Обзор
Управление вниманием — это использование приемов, позволяющих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент времени, и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действиям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене направления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров поведения и будет напоминать затор на перекрестке.
Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием:
• фокусирование,
• переключение,
• поддержание.
Обоснование
Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять вниманием группы.
Управление вниманием, по существу, является управлением энергией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, переключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискуссии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание условий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить.
|
Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания:
• С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о вашей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».)
• С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)
• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».)
• С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».)
• С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуждение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».)
• С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».)
• С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».)
• С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты рассказал нам о своем сводном брате. Теперь ты,______________________________, не хочешь ли
|
что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?»)
Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предоставления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению.
Поддержание означает концентрацию внимания группы на определенной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно.
Практические рекомендации
Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с определенной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими вопросами. Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражнению, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в данный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.
Привлечение внимания
На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно в дружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал остальным, что он считает важным в такой дружбе».
Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интересного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похоже, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к основной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье».
|
Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попробовать использовать на практике между занятиями?»
Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражнения, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музыка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, составление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п.
Переключение внимания
Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно говорит о необходимости завершить текущую деятельность и перейти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети привыкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключение внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, которые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не следует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, необходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями.
Поддержание внимания
Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете поддерживать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро устают и нуждаются во внимании.