Иллюстрация в широком смысле - пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и изображениями, а в более узком - область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно очень своеобразно и специфично и требует глубокого, профессионального подхода. Издатель должен учитывать, что для каждого вида печатной продукции существуют свои нормы иллюстрирования.
Иллюстрирование литературно-художественного издания. Иллюстрация к художественному литературному произведению выполняет такие задачи, как дополнение сюжета автора различными бытовыми или историческими деталями, помощь читателю в ориентировании в соответствующей эпохе, создание первоначального впечатления о произведении.
Иллюстрирование художественной литературы в обязательном порядке должно учитывать возраст читателя произведения. У каждой книги есть свой адресат и задача иллюстрации - завлечь читателя, привлечь его внимание, дать ему первоначальные сведения о книге. Иллюстрация должна соответствовать содержанию произведения и предполагать правильное восприятие ее читателем [8].
В зависимости от типа, различные литературно-художественные произведения иллюстрируются по-разному. Качество и тип иллюстраций художественной литературы зависят от типа издания, круга читателей, тиража и т.д. Так, массовые издания оформляются просто и лаконично, без излишеств, что объясняется их низкой ценой и нетребовательностью целевой аудитории.
Иллюстрирование может вестись и по сдержанному, и по развернутому плану. Самая лаконичная система - это когда дают всего лишь одну иллюстрацию: в начале книги в виде фронтисписа. Возможна и гораздо более развернутая система иллюстрирования, когда в книге помещается ряд иллюстраций. В этом случае перед художником открываются широкие возможности. Он может в своих рисунках дать углубленную психологическую характеристику героев произведения, изобразить наиболее яркие эпизоды, показать бытовую обстановку и пейзаж.
|
Иллюстрирование детской литературы. Детская иллюстрация охватывает обширный спектр тематики. Ключевым здесь является умение правильно сориентироваться на возраст читателя. Иллюстрации для детей должны предлагать четкую и легко понимаемую интерпретацию темы. Они также должны выполняться в соответствии с жанром иллюстрируемой работы (повествовательный, учебный и т.п.), вызывать у детей интерес, но не выглядеть так, будто в них делается снисхождение к малышам. Необходимо найти способы привлечения внимания читателя. Детские иллюстрации должны быть привлекательны и для взрослых, которые смотрят детские книги и реально принимают решение об их покупке. Художники-иллюстраторы детской литературы, как правило, обладают достаточно гибким стилем, который позволяет удовлетворить все потребности данного жанра [13].
Иллюстрация в научно-познавательной литературе. Как в процессе создания научно-познавательного произведения, так и в процессе понимания его при чтении основную роль играет логическое мышление, разум. Благодаря своей наглядности иллюстрации к такому произведению значительно облегчают понимание текста. Во многих случаях иллюстрации способны графическими средствами передавать содержание яснее, чем это можно сделать словами, и поэтому в той или иной мере заменяют текст. Таким образом, иллюстрации к произведению научно-познавательной литературы всегда очень тесно связаны с его текстом и очень часто являются неотъемлемой, равноправной (наряду с текстом) частью этого произведения. А в некоторых научно-познавательных изданиях иллюстрациям принадлежит даже доминирующая роль [6].
|
Важно, чтобы иллюстрирование научно-познавательной книги велось по определенному плану, с единым подходом к иллюстрированию всех ее частей. Этот принцип далеко не всегда выдерживается, особенно если главы книги написаны разными авторами. Часто приходится видеть в книге разнобой в иллюстрировании аналогичных тем. Так, совершенно однородные описания различных машин иллюстрируются в одном случае чертежом, в другом - фотографией, в третьем - вовсе не иллюстрируются.
Основными видами иллюстраций в научно-познавательных изданиях являются фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, карты.
Подарочные издания. Особый подход издателя требуется к иллюстрированию подарочных изданий, где иллюстрации играют практически самую важную роль, подчеркивая роскошь и высокую цену книги, ее предназначенность для узкого круга ценителей. Такие книги часто упаковывают в геотекстиль и преподносят в связи с различными торжественными событиями. При оформлении такого издания иллюстрации должны соответствовать тексту, быть выполненными в одной технике, не быть излишними.
|
Иллюстрация комиксов. Комикс - самостоятельный стиль иллюстрирования. Художник должен уметь сценарий комикса выразить способом, во многом схож с методами кинематографии. Он должен создавать ясные образы действующих лиц. Художник здесь не просто иллюстрирует книгу, а фактически полностью создает ее. Мультипликация является еще более специализированной областью. В ней очень много технической работы и она отнимает колоссальное количество времени. Производится в основном специализированными компаниями, а не отдельными профессионалами.
Иллюстрирование публицистической литературы. Иллюстрация выполняет в газете различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал - корреспонденцию, статью, хронику и неразрывно связана с текстом.
Все большее значение получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.
Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей [4].
Иллюстрация в рекламе. Рекламные иллюстрации призваны пропагандировать торговую марку или продукт, придавать им зрительно узнаваемую форму, информировать о поступлении товара в продажу или о каком-либо событии в общественной и культурной жизни. Зачастую отличие этого типа иллюстрации от других сводится к простому вопросу о формате изготовления. Нередко издатели просто увеличивают композицию книжных обложек для использования их в качестве плакатов. Главным в рекламной иллюстрации является ее действенный визуальный эффект.
Заключение
Работа над иллюстрационным материалом - один из наиболее ответственных и сложных участков оформления. Здесь приходится сталкиваться одновременно с проблемами техники и технологии полиграфического производства.
Нельзя только механически оформлять готовый иллюстрационный материал; необходимо включаться в работу художника с самого начала, разрабатывая с ним план иллюстрирования и давая ему в процессе работы указания о манере рисунка, о технике выполнения, о размерах и т.д.
Иллюстрационный материал как по характеру изображения, так и по тематике весьма разнообразен. Это осложняет работу и вызывает ряд специфических требований, знание которых необходимо и для художника, и для художественного редактора.
При иллюстрировании прежде всего необходимо помнить, что иллюстрация не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги.
Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом, напрямую влияют на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях конкуренции.
В данной курсовой были выявлены функции иллюстраций, рассмотрены жанры, способы и технологии иллюстрирования, определены основные принципы иллюстрирования печатных изданий.
Список используемой литературы
1. Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. - М., 2008.
2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий [Текст] / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков и др. - М.: Издательство МГУП, 2002.
. Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. - М.: Книга, 2008.
. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. - М.: Книга, 1988.
. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. - М.: Книга, 1985.
. Дубина Н. Оформление научных и технических изданий [Электронный ресурс] // КомпьюАрт [Сайт] / Дубина Н. - 2001. - Режим доступа: attachment: /72/Article. htm
. Иванов С.И. Основы композиции издания. - Киев, 1990.
. Иванова Т. Допечатная подготовка. Учебный курс [Текст] / Т. Иванова. - СПб.: Питер, 2004.
. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие. - М.: 2009.
. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998.
. Настольная книга издателя / Е.В. Малышкин, А.Э. Мильчин,
А.А. Павлов, А.Е. Шадрин. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Агентство "КРПА Олимп", 2004.
. Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. - М., 2009.
13. Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГАп "Мир книги", 2008.
. Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. - М.: Книга, 2008.