Цели конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего. Оценка имущества должника. Формирование конкурсной массы.




Конкурсное производство процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидациядолжника. Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекращении конкурсного производства, например, вследствие мирового соглашения или перехода к внешнему управлению. Восстановление платежеспособности должника не предполагается.

Это последний этап арбитражного управления, который наступает со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и заканчивается после расчета с кредиторами и ликвидации предприятия.

Конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения иных процедур банкротства либо обусловлено одним из случаев, обозначенных в Законе о банкротстве.

Во всех случаях арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению.

По сути своей конкурсное производство — это процедура ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имуще­ства должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.

Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в официальном издании, определенном Правительством РФ. Дата этой публикации является точкой отсчета для двухмесячного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования (направить их конкурсному управляющему ив суд).

Реализует процедуру конкурсного производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства. Конкурсный управляющий представляет информацию собранию кредиторов (комитету кредиторов) не реже чем один раз в месяц.

Последствия открытия конкурсного производства. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

• срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

• прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

• сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

• совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном законом;

• прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Федеральным законом;

• все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

• исполнительные документы, исполнение до которым прекратилось в соответствии с Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном Федеральным законом;

• снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника;

• исполнение обязательств должника осуществляется в случаях
и в порядке, которые установлены законом.

Прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Полномочия конкурсного управляющего. Он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должником, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Конкурсный управляющий обязан:

• принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

• привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;

• уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• анализировать финансовое состояние должника;

• предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Федеральным законом;

• заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

• вести реестр требований кредиторов;

• принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Конкурсный управляющий вправе:

• распоряжаться имуществом должника;

• увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

• заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

• передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

• предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником.

Реализация этих функций должна привести к соразмерному погашению кредиторской задолженности и ликвидации несостоятельного предприятия. Для этого конкурсный управляющий формирует конкурсную массу.

Один из важных моментов в ликвидационных процедурах — формирование конкурсной массы. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Для определения конкурсной массы проводится инвентаризация и оценка имущества, выявляются объекты имущества, не подлежащие включению в конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, которое подлежит передаче собственнику.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления. Цена прода­жи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу. После проведения конкурсаорган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса. Жилищный фонд социального использования, а также непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача указанных объектов в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договор­ной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объ­ектов являются соответствующие бюджеты. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия социально значимых объектов конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, для чего разыскивает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность (долги), предъявляет иски о признании недействительными сделок должника, а также совершает иные действия.

В конкурсную массу не входит имущество, изъятое из оборота, которое подлежит передаче собственнику. Также особо регламентирован порядок продажи или передачи социально значимых объектов, к которым относятся дошкольные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, жилищный фонд социального использования. Они подлежат продаже с торгов по конкурсу, после которого орган местного самоуправления заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. Возмездный порядок передачи указанных объектов органам местного самоуправления установлен с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. № 8-П, вынесенного по аналогичному вопросу применительно к закону о банкротстве 1998 г. В этом постановлении было мазано о необходимости получения должником определенной компенсации при передаче таких объектов.

Расчеты с кредиторами производятся поочередно в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований.

В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, ус­ловно именуемые: внеочередные, очередные, послеочередные.

Вне очереди покрываются:

- судебные расходы, в том числе расходы на опубликование информационного сообщения;

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

- требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;

 

После того как завершается формирование конкурсной массы или накапливается достаточно средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами.

 

Расчеты производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований.

В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно их можно назвать: внеочередные, очередные, послеочередные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: