N — 1
где: Р (А) — вероятность случайного события (А) социометрического выбора;
N— число членов группы. Величина Р(А) выбиралась по таблице №1 (Приложение 8).
Таким образом, мы определили, что при количестве учащихся в классе N = 27, Р (А) должно располагаться в промежутке 0,22—0,19. Значит «лимит выборов» у подростка при выполнении социометрической процедуры по заданным параметрам может быть примерно равен шести. По стандарту мы предложили подросткам совершить три положительных выбора и три отрицательных, то есть три отклонения.
Введение «социометрического ограничения» значительно повышает надежность социометрических данных по сравнению с непараметрической процедурой и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет подростков более внимательно относиться к своим ответам. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке. Это делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Затем для математической обработки полученных данных социометрии применялись табличный и индексологический методы количественного анализа материала. Прежде всего для табличного анализа мы построили простейшую социоматрицу, в которую с помощью общепринятых условных обозначений внесли результаты выборов.
Существуют различные классификации социометрического статуса, построенные на анализе результатов социометрических исследований. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы: «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе; «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных; «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны; «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
|
Я.Л.Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «изолированные». Иногда им выделялась группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.
Мы считаем, что деление группы на 4-5 категорий не в полной мере отражает структуру межличностных отношений. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы использовали классификацию, которая основывается и на положительных, и на отрицательных выборах подростков (В.Г. Баженов, Л.А. Байсеркеев, 1998).
На основе избранного подхода к социометрическому исследованию мы выделили семь категорий групп подростков в классе. Основанием для включения подростка в ту или иную микрогруппу послужило сходное с другими членами микрогруппы число положительных и отрицательных выборов, которые он получил от одноклассников. Были обозначены следующие уровни: I — «звезды». Подростки, получившие не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного. II — «предпочитаемые», набравшие 3-4 положительных и не более 2 отрицательного. III — «терпимые». Подростки получали 1-2 положительных и не более 2 отрицательных выборов. При этом, общее количество полученных подростком выборов не меньше 2. IV — «неоднозначные» — подростки, которые получили число положительных и число отрицательных выборов между собой почти равных. Причем количество отрицательных не меньше 2; V — «незаметные», получившие не более 1 голоса. VI — «изолированные» — микрогруппа подростков, набравших больше отрицательных голосов, чем положительных. Причем разность чисел положительных и отрицательных выборов не меньше 2. VII — «гонимые», получившие не меньше 10 отрицательных выборов.
|
Данная классификация была использована при изучении уровней социометрического статуса подростка. Как показали результаты исследования 27 учащихся седьмого класса наибольшее число подростков вошло в группу, которая находилась на I-ом уровне социометрического статуса — 22 % подростков от всего класса выделились в группу «звезды». Данный результат оказался весьма неожиданным, так как в среднем группа статуса «звезды» обыкновенно составляет 10—11% [14], то есть в два раза меньше полученного нами результата. Дальше идут группы подростков, которые назывались «предпочитаемые», «терпимые», а также «изолированные» и «гонимые», они оказались количественно равными и составили по 15% каждая от общего числа учащихся в классе. Меньшее количество учащихся вошло в группы «неоднозначных» (11%) и «незаметных» (7%).
Анализ социоматрицы показал, что в каждой группе, кроме группы «неоднозначных», представлены недисциплинированные подростки. Неожиданным оказалось и то, что в статусной группе «звезды» наряду с дисциплинированными, хорошо успевающими, активно участвующими в жизни класса подростками находились и недисциплинированные подростки. Два недисциплинированных подростка в статусе «звезды» были «закадычными» друзьями — все свободное внеурочное время проводили вместе, являлись «заводилами» шумных компаний, могли «сорвать» урок; пользуясь популярностью, «эксплуатировали» более послушных и успешных в учебе друзей — заставляли делать за себя письменные домашние задания, контрольные работы по некоторым учебным «нелюбимым» предметам. Владимир Б. и Астик Г. не скрывали, что гордятся своим положением «недисциплинированных». Высказывания: «Мы не подлизы..., Подумаешь, опоздали на пять минут... и т.п.» показывали открытую браваду подростков нарушениями элементарных норм и правил школьной жизни. Двумя другими подростками в статусе «звезды» оказались Елена В. и Елена Г. Обе семиклассницы успешны в учебе с первого класса, доброжелательны к одноклассникам, внешне привлекательны. Между собой одноклассницы не дружат. И вообще в классе друзей нет, говорят, что некогда дружить. А ходить на школьные дискотеки неинтересно. В классе для них главное учебная работа. В шумных забавах одноклассников не участвуют, осуждения нарушителям школьной дисциплины не высказывают. Пользуются у одноклассников уважением. Вот такие противоположные по показателям дисциплинированности подростки оказались в одной статусной группе. Они одинаково получили число выборов больше пяти, но вокруг них сгруппировались разные по дисциплинированности подростки. Другие две девочки в статусной группе «звезды» — Анжела К. и Карина Э., очень дружны между собой, входят в избранный актив класса, высказываются против нарушителей школьной дисциплины в классе, выполняют поручения учителей.
|
Исследуемые нами уровни социометрического статуса отражают различный характер включенности школьников в межличностные отношения. Не вызывает сомнения, что первые три типа статуса («звезды», «предпочитаемые», «терпимые») свидетельствуют об успешном включении в межличностные отношения в учебной группе, причем лучше быть «предпочитаемым», чем «терпимым», и лучше быть «звездой», чем «предпочитаемым»). У всех подростков этих статусов число выборов превышает число отклонений.
Во всех статусных подгруппах, кроме «неоднозначных», присутствуют недисциплинированные подростки: во II, III, V, VI — по одному подростку. Совсем не подходит название статуса — «незаметные» — Ашоту Б. Он в социометрическом эксперименте получил один выбор и одно отклонение. В результате социометрический статус СС=0, потому подростку определен был статус «незаметный». Однако недисциплинированное поведение подростка делает' его очень заметным и запоминающимся: не выполняя учебные задания, постоянно спорит с учителями и одноклассниками о несправедливом отношении к себе, выкрикивает на уроках, привлекает внимание к смешным (с его точки зрения) фактам и ситуациям. Выступая на уроках в роли шута, подросток мешает и одноклассникам, и учителям. Ашоту Б. очень хочется быть в центре внимания, быть избранным даже со знаком минус. Одноклассники беззлобно относятся к «оригинальным» нарушениям дисциплины подростка и говорят, что он «выступает не за правду, а чтобы себя показать». Видимо потому Ашот Б. оказался в статусе члена группы, с которым не хотят ни дружить, ни враждовать, то есть в статусе «незаметного». Другой подросток в статусе «незаметный» получил три выбора и три отклонения. Таким образом, также у него СС=0. Андрей Б. — классический «незаметный»: ровный «троешник», пассивный молчун и соглашатель. Так же бесспорным можно считать, что последние два типа («изолированные» и «гонимые») указывают на неуспешную степень включения в группу, где положение подростков седьмого типа («гонимые») является наихудшим. Что касается сравнения четвертого и пятого типов («неоднозначные» и «незаметные»), то определить их место в системе межличностных отношений уже не так просто. Так же трудно сказать, что же лучше, быть «неоднозначными» т.е. вызывать противоречивые чувства у сверстников, или быть «незаметным», когда никто из группы не проявляет эмоционально окрашенных отношений к подростку. В статусе «неоднозначные» у подростков появляется отрицательный социометрический статус, то есть число отклонений начинает преобладать над числом выборов. В данную подгруппу не вошли недисциплинированные подростки. Это дало нам основание считать, что недисциплинированное поведение подростка не может вызывать неоднозначного к нему отношения. Наряду с отрицательным к нему отношением в среде подростков проявляется и положительное. Социометрия показала, что не меньшее число одноклассников хотели дружить с недисциплинированными (и дружили с ними), чем число подростков, которые стремились к взаимодействию с дисциплинированными.
