Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события (например, смерть близких или насилие). Подобного рода группы обычно создаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки.
Основные характеристики | Рабочие группы | Обучающие группы | Консультационные группы | Психотерапевтические группы |
Основная роль и функции ведущего | Управление конфликтами и стимулирование мозгового штурма и принятия решений | Трансляция знаний | Работа с проблемами участников группы | Работа с проблемами участников группы |
Конфиденциальность | Необязательна | Необязательна | Обязательна | Обязательна |
Ведущие групп | Широкий круг специалистов | Педагоги, социальные работники, психологи | Профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку | Психотерапевты, имеющие специальную подготовку и опыт групповой работы |
Время работы | Необходимое для решения поставленной задачи | Необходимое для решения поставленной задачи | 3-6 месяцев | Не ограничено |
Состав участников | Все желающие, количество значения не имеет | Все желающие, количество значения не имеет | Малая группа, сформированная на основе отбора | Малая группа, сформированная на основе отбора |
Типы тренинговых групп.
В настоящее время существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть которые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама. В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Восемь видов групп, представленных в книге, выделены на основе этих параметров в таблице!
|
Подобная классификация вынуждает включать группы одного и того же типа в разные классы, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию – в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.
Таблица 1. Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму)
Группы | Центрированные на | |
Руководителе | Участнике | |
Рациональные | Т-группы | Т-группы |
Аффективные | Гештальт-группы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством | Т-группы Группы встреч |
Интенсивный процесс качественных и количественных преобразований методов групповой тренинговой работы, происходящий сейчас на Западе, порождает множество новых форм групповых моделей, порой довольно экстравагантных (типа "терапии святым духом"), охватить которые полностью не представляется возможным.
|
Ж. Годфруа предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.
В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.
Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.
Таким образом, "если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными".
Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы.