Традиционно выделяют три основных стиля управ-




Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является

его принадлежность к нравственной культуре личности

учителя, нахождение меры в отношениях учителя и об-

учающихся в процессе общения. Такт относится к мо-

ральным регуляторам педагогического процесса и осно-

вывается на нравственно-психологических качествах

учителя.

Основными элементами педагогического такта явля-

ются:

—— требовательность и уважительность к воспитан-

нику;

—— умение видеть и слышать обучающегося, сопере-

живать ему;

—— деловой тон общения;

—— внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

—— во внешнем облике педагога;

—— в умении быстро и правильно оценить сложив-

шуюся обстановку и в то же время не торопиться с выво-

дами о поведении и способностях воспитанников;

—— в умении сдерживать свои чувства и не терять само-

обладания в сложной ситуации;

—— в сочетании разумной требовательности с чутким

отношением к обучающимся;

—— в хорошем знании возрастных и индивидуальных

особенностей обучающихся;

—— в самокритичной оценке своего труда.

 

 

Педагогический такт характеризуется обоснованно-

стью и гибкостью применения методов, форм и приемов

педагогического воздействия. Он не терпит шаблона

и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность пе-

дагога. Главная отличительная черта тактичного руково-

дителя творческого коллектива, как педагога — высокая

требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

Понятие «такт» включает много компонентов, но все

они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внима-

тельным и чутким отношением к нему. Педагогический

такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику,

что обусловлено разноплановыми ролями педагогической

деятельности учителя. На занятиях — четкость, коррек-

тность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во

внеурочное время — непринужденность, задушевность,

которые особенно необходимы в индивидуальной беседе,

походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагоги-

ческой тактики заменяется резким окриком или многосло-

вием раздражения, и гневливостью, происходит подмена

профессиональной педагогической деятельности выраже-

нием педагогической несостоятельности. Это как если бы

врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы

стимулирования, как наказание и поощрение, учитель

особо должен быть тактичным по отношению к каждому

обучающемуся. При применении наказания очень важно

как можно больше проявлять уважения и одновременно

требовательности к воспитаннику. Недопустимо возму-

щаться проступком обучающегося, а тем более срывать

зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта,

отличающие педагогический такт от нетактичности:

—— естественность и простота обращения без фами-

льярности;

—— доверие без попустительства;

—— серьезность тона без натянутости;

—— ирония и юмор без насмешливости;

—— требовательность без мелочной придирчивости,

грубости;

 

 

—— доброжелательность без заласкивания;

—— деловой тон без раздражительности;

—— своевременность воспитательного воздействия без

поспешности;

—— принципиальность и настойчивость без упрямства;

—— внимательность и чуткость к обучающимся без под-

черкивания этого;

—— отдача распоряжений без упрашивания;

—— обучение без подчеркивания своего превосходства

в знаниях и умениях;

—— выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от

того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный

преподаватель может быстро и безошибочно разобраться

в возникшей ситуации, понять трудности общения для

того или иного обучающегося, определить его состояние

и с учетом этого найти единственно правильное решение,

подобрать подходящую форму воздействия на обучающе-

гося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить

воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогиче-

Ского такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-

педагогического общения является его стиль. Данное по-

нятие имеет несколько трактовок:

—— индивидуально-типологические особенности вза-

имодействия педагога и обучающихся — особенности

коммуникативных возможностей учителя, достигнутый

уровень взаимоотношений педагога и воспитанников,

творческая индивидуальность педагога;

—— совокупность устойчиво применяемых педагогом

способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это ка-

тегория социальная и нравственная. Он формируется под

воздействием многих факторов и зависит: — от психиче-

ского склада человека,

—— его ценностных ориентаций,

—— уровня образования и общей культуры,

—— влияния ближайшего социального окружения

(семья, друзья),

—— авторитета людей (более опытных педагогов), ока-

завших наибольшее воздействие на процесс становления

педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управ-

ления и общения: авторитарный, демократический, ли-

беральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педа-

гога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения

с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

—— взгляд на обучающегося как на объект педагогиче-

ского воздействия, а не как на равноправного партнера по

общению,

—— стремление утвердить в жизни детского коллектива

законы нормативного поведения,

—— все функции в управлении коллективом обучаю-

щихся сосредотачивает в своих руках,

—— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной

педагогики,

—— предпочитает такие методы воздействия, как приказ,

инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмо-

циональный дискомфорт; тратят свои силы на психоло-

гическую защиту от педагога, а не на учебный процесс;

в коллективе существует двойное общественное мнение,

отсутствует доверительность. Отрицательный нравст-

венный опыт обучающихся, который является резуль-

татом авторитарного стиля общения педагога, не могут

перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитан-

ники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

—— такой учитель слабо адаптируется к педагогиче-

скому труду,

—— неорганизованность, неуверенность в принятии ре-

шений, отказ от волевых решений,

—— почти полное невмешательство педагога в органи-

зацию воспитательного процесса,

—— ограничивается убеждениями, отсутствие должной

требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки,

порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует

сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная

удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

—— наиболее благоприятен для организации воспита-

тельно-образовательного процесса;

—— высокая культура педагогического общения (в об-

учающихся ценит нравственную направленность: ответ-

ственность, честность, добросовестность, доброжела-

тельность);

—— интерес к познанию обучающегося (изучение его

склонностей, способностей);

—— умеет понять проблемы, настроения, стремления

и ориентации воспитанников;

—— отдает предпочтение таким методам, как поощ-

рение, убеждение, авансирование личности, успокаива-

ющее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя,

в свои возможности; формируются верные нравственные

ориентиры; в коллективе складывается благоприятный

психологический климат, обучающиеся доброжелательно

относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вы-

рабатывает индивидуальный стиль общения с обучаю-

щимися. Представители «чистых» стилей встречаются

крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может

менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом

он сохраняет тот стиль, который формировался у него на

протяжении ряда лет педагогической деятельности. От

выбранного стиля поведения часто зависит этика педаго-

гического общения, а, следовательно, и педагогический

такт, который базируется на многих качествах, называ-

емых в обиходе душевными, — доброжелательности, чут-

кости, отзывчивости, искренности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: