Жанры иллюстраций
Прямое иллюстрирование. Наиболее распространенный сегодня жанр книжных изображений - жанр предметной интерпретации текста или прямого иллюстрирования, основной целью которого является некое удвоение повествования, воспроизведение его графическими, более доступными для восприятия средствами.
Образно-синтетическое иллюстрирование. Существуют литературные произведения, в которых текстовый и зрительный ряды идут параллельно, образуя два (или три) самостоятельных сюжета. Точкой соприкосновения для них является объект повествования, например - главный герой романа, представленный в разных интерьерах и в разных эмоциональных состояниях. В некоторых случаях точкой пересечения сюжета может оказаться эпоха, в которой развивается действие: предметы быта, лица, природные и урбанические ландшафты. Существуют издания, иллюстрации которых демонстрируют обстановку, быт, костюмы героев того или иного времени, но при этом изображения не имеют прямого отношения к самому повествованию, к самой сюжетной линии. Такой метод образовал новый иллюстративный жанр - жанр образно-синтетического иллюстрирования.
Документальное иллюстрирование. Идейной противоположностью предметному иллюстрированию служит жанр документального иллюстрирования (подтверждающая интерпретация). Антитеза состоит в том, что предметное иллюстрирование предполагает раскрытие сюжета, принимаемое читателем на веру, тогда как документальная иллюстрация ручается за подлинность того или иного факта.
Ярким примером к документальному иллюстрированию служат иллюстрации к историческим исследованиям, биографиям, разного рода публицистике. Это документы времени, репродукции исторических подлинников - писем, афиш, листовок, фотографий.
|
Декоративное (орнаментальное) иллюстрирование. Орнаментальное начало сопровождает книгу на протяжении всей её истории. Его основная роль заключается в зрительной организации поверхностей, привнесении в издание миры и ритма, создание формы и главное - в "подъеме" книги на более высокий эстетически уровень.
Орнамент не несет в себе никакой смысловой нагрузки, кроме эмоциональной, благодаря чему орнаментальное иллюстрирование в данном аспекте является смысловой противоположностью иллюстрированию предметному.
Издатель в праве сам выбирать стиль иллюстрирования, но обязательным элементом издательской дисциплины является строгое следование выбранному жанру, чтобы сформировался и сохранился четкий ритм иллюстраций - с одной стороны, и не нарушился ритм самого повествования с другой.
Способы иллюстрирования
После определения редакцией жанра иллюстраций данного издания, художественный или технический редактор решает вопрос, как иллюстрация должна соотносится с текстом. Существую три основных способа иллюстрирования: закрытое, открытое и блочное.
Закрытые иллюстрации. При данном способе поле иллюстрации четко ограничено краями или специальной рамкой (зачастую черной), отделяющей изобразительное пространство от окружающей плоскости листа. Закрытое изображение - чаще всего прямоугольник, размеры которого должны быть не более размеров полосы набора.
Рамка изображения воспринимается как некое окно из плоского пространства книжной полосы в объёмный мир рисунка, гравюры фотографии.
|
Закрытому изображению в целом присуща статика. Оно не прочитывается, а схватывается глазом в целом, и тем более статично, чем больше времени требуется на его рассматривание. Чем более подробным является закрытое изображение, чем больше в нем деталей, тем более оно "затягивает" читателя, уводит в глубь своего пространства через "окно" закрывающей рамки. Ярким примером служат фотографии - легкое горизонтальное скольжение взгляда по строкам вдруг прерывается сосредоточенным уходом в глубину перспективы фотоснимка [3].
Применение рамок, как средства художественного оформления иллюстрации, зачастую не оправдано - оно вносит диссонанс в восприятие материала, разрушает ритм публикации, затрудняет чтение.
Если хоть одна иллюстрация закрытая, то либо все иллюстрации, либо все иллюстрации этого типа в издании или в данном логически-законченном разделе текста должны быть закрытыми.
Открытые иллюстрации. При этом способе рисунок на полосе лишен каких бы то ни было ясных границ, свободно помещен на фоне белого листа. Изобразительные и текстовые зоны оказываются неразличимыми, перетекающими одна в другую.
Открытые изображения кажутся теснее связанными с текстом, нежели закрытые, и предполагают не переключение читателя на рассматривание иллюстраций, а напротив - параллельное, почти одновременное прочтение и текста, и изображения. Открытые иллюстрации создают особую пространственную структуру книжного листа: вокруг изображения, в непосредственной близости от него, чистый фон бумаги воспринимается как пространственная среда. По мере отдаления от рисунка пространственность ослабевает, а в тексте или у обрезов страницы исчезает совсем, превращаясь в жесткую плоскость. Плавный переход от плоскости к объему и затем снова к плоскости создает легкий и мягкий ритм восприятия произведения, ритм, чаще свойственный художественной литературе.
|
Открытые иллюстрации предоставляют оформителю большую степень свободы - художник может позволить себе выход иллюстрации на поле, может выполнить иллюстрацию под обрез издания [3].
Блочное иллюстрирование. Речь идет о способе размещения иллюстраций в отдельном блоке страниц.
Самый распространенный пример - вклейка блока полноцветных иллюстраций, выполненных на дорогой мелованной бумаге, в книгу, отпечатанную на офсетной или даже газетной бумаге. Количество страниц во вклейке обычно кратно доле печатного листа или её половине. Иногда вклейка размещается на одном или двух книжных листах (соответственно две или четыре страницы), но это значительно увеличивает стоимость издания.
Как правило, к вклейкам прибегают с целью экономии средств, минимизации расходов и временных затрат. В ряде случаев таким образом организовывают как бы параллельное повествование, например в мемуарной или исторической литературе на вклейках часто помещают фотографии, которые зрительным рядом отображают то, о чем повествует текст. В этом случае блок иллюстраций подчеркивает важность иллюстративного материала, нежели размещение иллюстрации в разных местах на протяжении всей книги. В ряде случаев вклейкой, особенно цветной, издатель подчеркивает многогранность книги.
Отдельно стоящий блок иллюстраций - это самостоятельный иллюстративный ряд, образное повествование. Поэтому лучше, если переход от одного изображения к другому последователен, логичен и ритмически подобен основному произведению.
Заверстывание иллюстраций в блоках, как правило, ведётся в рамках полосы набора, но иногда для блоков может быть разработана индивидуальная модульная система, которая предполагает уменьшенный размер полей, чтобы дать возможность не только укрупнить размеры изображений, но и разместить большое количество иллюстраций [7].