Жюльен Кюри, французский физик




Стой за правду горой и Бог будет с тобой»

русская народная поговорка.

Цель всякого познания – достижение истины. Это центральная проблема гносеологии. И трудно найти проблему, которая бы обладала такой же притягательностью, как истина. Но путь к истине труден и противоречив. Не случайно, истина как ценность на протяжении столетий была не только регулятором мысли, но и жизни. «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). Гибель Джордано Бруно на костре – тоже жертва во имя истины. История человеческой культуры полна примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо, как говорили древние, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть её мучеником.

С самого своего возникновения философия по-разному решала этот вопрос. Так, родоначальниками древнейшей, классической концепции истины являются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их трактовке, истина есть соответствие знаний действительности.

При всей простоте и очевидности классической концепции истины возникло немало вопросов при ее ближайшем рассмотрении. Например, тот факт, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром непосредственно, а с продуктами собственного чувственного восприятия, которые сугубо субъективны. Они зависят от самого воспринимающего индивида: состояния его нервной системы, настроения, степени подготовки, и т.п. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: «Истина – дочь времени». Попытка преодолеть эти проблемы привела к тому, что возник целый ряд других, альтернативных концепций истины.

- Прагматическая концепция: «Истинно то, что полезно и выгодно».

- Конвенциональная концепция: «Истинное суждение – продукт согласия (конвенции) между учеными».

- Статистическая концепция: «Истинно то, что признается большинством, что соответствует мнению большинства».

Названные концепции в той или иной мере противопоставляют свои положения классической теории истины. В то же время можно выделить еще один подход – диалектико-материалистический. Он рассматривает объективную истину в связи с практикой.

Общественно-историческая практика выступает главным критерием истины. Хотя помимо практики можно назвать и другие критерии, например, логический, чувственный, эстетический. Однако практике все же отводится главенствующая роль. Она показывает, что объективная истина не есть нечто застывшее, а находится в развитии; не одномоментный акт познания, а долгий мучительный процесс.

Главное свойство истины – её объективный характер. Истина одна, её не может быть много. У древних греков было слово для обозначения истины – алатейя, что означает нескрытость, непотаённость. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь её увидеть, открыть для себя и нести людям.

Истина – это процесс и с этим связано понимание абсолютного и относительного в истине.

Относительная истина – это правильное в своей основе положение, но которое является неполным, неточным и которое может уточняться в ходе развития познания.

Абсолютная истина – которую можно понимать, как минимум, в двух значениях:

Во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом;

Во-вторых, как знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем (например, «земля – планета солнечной системы», «люди – смертны» и т.д.).

Также при ответе необходимо указать, что у истины есть постоянный и неизменный спутник. Это – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное искажение истины. Заблуждение вполне естественный этап в освоении неизведанных сфер бытия, всякое знание с неизбежностью сталкивается с границами своей применимости. В то же время заблуждение следует отличать от лжи. Ложь преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Близким по смыслу, но не совпадающим с понятием «истина» является понятие «правда ». Правда представляет собой субъективную интерпретацию истины. Соотносится с личной убежденностью. Часто выступает как фрагментарная, неполная истина, промежуточное состояние между истиной и ложью.

 

Страна становится колонией, если перестает поддерживать науку»

Жюльен Кюри, французский физик

Наука – наиболее значимая для современного общества форма познания. Современный белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки: Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний о действительности.

Наука – один из самых динамичных факторов развития современного общества. Уровень благосостояния народа, богатство государства и его конкурентноспособность на мировой арене зависит от развитости интеллектуального потенциала. Без преувеличения можно сказать, что роль науки огромна. Так, выдающийся российский ученый Владимир Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

С момента своего возникновения наука выполняла различные функции в обществе. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Однако на заре становления индустриального общества круг ученых был довольно узок. Занятия наукой носили, скорее, любительский характер. Научная деятельность не была для ученых основным источников доходов. Лишь к сер. XIX в. происходит оформление науки в особую профессию.

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и систематизацию знаний о действительности (бытии, универсуме). Современная наука это не только систематизированное знание, это еще и сложноорганизованный социальный институт, т.е. определенная организация науки (Академия Наук, вузовская наука, отраслевая, прикладная и т.д.)

По сей день ведутся споры о том, когда возникла наука. Основные подходы:

1. Наука возникает вместе с человеческим сознанием 4-3 тысячи лет назад. Изобретение колеса, гончарного круга, ткачества – первые «технические революции».

2. Наука возникает в Древней Греции, когда происходит «интеллектуальная революция» – отделение интеллектуальной деятельности от трудовой.

3. Наиболее обоснованный характер имеет позиция, согласно которой современная наука как целостный феномен возникает в Европе в XVI-XVIIвеках. Это время развития естествознания и технических наук. Европейская культура на первый план выдвигает науку, как главный механизм социального прогресса. Складывается научная рациональность. Девизом эпохи становится фраза «Путь к благу идёт через науку». «Знание - сила» (Ф.Бэкон).

Можно выделить следующие специфические признаки научного знания:

- истинность;

- обоснованность;

- системность;

- наличие научной терминологии – специфического языка науки;

- наличие специфических средств (микроскоп, телескоп и т.д.);

- наличие профессионального, компетентного субъекта познания – учёного.

В целом научное знание характеризуется тремя фундаментальными принципами: доказательностью, всеобщностью и объективностью.

К основным характеристикам современной науки можно отнести:

1. Резко возросшее количество учёных. Если в 1900 г. количество ученых было около 10 тыс. человек, то к концу ХХ столетия их насчитывалось уже свыше 5 млн.

2. Рост научной информации. В XX веке объём научной информации удваивался каждые 5 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.

3. Превращение научной деятельности в особую профессию. В XX веке появилось понятие «научный работник».

Научное познание представляет собой систему деятельности, в которой выделяются два уровня: эмпирическое (чувственное) и теоретическое (рациональное) познание.

1. Эмпирический уровень (от греч. «empeiria» – «опыт») характеризуется преобладанием живого созерцания предметов и явлений. Объект исследуется со стороны его внешних связей и проявлений. Происходит сбор фактов, их первичное обобщение и классификация.

Методы эмпирического уровня: эксперимент, наблюдение, измерение, описание. Наиболее ценен эксперимент, т. к. данные, полученные в ходе экспериментального исследования, составляют теоретический базис (основу) науки.

2. Теоретический уровень связан с раскрытием существенных сторон объективной реальности. Результаты исследований формулируются в гипотезах и теориях. Эмпирические данные подвергаются рациональной обработке. Главное – постижение внутренней сути объекта.

Методы теоретического уровня: анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация

Эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны. Эмпирическое исследование стимулирует теоретическое познание. Теоретическое знание открывает более широкие возможности для развития эмпирических исследований, ориентируя их на поиск новых фактов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: