1. Реализм.
Использование метода кейсов в программе тренинга может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.
2. Минимизация давления.
Метод кейсов дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке трении-га, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться без тревоги о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения.
3. Активное взаимодействие.
Коммуникативная природа упражнения предоставляет возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и предлагаемых решений.
Недостатки метода кейсов
1. Возникновение заблуждений.
Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ метода кейсов и в то же время одним из его ограничений. Вряд ли при столкновении в реальности с проблемой, подобной той, которую человек решал на тренинге, у него окажутся в распоряжении такие же время, знания и безопасные условия, чтобы справиться с ней. Это необходимо объяснить участникам, чтобы спасти их от разочарования, поджидающего их на рабочих местах.
2. Отсутствие выводов.
Так как временные рамки не позволяют группе выработать какие-либо практические рекомендации, это с большой вероятностью может вылиться в общее чувство неудовлетворения.
3. Правдоподобность.
Потребность в реализме — постоянное условие любого упражнения в тренинге, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями и справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуемый паттерн поведения в условиях таких же установок и ограничений, которые могут возникнуть в реальной ситуации.
|
Применение
Метод пригоден для малых групп, или больших, разделенных на несколько малых.
Наиболее эффективен в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей. Это тренинг для разрешения проблем (problem-solving), принятия решений (decision-making), ведения переговоров и взаимодействия с персоналом.
Другие области применения: менеджмент, супервизирование, продажи, администрирование.
Моделирование практических ситуаций: правила проведения, преимущества и недостатки метода.
Моделирование или обучение с помощью анализа желаемых вариантов поведения — простейший, но тем не менее эффективный способ получения знаний. В настоящее время достаточно хорошо разработаны три типа моделирования. Первый тип — обучение по модели, которое предполагает использование видео- или аудиозаписей, слайдов или фильмов, демонстрирующих модель желаемого поведения. Второй тип — самомоделирование — заключается в том, что человек записывает себя на аудио- или видеокассету, чтобы, просмотрев и проанализировав это впоследствии, выработать более корректные формы поведения. Обучение на примерах предполагает, что ребенок наблюдает примеры поведения непосредственно в группе, а затем самостоятельно отрабатывает по шагам требуемое поведение.
Техника обучения на примерах, разработанная Albert Bandura (1976), широко использовалась в тренинге социальных навыков и обучении стратегиям защиты как с детьми, так и со взрослыми. Как показали исследования, эта техника может быть весьма эффективной для коррекции страхов и фобий у взрослых и детей Хороша она также для работы с неуверенными в себе людьми, испытывающими затруднения в общении. Считается, что моделировать поведение должен тот, кто еще не до конца освоил изучаемый навык, потому что он изображает его более реалистично, чем тот, кто уже владеет им в совершенстве мето- fi-j дика обучения на примерах предполагает следующие шаги:
|
- Объяснение смысла методики.
- Выделение элементарных составляющих поведения (их легче и безопаснее осваивать по отдельности).
- Объяснение схемы наблюдения (выделение наблюдаемых параметров).
- Демонстрация примеров желаемого поведения необходимое количество раз.
- Отработка клиентом модели поведения.
Обоснование
Обучение на примерах хорошо тем, что дает возможность быстро проверить результат обучения, так как поведение отрабатывается в группе и ребенок получает мгновенную обратную связь от остальных. Эта методика дает хорошие результаты при работе с страхами, при выработке умения без стеснения обращаться к кому-либо за помощью, при обучении социальным навыкам и в решении поведенческих проблем.
Обучение на примерах позволяет:
• Дать возможность детям на группе отработать новые формы поведения, сформировать у них новые социальные установки и способствовать тому, чтобы дети использовали полученные навыки в реальной жизни.
• Сформировать у ребенка уверенность в том, что он сможет освоить новые формы поведения.
|
• Обеспечить поддержку и одобрение от группы.
• Отработать новые формы поведения в безопасной и доверительной обстановке, прежде чем переносить их в реальную жизнь.
Некоторым детям эта методика подходит больше, и они готовы включиться в работу немедленно, особенно если чувствуют себя достаточно безопасно и обладают развитыми социальными навыками для демонстрации поведения в группе. Застенчивым детям или детям с повышенным уровнем тревожности, прежде чем самим попробовать выполнить задание, лучше сначала понаблюдать, как это делают другие дети.
Шаг1
Объяснение смысла техники.
Шаг 2
Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных способов управления ситуацией.
ШагЗ
Процедура выбора детей (можно по желанию), которые согласны продемонстрировать требуемое поведение.
Шаг 4
Демонстрация примеров поведения ребенку, которому они предназначены.
Шаг 5
Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы.
В технике самомоделирования, разработанной Hosford в 1970-х годах, ребенок сам служит себе примером. Новые формы поведения, которые он осваивает, записываются на аудио- или видеокассету. Далее ребенок смотрит или слушает запись, затем пытается корректировать свое поведение и записывает свои попытки до тех пор, пока не будет удовлетворен результатом. В дальнейшем он при необходимости возвращается к этим записям, просматривает или прослушивает их и параллельно отрабатывает новые формы поведения до тех пор, пока они не станут для него привычными, что называется, «на каждый день».
Эта методика обычно нравится детям и подросткам, которые осваивают социальные навыки и стратегии совладающего поведения. Самомоделирование подходит для отработки следующих социальных навыков или форм поведения:
• Выработка уверенности в себе, что может включать, например, умение обращаться за помощью или за разъяснениями, отстаивать свое мнение, выражать отрицательные эмоции.
• Совладение с ситуациями, провоцирующими агрессию.
• Умение строить отношения с новыми людьми.
• Умение работать и отвечать на уроках.
Применение этой техники отвечает следующим целям:
• Обеспечение высокого уровня мотивации в освоении ребенком новых форм поведения.
• Обеспечение обратной связи и поддержки со стороны сверстников в процессе работы над новыми формами поведения.
• Более эффективное закрепление приобретенных навыков в реальной жизни.
• Исключение негативных реакций, которые могут возникнуть, если поведение ребенка будут моделировать другие члены группы.
Шаг1
Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике
Шаг 2
Обсуждение вместе с группой возможных моделей поведения. Запись на пленку выбранной модели поведения в исполнении ребенка.
ШагЗ
Оценка группой попытки ребенка. Спросите ребенка, что ему не понравилось; спросите остальных, что они могут предложить для улучшения исполнения.
Шаг 4
Повторная запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что он доволен результатом.
Шаг 5
Подготовка домашнего задания