорта с целью сокращения затрат на пересадку пассажиров.
Поскольку аэропорты строятся большей частью на свободных территориях, важнейшим фактором, определяющим местоположение аэровокзального комплекса на генплане, является его связь с аэродромом. Стремление упростить и сократить пути движения самолетов от места приземления к перрону и к месту старта определяет решение генплана аэропорта.
1.В аэропортах с одной ВПП аэровокзальный комплекс размещается параллельно, в центре или ближе к одному из торцов полосы, в зависимости от равномерности или преобладания взлетно-посадочных операций в одном из направлений. В отдельных случаях при ограниченных размерах участка застройки, аэровокзальный комплекс смещается за пределы длины полосы в ее торец.
2.В аэропортах с пересекающимися полосами аэровокзальный комплекс размещается, как правило, ближе к узлу их пересечения
3.В аэропортах с параллельными полосами аэровокзальный комплекс занимает обычно центральное положение, примыкая к основным магистралям движения самолетов.
Решение генерального плана пассажирского аэровокзального комплекса зависит не только от внешних градостроительных факторов, но также в значительной степени определяется внутренними технологическими факторами: пропускной способностью и диапазоном ее нарастания; составом комплекса (одновокзальный, многовокзальный); взаимосвязью аэровокзала с самолетами; схемой доставки и обслуживания пассажиров в аэровокзале.
Диапазон развития аэровокзального комплекса определяется перспективами роста перевозок и обусловливает место расположения зданий на генплане, его планировку, размеры и размещение резервных территорий, трассировку подъездных путей.
Функционально-технологическое решение аэровокэального комплекса должно способствовать сокращению времени пребывания и путей следования пассажиров в аэропорту, исключению, по возможности, пересечения потоков пассажиров, самолетов, багажа, грузов, почты, бортпитания, средств технологического обслуживания, повышению безопасности пассажиров при движении по перрону.
В составе аэровокзала следует предусматривать отдельные секторы для обслуживания пассажиров внутренних, депутатов, делегаций, пассажиров-интуристов, международных пассажиров.
Проектом аэровокзального комплекса должно предусматриваться максимально компактное архитектурно-планировочное решение, обеспечивающее сокращение протяженности технологических связей, площади наружных ограждающих конструкций, экономное расходование топливно-энергетических ресурсов.