Способы управления вниманием.




 

Обзор

Управление вниманием — это использование приемов, позволяю­щих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент вре­мени, и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действи­ям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене на­правления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров по­ведения и будет напоминать затор на перекрестке.

Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием:

• фокусирование,

• переключение,

• поддержание.

Обоснование

Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять внима­нием группы.

Управление вниманием, по существу, является управлением энер­гией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, пере­ключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискус­сии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание ус­ловий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить.

Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания:

• С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о ва­шей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».)

• С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)

• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».)

• С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различ­ные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».)

• С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуж­дение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».)

• С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».)

• С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».)

• С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты расска­зал нам о своем сводном брате. Теперь ты,______________________________, не хочешь ли

что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?»)

Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предос­тавления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению.

Поддержание означает концентрацию внимания группы на опре­деленной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно.

Практические рекомендации

Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с опреде­ленной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими воп­росами. Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражне­нию, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в дан­ный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.

Привлечение внимания

На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно в дружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каж­дый из вас рассказал остальным, что он считает важным в такой дружбе».

Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интерес­ного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похо­же, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к ос­новной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье».

Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попро­бовать использовать на практике между занятиями?»

Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражне­ния, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музы­ка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, со­ставление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п.

Переключение внимания

Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно го­ворит о необходимости завершить текущую деятельность и перей­ти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети при­выкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключе­ние внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, кото­рые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не сле­дует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, не­обходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями.

Поддержание внимания

Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете под­держивать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро уста­ют и нуждаются во внимании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: