Технологии иллюстрирования




 

При проектировании подавляющего большинства печатной продукции издатель, как правило, сталкивается с необходимостью формировать художественную структуру книги сообразно ее функции. При применении иллюстраций в художественно-техническом оформлении издания, в первую очередь нужно определиться с источником иллюстраций. В современном издательском деле источником иллюстраций могут быть как объекты предметного мира (рисунки, фотографии, негативы и слайды, типографские оттиски и пр.), так и объекты, существующие в виртуальном пространстве ЭВМ. Последние могут быть специально созданы для данного издания художником иллюстратором, либо заимствованы из электронных библиотек, тиражируемых на компакт-дисках, которые могут нести в себе подборку векторных и растровых изображений. Изображения, взятые из электронных библиотек, зачастую низкого качества и поэтому должны быть подвергнуты обработке в том или ином графическом редакторе (векторном или растровом), перед тем как заверстываться в публикации.

Изображения предметного мира должны быть предварительно оцифрованы, чтобы они могли быть в дальнейшем отредактированы средствами настольной издательской системы.

Двухмерные (плоскостные) объекты - рисунки, гравюры, старинные фотографии и т.п. подвергаются оцифровке с помощью настольных планшетных сканеров. Трехмерные (объёмные) объекты подвергаются оцифровке с помощью специальных цифровых фотокамер.

При иллюстрировании книги прежде всего необходимо помнить, что иллюстрация в ней не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги. Одна из непременных обязанностей типографа - добиться в иллюстрированном издании гармоничного зрительного сочетания набора и иллюстраций. Эффект органичной "встроенности" иллюстраций в архитектонику наборной полосы легче всего достигается путем использования модульной сетки. Сложнее решить проблему синтеза иллюстрации и шрифта. Здесь нужно учитывать их стилистическую совместимость и "весовое" соотношение. Для визуального равновесия изображения важно, чтобы тонкие штрихи шрифта не были тоньше штрихов рисунка, а наиболее насыщенные штрихи рисунка не "перекрикивали" основные штрихи шрифта. Если же используется полутоновая иллюстрация, следует позаботиться о соответствующей тональной насыщенности наборного массива (например, уплотнить набор уменьшением всех пробелов). Действия типографа и иллюстратора должны быть четко скоординированы. При заказе работы типограф обязан дать иллюстратору максимум возможных сведений о той графической среде, в которую будут помещены иллюстрации, рекомендовать размеры оригиналов, согласовать с иллюстратором их стилистический характер и технику в которой они будут выполнены. Желательно, чтобы представленные в издательство иллюстрации были идентичны или, по крайней мере, достаточно близки друг другу по масштабу изображений. Иначе при их издательском уменьшении будет нарушена равная в различных иллюстрациях насыщенность штрихов рисунка и превышены допустимые колебания плотности тона в полутоновых иллюстрациях. В отдельных случаях можно, разумеется, сочетать изображение и текст и по принципу контраста, но это должен быть абсолютный, точно найденный контраст.

По техническим параметрам иллюстрации классифицируют на следующие виды:

а) штриховые;

б) серые полутоновые;

в) полноцветные;

г) пантонные;

д) дуотоновые [7].

Штриховые иллюстрации. Минимальной информативностью обладают изображения, построенные на сочетаниях двух тонов - белого (поверхность бумаги) и черного (черная краска). Такие изображения называют штриховыми или, на языке информатики, однобитовыми.

Однобитовое изображение считается истинно "черно-белым" и в терминах DTP обозначается как Black and White.

Несомненно, что штриховая иллюстрация - это самый древний вид иллюстрации в печатном издании. Для штриховой иллюстрации нет никаких жанровых ограничений, но сложилось так, что чаще художественные штриховые изображения верстаются открытым способом. Наряду с этим всевозможные чертежи, графики и схемы могут быть закрытыми.

Векторные иллюстрации. В векторных редакторах художественные штриховые иллюстрации выполняют, как правило манипулируя единственным цветом - черным. Готовый материал сохраняют и импортируют в программу верстки.

Растровые иллюстрации. Существенно большие трудности вызывает превращение растровых изображений (цветных и серых полутоновых) в штриховые. Если преобразовать полутоновое изображение в штриховое без предварительной подготовки и обработки, то в подавляющем большинстве случаев результат будет неудовлетворительным. Этот процесс настолько индивидуален и зависит от предоставленного полутонового или цветного оригинала, что дать какие-либо рекомендации довольно сложно, к тому же раскрытие этой темы не входит в задачи данного издания. Можно лишь сказать, что издатель, освоивший технику обработки и подготовки к печати серых полутоновых и полноцветных иллюстраций, сможет со временем самостоятельно разобраться в сложной технологии штрихового преобразования и выработать индивидуальные приемы.