Таким образом, проведенная нами классификация социометрических статусов подростков в системе межличностных отношений в учебной группе, позволила выделить семь уровней. Каждый из них дает возможность школьному психологу и классному руководителю провести количественный и качественный анализ статуса подростка в зависимости от характерных особенностей недисциплинированного поведения школьника.
Для изучения ведущих внутренних факторов, влияющих на особенности социометрического статуса подростка, нами были проанализированы индексы оциометрического статуса, которые определялись по формуле:
i - n
Е (Ri+ + Ri-)
Ci = (2),
N-l
где: Ci— социометрический статус,
i — номер члена группы,
Ri — полученные выборы i-ым членом группы,
Е — знак алгебраического суммирования чисел полученных выборов i-ro члена,
N — число членов группы.
Социометрический статус мы интерпретировали как субъективную меру влияния личности на группу. В зависимости от преобладания полученных выборов или полученных отклонений социометрический статус получал знак положительный или отрицательный (таблица № 3). Мы предполагали, что таким образом можно будет судить о положительном или отрицательном влиянии подростка на других, на своих одноклассников.
Однако, как показал качественный анализ полученных количественных показателей, в действительности в школьной жизни положительный знак социометрического индекса не является гарантией того, что подросток в статусе" «звезды» является лидером. Действительно, социометрический статус измерял потенциальную способность человека к лидерству. Но в зависимости от направленности поведения способность к лидерству может привести к «антилидерству» — вожачеству. Это происходит неизбежно у недисциплинированных подростков, имеющих статус «звезды».
Полученные результаты социометрического исследования недисциплинированного поведения подтвердили частично гипотезу дипломной работы — особенности социометрического статуса подростка зависят от его недисциплинированного поведения. Вначале мы предполагали, что это выразится в невозможности занять статус «звезды» для недисциплинированного подростка. Но гипотеза нашла не количественное, а качественное подтверждение зависимости особенностей социометрического статуса от личностных особенностей поведения подростка.
В статусе «изолированные» Виктор Р. получил наименьший индекс. Его СС=-0,27. Анализ наблюдений показал, что его недисциплинированное поведение отличает крайне выраженное враждебное отношение к одноклассникам и учителям. Еще меньше социометрический статус у подростков на уровне «гонимые». Их поведение в классе приводит к тому, что многие одноклассники, а не они, на самом деле попадают в положение гонимых. Например, Олеся Р. устраивала в классе периодически повторяющиеся «разборки» конфликтов с одноклассницами. Искусно создавала вокруг них невыносимые условия скандала. К седьмому классу «жертвами» гонимых становились не только сверстники, но и учителя.
Таким образом, классификация социометрического статуса подростков в учебной группе позволила выявить, что преднамеренное нарушение подростком правил школьного дисциплинированного поведения, преднамеренное создание ситуаций риска оказывало влияние на его положение в дистеме межличностных отношений сверстников в зависимости от его личностных особенностей.
3.7. Количественно-качественные методы анализа результатов психодиагностики
Психодиагностика девиантного поведения в рамках комплексной-программы изучения социально-педагогической ситуации жизнедеятельности школьников позволила собрать многообразные данные, свойственные личности и поведению педагогически запущенных школьников. Для того, чтобы полученный материал можно было доказательно использовать в обосновании решения научно-методических задач собственной исследовательской и педагогической деятельности, необходима его статистическая обработка.
Например, полученные данные по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн необходимо свести в общий протокол для первичной статистической их обработки. Рекомендуется вычисление выборочного среднего. Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в диагностическом эксперименте психологического свойства. Эта оценка в общем характеризует степень его выраженности в целом у всей группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. В данном случае уровень притязаний диагностировался по самооценке разных проявлений: ум, способности, авторитет у товарищей, умелые руки, внешность и уверенность в себе. Чтобы найти общий показатель уровня притязаний (УП) необходимо все показатели по данным проявлениям сложить и полученную сумму разделить на количество показателей. Сравнение полученной выборочной средней с отдельными показателями изученных проявлений дает* возможность судить о выраженности УП по каждому из них. С этой же целью иногда предлагается найти медиану. Медианой называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам. Рассмотрим для примера часть протокола, в которой сведены показатели признаков уровня притязания и уровня самооценки, полученные в результате психодиагностики школьников с применением шкалы Дембо-Рубинштейн на стажерской практике в школе.
Рассмотрим первый массив данных, расположив его упорядочению: 73, 86, 91, 95, 96, 97. Всего шесть показателей. Средний, который делит эту выборку пополам,
должен находиться между показателями 91 и 95. Чтобы найти медиану, надо (91+95):2=93. Это и есть медиана, она равна 93. Если число показателей нечетное, то медианой является показатель, симметрично делящий всю выборку. Что дает знание медианы? Прежде всего в нашем случае медиана является общим показателем уровня притязаний. Сравнение отдельных показателей УП с медианой дает возможность судить об уровне их сформированное™. Например, у испытуемого под № 1 УП в оценке своей внешности выше медианы на три единицы, а в оценке своего авторитета у сверстников на семь таких же единиц ниже. Знание медианы дает возможность сравнивать разные показатели со срединным значением — медианой, а не просто между собой. Были вычислены медианы: 93, 94,5, 75,5, 92,5, 82.
Для сравнения УП разных испытуемых, продиагностированных при помощи одной и той же методики, необходимо вычисление выборочной средней. Появляется возможность сравнить уровни притязаний у разных испытуемых по полученным средним величинам: 90, 94,5, 75,2, 88,3, 82,3. На уровне арифметического сравнения, очевидно, что у испытуемого № 3 наименьший уровень притязаний и это дает основания утверждать о некоторых личностных особенностях. Хотелось бы предостеречь начинающих исследователей от поспешных выводов только на основании результатов первичного статистического анализа и отметить необходимость дальнейшей вторичной статистической обработки результатов психодиагностики.
Знание медианы и выборочной средней полезно для того, чтобы установить, является ли полученное распределение частных значений изучаемого признака (в нашем случае УП) симметричным и приближающимся к так называемому нормальному распределению. Средняя и медиана для нормального распределения обычно совпадают или очень мало отличаются друг от друга. В нашем случае такое совпадение наблюдается у показателей испытуемых под номерами 2, 3 и 5, а под номерами
1 и 4 разница между значениями медианы и средней значительна. Таким образом, мы установили, что полученное распределение не является нормальным. Если выборочное распределение признаков нормально, то к нему можно применять методы вторичных статистических расчетов, основанные на нормальном распределении данных, В противном случае этого делать нельзя, так как в расчеты могут вкрасться серьезные ошибки, предупреждает Р.С.Немов [ т.З. С.33-34].
Обыкновенно в математической статистике при описании метода вторичной статистической обработки имеются или отсутствуют указания на то, что можно его применять только к нормальному или близкому к нему распределению. Если такое указание имеется, то необходимо неукоснительно ему следовать и полученные эмпирические данные проверять на нормальность распределения. Если такого указания нет, то статистика применима к любому распределению показателей признака.
Среди методов вторичной статистической обработки результатов психодиагностики особое распространение получили методы, позволяющие установить:
1. Статистически достоверное различие двух выборок. Например, действительно ли в результате коррекционного воздействия (эксперимента) произошли предполагаемые изменения. В этом случае рекомендуется вычисление t- критерия Стьюдента для точного установления наличия или отсутствия статистически достоверных различий между средними показателями до и после эксперимента. Только в случае достоверного различия можно будет сделать определенный вывод о том, что эксперимент удался. Иногда такой вывод утверждается на основании арифметического сравнения средних величин или сравнения процентных показателей. Для пущей важности строятся диаграммы (благо на компьютере сейчас можно красочно применить способы табличного и графического представления результатов эксперимента), которые внешне как бы подтверждают выводы психодиагностики, но абсолютно недостоверны.
2. Если возникает специальная задача сравнения до и после эксперимента частотных распределений величин, выраженных в процентах, то рекомендуется использовать х2 — критерий.
3. Для сравнения дисперсии (она характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке) двух массивов полученных данных, чтобы установить различаются ли они, рекомендуется применять критерий Фишера. Например, можно сравнить эффективность коррекционных программ или методов работы с педагогически запущенными школьниками по индивидуальному разбросу оценок поведения школьников.
4. Метод корреляции — метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных. Его применение дает возможность установить меру влияния одного явления на другое или взаимосвязь между показателями двух разных проявлений. Например, для выявлении меры взаимосвязи индекса социометрического статуса и показателей недисциплинированного поведения подростков.
Мы посчитали возможным использование коэффициента ранговой корреляции, так как показатели, полученные при психодиагностике социометрического статуса подростков и их личностных особенностей, относятся к порядковым, а не к интервальным шкалам. Например, для оценки личностных особенностей подростков использовались ответы типа «да», «нет». Затем полученные оценки переводились в баллы. Коэффициент линейной корреляции к результатам, полученным таким образом, не применим. В этом случае для того, чтобы выявить степень близости ранговых рядов, и используется статистический прием вычисления коэффициентов ранговой корреляции.
Коэффициенты корреляции мы использовали для того, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между переменными: особенностями социально-психологического статуса и личностными особенностями недисциплинированных подростков. Также необходимо было установить ее степень, т. е. тесноту взаимосвязи. Таким образом, в нашем варианте для установления взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными особенностями недисциплинированных подростков наиболее' корректно было использование коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена, который определяется по формуле:
R= 1 — 6 Е d2 / n (n2 — 1) (1),
где: R — коффициент корреляции;
d — разность между рангами сравниваемых объектов;
n — число испытуемых или рангов в коррелируемых рядах.
Значение коэффициента корреляции изменялось от — 1 до +1. Величины, лежащие в этих пределах, отражали максимально возможную взаимосвязь сравниваемых переменных. Если бы коэффициент корреляции был равен нулю, то это означало бы, что взаимосвязь отсутствует. Положительная корреляционная связь указывала на прямо пропорциональное отношение между двумя переменными, а отрицательная — на обратно пропорциональную взаимосвязь. Чем больше абсолютное значение коэффициента корреляции, тем теснее связь между изучаемыми переменными. При значениях коэффициентов + 1 можно говорить об отношении тождественности между переменными. При положительном значении +1 наблюдается тождественность прямая, а при отрицательном — обратная, противоположная.
Для начала расчета была составлена сводная таблица всех показателей социально-психологического статуса недисциплинированных подростков, полученных в результате психодиагностики. Затем в таблицу были внесены рассчитанные коэфициенты ранговой корреляции между индексом социметрического статуса и уровнем притязаний, между индексом социометрического статуса и уровнем самооценки, также между индексом социометрического статуса и обидчивостью, мстительностью и враждебностью.
Для расчета коэффициента по формуле (1) предстояло проделать ряд операций. Прежде всего, надлежало табулировать все первичные результаты для определения рангов. Мы начинали с установления ранговой корреляции между индексами социометрического статуса (переменная X) и уровнем притязаний недисциплинированных подростков (переменная У1). Данные этих переменных были сведены в таблицу № 2. В таблице № 2 для табулирования этих первичных результатов в 1 строке были выписаны номера испытуемых в классном журнале, во 2-й и 3-й строках — полученные ими суммы баллов по первой методике (переменная X) и по второй (переменная У1). У1 — это показатели переменной — «уровень притязаний».
Затем каждому первичному результату присваивался ранг следующим способом.
Таблица № 1.
Взаимосвязь социометрического статуса и личностных особенностей