Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта является
его принадлежность к нравственной культуре личности
учителя, нахождение меры в отношениях учителя и об-
учающихся в процессе общения. Такт относится к мо-
ральным регуляторам педагогического процесса и осно-
вывается на нравственно-психологических качествах
учителя.
Основными элементами педагогического такта явля-
ются:
—— требовательность и уважительность к воспитан-
нику;
—— умение видеть и слышать обучающегося, сопере-
живать ему;
—— деловой тон общения;
—— внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
—— во внешнем облике педагога;
—— в умении быстро и правильно оценить сложив-
шуюся обстановку и в то же время не торопиться с выво-
дами о поведении и способностях воспитанников;
—— в умении сдерживать свои чувства и не терять само-
обладания в сложной ситуации;
—— в сочетании разумной требовательности с чутким
отношением к обучающимся;
—— в хорошем знании возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся;
—— в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический такт характеризуется обоснованно-
стью и гибкостью применения методов, форм и приемов
педагогического воздействия. Он не терпит шаблона
и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность пе-
дагога. Главная отличительная черта тактичного руково-
дителя творческого коллектива, как педагога — высокая
требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.
Понятие «такт» включает много компонентов, но все
они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внима-
|
тельным и чутким отношением к нему. Педагогический
такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику,
что обусловлено разноплановыми ролями педагогической
деятельности учителя. На занятиях — четкость, коррек-
тность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во
внеурочное время — непринужденность, задушевность,
которые особенно необходимы в индивидуальной беседе,
походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагоги-
ческой тактики заменяется резким окриком или многосло-
вием раздражения, и гневливостью, происходит подмена
профессиональной педагогической деятельности выраже-
нием педагогической несостоятельности. Это как если бы
врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
Следует также отметить, что, используя такие методы
стимулирования, как наказание и поощрение, учитель
особо должен быть тактичным по отношению к каждому
обучающемуся. При применении наказания очень важно
как можно больше проявлять уважения и одновременно
требовательности к воспитаннику. Недопустимо возму-
щаться проступком обучающегося, а тем более срывать
зло и оскорблять его.
Выделяют основные признаки педагогического такта,
отличающие педагогический такт от нетактичности:
—— естественность и простота обращения без фами-
льярности;
—— доверие без попустительства;
—— серьезность тона без натянутости;
—— ирония и юмор без насмешливости;
—— требовательность без мелочной придирчивости,
грубости;
—— доброжелательность без заласкивания;
—— деловой тон без раздражительности;
|
—— своевременность воспитательного воздействия без
поспешности;
—— принципиальность и настойчивость без упрямства;
—— внимательность и чуткость к обучающимся без под-
черкивания этого;
—— отдача распоряжений без упрашивания;
—— обучение без подчеркивания своего превосходства
в знаниях и умениях;
—— выслушивание без выражения безразличия.
Общение во многом зависит и от самого учителя, от
того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный
преподаватель может быстро и безошибочно разобраться
в возникшей ситуации, понять трудности общения для
того или иного обучающегося, определить его состояние
и с учетом этого найти единственно правильное решение,
подобрать подходящую форму воздействия на обучающе-
гося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить
воспитанника в неловкое положение.
Стиль общения педагога как выражение педагогиче-
Ского такта.
Важной характеристикой в этике профессионально-
педагогического общения является его стиль. Данное по-
нятие имеет несколько трактовок:
—— индивидуально-типологические особенности вза-
имодействия педагога и обучающихся — особенности
коммуникативных возможностей учителя, достигнутый
уровень взаимоотношений педагога и воспитанников,
творческая индивидуальность педагога;
—— совокупность устойчиво применяемых педагогом
способов воздействия на обучающихся.
Стиль общения педагога с обучающимися — это ка-
тегория социальная и нравственная. Он формируется под
воздействием многих факторов и зависит: — от психиче-
|
ского склада человека,
—— его ценностных ориентаций,
—— уровня образования и общей культуры,
—— влияния ближайшего социального окружения
(семья, друзья),
—— авторитета людей (более опытных педагогов), ока-
завших наибольшее воздействие на процесс становления
педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля управ-
ления и общения: авторитарный, демократический, ли-
беральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педа-
гога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения
с обучающимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
—— взгляд на обучающегося как на объект педагогиче-
ского воздействия, а не как на равноправного партнера по
общению,
—— стремление утвердить в жизни детского коллектива
законы нормативного поведения,
—— все функции в управлении коллективом обучаю-
щихся сосредотачивает в своих руках,
—— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной
педагогики,
—— предпочитает такие методы воздействия, как приказ,
инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмо-
циональный дискомфорт; тратят свои силы на психоло-
гическую защиту от педагога, а не на учебный процесс;
в коллективе существует двойное общественное мнение,
отсутствует доверительность. Отрицательный нравст-
венный опыт обучающихся, который является резуль-
татом авторитарного стиля общения педагога, не могут
перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитан-
ники теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
—— такой учитель слабо адаптируется к педагогиче-
скому труду,
—— неорганизованность, неуверенность в принятии ре-
шений, отказ от волевых решений,
—— почти полное невмешательство педагога в органи-
зацию воспитательного процесса,
—— ограничивается убеждениями, отсутствие должной
требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки,
порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует
сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная
удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
—— наиболее благоприятен для организации воспита-
тельно-образовательного процесса;
—— высокая культура педагогического общения (в об-
учающихся ценит нравственную направленность: ответ-
ственность, честность, добросовестность, доброжела-
тельность);
—— интерес к познанию обучающегося (изучение его
склонностей, способностей);
—— умеет понять проблемы, настроения, стремления
и ориентации воспитанников;
—— отдает предпочтение таким методам, как поощ-
рение, убеждение, авансирование личности, успокаива-
ющее замечание и др.
Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя,
в свои возможности; формируются верные нравственные
ориентиры; в коллективе складывается благоприятный
психологический климат, обучающиеся доброжелательно
относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вы-
рабатывает индивидуальный стиль общения с обучаю-
щимися. Представители «чистых» стилей встречаются
крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может
менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом
он сохраняет тот стиль, который формировался у него на
протяжении ряда лет педагогической деятельности. От
выбранного стиля поведения часто зависит этика педаго-
гического общения, а, следовательно, и педагогический
такт, который базируется на многих качествах, называ-
емых в обиходе душевными, — доброжелательности, чут-
кости, отзывчивости, искренности.