Серые полутоновые иллюстрации. Мастера-граверы искали пути максимально реалистичного отображения действительности, в первую очередь их усилия были направлены на поиск метода отображения полутонов - плавных переходов из света в тень. Последнее давало возможность придавать изображению объем, пластичность. Такой способ был найден: разная плотность штрихов создавала иллюзию серого тона - промежуточного между черным и белым. Чем плотнее друг к другу шли канавки, оставленные резцом гравера, тем более плотным, темным казался оттиск. Чем разреженнее - тем светлее.

Есть все основания полагать, что данная методика как раз и легла в основу растрирования полутоновых изображений - способа, при котором серый тон воспроизводится за счет разбивки изображения на точки разного диаметра, благодаря чему их неизменно черный цвет, смешиваясь с белым цветом запечатанной поверхности (бумаги), воспринимается зрителем как серый. Чем выше параметры растрирования, тем менее различима грань между изображением штриховым и полутоновым. Даже если в грубо преобразованном изображении угадывается два-три промежуточных тона, такое изображение можно относить к полутоновому. В конечном счете любое изображение, выполненное на бумаге с помощью черной краски, можно считать штриховым с большей или меньшей степенью эмуляции истинных полутонов.

Истинно полутоновое изображение - это изображение на экране монитора (телевизора),т.е. там, где полутон задается той или иной степенью свечения фосфорного покрытия электронно-лучевой трубки. В рамках этой логики, к примеру, изображение на мониторе является конечной инстанцией, а сам монитор выступает в роли устройства вывода, воссоздавая на своей поверхности истинно полутоновое изображение.

Самым типичным примером полутоновой серой иллюстрации является привычная "черно-белая" фотография. В реальности - это растрированное, т.е. разбитое на мельчайшие точки, изображение. В оцифрованном виде - это истинно полутоновое изображение. "Черно-белая" фотография за счет наличия в ней промежуточных тонов в значительно большей степени, чем грубое штриховое изображение, отражает реальный образ объекта. Полутоновым иллюстрациям, в частности фотографиям, издательское дело отводит лишь небольшой сектор в общем жанровом пространстве. Фотография чаще применима для подтверждающей интерпретации, документалистики. Крайне редко при большом искусстве оформителя, фотографический снимок может выйти на уровень образно-синтетического иллюстрирования. Снимки в этом случае подвергаются специфической обработке и по возможности завёрстываются открытым способом. И то и другое требует виртуозности оператора DTP и высококлассного технического исполнения тиража.

Большинство фотографий несет на себе функцию документа, подтверждающего истинность того или иного факта. Тогда заверстывание ведется закрытым способом, чаще форматным.

Серые полутоновые изображения. Область применения серых полутоновых иллюстраций достаточно ограничена и издатель должен четко представлять себе то, по каким причинам и с какой целью он идет на полутоновое иллюстрирование. Особенно важно не ошибиться в обстановке жестких финансовых ограничений проекта: наличие в публикации полутоновых иллюстраций, которым по жанру и стилю издания следовало быть полноцветными, только усугубляет негативное впечатление и выдает малобюджетность издателя. В этом случае лучше вовсе отказаться от идеи иллюстрирования или напротив, изыскать средства для полноцветной печати.

Полноцветныеизображения. Издатель, желающий выпускать публикации, снабженные цветными иллюстрациями, должен четко представлять себе, какой результат ему нужен и что он хочет видеть на выходе.

Отсутствие цвета, отличного от нейтрального, далеко не всегда является признаком ущербности, бедности или непрестижности публикации. Напротив - избыток пестрых цветных картинок может свидетельствовать об отсутствии вкуса, достаточно примитивном представлении редакции о добротности продукции, если, конечно, не стоит задача превратить то или иное самостоятельное издание в рекламную этикетку издательства. В целом осторожность в выборе всегда оправдана.

Дуотоновые иллюстрации. Дуотон - это способ печати монохромных полутоновых изображений двумя красками с целью получения разнообразных спецэффектов: тонирования оттисков дополнительной краской. На практике дуотоновая ("дуплексная") печать применяется в изданиях экстра-класса, иллюстрированных монохромными полутоновыми изображениями, например - дорогих подарочных фотоальбомах.

Необходимость печати двумя красками возникает из-за полиграфических проблем: глубокие тени фотографий при обычной печати на дорогой мелованной плотной бумаге недобирают плотности и выглядят либо серыми, бледными (общий контраст изображения при этом снижен, а текст подрисуночных подписей и основной текст выглядят серыми), либо, наоборот, насыщенными (тексты черные), но средние тона и света имеют повышенные плотность и контраст, в результате чего утрачены пластика изображения и его детали. Такая нестабильность результатов объясняется необходимостью весьма и весьма, труднодостижимого компромисса в подаче краски на офсетный цилиндр печатной машины.

Методика дуплексной (дуотоновой) печати основана на том, что максимальная глубина теней изображений в первом краскопрогоне (при котором печатаются и тексты) не превышает 70-80%. Второй краскопрогон усиливает глубокие тени изображений.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: