Цели наблюдения. Ограничения и обязанности должника.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента назначения судом иной процедуры. Наблюдение является обязательной процедурой.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Для обеспечения сохранности имущества ограничиваются права и должника и кредиторов.
Органы управления должника не вправе принимать решения:
• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
• о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
• о создании филиалов и представительств;
• о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
• о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
• о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
• об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединения юридических лиц;
• о заключении договоров простого товарищества.
Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего.
|
Временный управляющий обязан:
• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
• проводить анализ финансового состояния должника;
• выявлять кредиторов должника;
• вести реестр требований кредиторов;
• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
• созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены законом. Если восстановление платежеспособности возможно, то предпочтительным является введение внешнего управления, проведение финансового оздоровления или заключение мирового соглашения; если нет — введение конкурсного производства.
Установление размера требований кредиторов. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
|
Окончание наблюдения. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение:
• о введении финансового оздоровления;
• о введении внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,
• об утверждении мирового соглашения.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
В ходе процедуры финансового оздоровления должник под контролем кредиторов может предпринять меры по восстановлению платежеспособности и избежать перехода во внешнее управление или конкурсное производство.
График погашения задолженности — одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки.
План финансового оздоровления предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.
|
В ходе финансового оздоровления ограничивается исполнение должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Одновременно накладываются ограничения на действия должника: должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов:
• заключать сделки, в совершении которых он заинтересован;
• сделки, связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов (кредитов), поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом;
• принимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
А также без согласия административного управляющего совершать сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности, связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, влекут за собой уступку прав требований, перевод долга или получение займов (кредитов).
Для проведения этого этапа арбитражный суд назначает административного управляющего.
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:
• вести реестр требований кредиторов и созывать собрания кредиторов в необходимых случаях;
• рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представляемые должником, и представлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;
• представлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
• осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
• осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
• осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.
Административный управляющий имеет право:
• требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;
• принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;
• согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и представлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;
• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Федеральным законом;
• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;
• предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона.
Окончание финансового оздоровления. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются:
• баланс должника на последнюю отчетную дату;
• отчет о прибылях и об убытках должника;
• документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах финансового оздоровления направляется кредиторам и в арбитражный суд.
Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчет не представлен, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений:
• об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;
• об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
• определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
• определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков
банкротства.
Переход к внешнему управлению. Арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:
• установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
• подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
• проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.
Цели внешнего управления. Права и обязанности внешнего управляющего.
Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Задача внешнего управления — изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение которых просрочено более чем на три месяца.
Порядок введения. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности. Начинается с момента принятия судом решения о введении на предприятии внешнего управления.
Основная цель данного этапа — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.
Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий.
Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.
Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.
Принимаются меры по ограничению полномочий органов управления должника и меры по ограничению полномочий кредиторов.
С даты введения внешнего управления:
• прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
• внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
• прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему за исключением полномочий органов управления должника предусмотренных законом;
• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких денежных обязательств и обязательных платежей.
Мораторий не распространяется:
На обязательства, сроки исполнения которых наступают в период внешнего управления.
На требования о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
Мораторий не препятствует добровольной выплате должником всех или части долгов.
Внешний управляющий имеет право:
• распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
• заключать от имени должника мировое соглашение;
• заявлять отказ от исполнения договоров должника (в отношении не исполненных сторонами сделок, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки по сравнению с аналогичными сделками);
• предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона.
Внешний управляющий обязан:
• принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
• разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
• вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
• заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
• принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
• вести реестр требований кредиторов (кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления);
• реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;
• информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
• представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.
Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).
План внешнего управления. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. В плане должен быть определен срок восстановления платежеспособности должника и обоснована возможность восстановления платежеспособности должника в установленный срок. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
• взыскание дебиторской задолженности;
• продажа части имущества должника;
• уступка прав, требования должника (форма ликвидации дебиторской задолженности наряду с ее взысканием, по существу — продажа задолженности дебитора);
• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (собственники либо третьи лица в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов или предоставить должнику соответствующие денежные средства);
• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; теперь — с согласия учредителей (участников);
• размещение дополнительных обыкновенных акций должника (для увеличения уставного капитала должника), которые оплачиваются только денежными средствами;
• продажа предприятия должника;
• замещение активов должника (путем создания на базе имущества предприятия открытого акционерного общества, в уставный капитал которого вносится все имущество должника и его имущественные права; акции нового общества включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах);
иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Имущество должника продается на открытых торгах, если иное не установлено законом и планом внешнего управления, только после инвентаризации и оценки продаваемого имущества. Процедура торгов регулируется ст. 447—449 Гражданского кодекса РФ.
План внешнего управления. В плане внешнего управления указываются условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника, срок восстановления платежеспособности должника. План внешнего управления разрабатывается не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего, план внешнего управления утверждается собранием кредиторов.
Если план внешнего управления не будет представлен в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Продажа предприятия. Предприятие понимается как комплекс имущества и неимущественных прав, предназначенный для коммерческой деятельности (материальные и нематериальные активы). При продаже отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника, возникшие до принятия заявления в суд, не включаются в состав предприятия.
Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника. Если вырученных от продажи средств достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, то производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
Продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. В действительности должник нередко ликвидируется после продажи вследствие полного отсутствия имущества.
Если же денежных средств, вырученных от продажи бизнеса, недостаточно, то должник объявляется банкротом и речь может идти только о соразмерном удовлетворении требований кредиторов.
По мере накопления денежных средств внешний управляющий обращается с ходатайством в арбитражный суд, который выносит определение о проведении расчетов с кредиторами определенной очереди и при необходимости в определенной пропорции. Срок проведения таких расчетов не может превышать двух месяцев.
Не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления управляющий обязан созвать собрание кредиторов, заблаговременно ознакомив их с отчетом о результатах внешнего управления. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:
• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
• о продлении установленного срока внешнего управления;
• о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
• о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
На собрании кредиторов принимается одно из названных решений, на основании которого соответствующее ходатайство передается в арбитражный суд.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.