Проектирование подходов к городским мостам в плане и продольном профиле значительно отличается от проектирования подходов к загородным мостам.
Расположение моста в плане и продольном профиле должно удовлетворять архитектурно-планировочным требованиям, т. е. соответствовать генеральному плану города и планировке уличной сети, примыкающей к мосту. Обычно при постройке большого моста реконструируют примыкающую уличную сеть, создавая предмостную площадь и новые широкие магистрали.
Направление оси мостового перехода назначают обычно как продолжение оси улицы, примыкающей к мосту, соблюдая по возможности условие перпендикулярного расположения моста к направлению течения реки. Выдержать оба эти условия одновременно не всегда удается, и поэтому часто городские мосты приходится строить косыми. В Москве, например, Большой Каменный мост имеет косину около 8°, а Краснохолмский – около 35°.
Ширину проезжей части городских мостов устанавливают в зависимости от перспективной интенсивности движения городского транспорта, а также ширины примыкающих улиц. Поскольку на мостах запрещается остановка транспортных средств, движение происходит с полным использованием ширины проезжей части. Поэтому ширину проезжей части на мостах иногда делают несколько уже, чем на улице.
Рис. ХХХVI.16. Варианты расположения городских мостов:
а - в одном уровне с набережными; б – двускатный мост; в - с перекрытием на бережных
Продольный профиль подходов к мостам зависит от высотной отметки проезжей части на мосту и вертикальной планировки прилегающих улиц.
При удобных предмостных площадях, на которых происходит развязка движения, хорошо располагать мост в одном уровне с набережными (рис. XXXVI. 16, а). В большинстве случаев требования судоходства вынуждают поднимать мост и проектировать его двускатным с продольными уклонами не более 20 – 30‰, сопрягаемыми вертикальной кривой (рис. XXXVI.16, б). При значительных возвышениях моста над набережными мост удлиняют для пропуска набережных. Въезды на мост располагают в этом случае на предмостных площадях или при мыкающих улицах.
|
Продольные уклоны въездов в городских условиях назначают несвыше 40 – 50‰ (рис. XXXVI.16, в).
Рис. ХХХVI.17 Схема развязки движения на подходах к мосту:
а - по типу перекрестка, б, в - с устройством островка; г - с кольцевым движением
В городских условиях откосы выемок и насыпей на подходах к мостам занимают часть улицы и уменьшают ее пропускную способность. Поэтому вместо откосов обычно устраивают подпорные стены.
Развязка движения на подходах к мостам и планировка предмостовых площадей зависит от расположения подходов к мосту и интенсивности движения на примыкающих улицах.
При расположении моста в одном уровне с набережными предмостную площадь располагают рядом с ним. При малой интенсивности движения по набережным развязку выполняют в виде простого перекрестка с регулируемым движением (рис. XXXVI. 17, а). Если движение по набережным большое, то предусматривают расширение набережных на подходах к мосту. Перед мостом движение организуют по эллиптической траектории, что создает равные условия для автомобилей, следующих по мосту и по набережной (рис XXXVI. 17, б, в). Если интенсивность движения на нескольких улицах, подходящих к мосту, велика, на предмостной площади организуют правильное кольцевое движение (рис. XXXVI. 17, г).
|
Наиболее совершенная развязка движения получается при проектировании мостов, перекрывающих набережные. Транспортные средства, следующие по набережным, пропускают через береговые пролеты. Ввиду значительной высоты въезд на мост располагают на примыкающих улицах, а предмостную площадь относят за пределы въездов.
Автомобили съезжают с моста на набережные вдоль подпорных стен (рис. XXXVL18). Уклон на съездах принимают не более 40 – 50‰.
Рис. ХХХVI. 18. Схема развязки движения при устройстве моста над набережными
XXXVI.8. ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ НАБЕРЕЖНЫХ
При планировке набережных решаются две задачи – обеспечение проезда вдоль берега реки и укрепление берегов. Оформление набережной должно гармонировать с архитектурным ансамблем застройки береговой полосы.
Располагая набережные в плане, руководствуются линией регулирования – линией пересечения горизонта меженных вод с откосами берегов Линию регулирования назначают таким образом, чтобы набережные имели плавное очертание, а берега реки были по возможности параллельны друг другу. Кроме того, линию регулирования увязывают е красной линией застройки на набережных для того, чтобы разместить улицы необходимой ширины (рис. XXXVI.19).
Рис. XXXVI.19. Поперечный профиль набережной в двух уровнях
Выполнение указанных требований связано с необходимостью срезки или подсыпки берегов и планировки прилегающей территории. Вертикальная планировка набережных должна предохранить от затопления прилегающие кварталы, а также защитить здания и дорожные сооружения от вредного воздействия грунтовых вод. Берега реки укрепляют против размыва кустарниками и деревьями, одерновкой, а при больших скоростях течения воды – одиночным мощением на слое мха или лучше щебня. Более совершенное укрепление откосов, обеспечивающее устойчивость и правильную форму берегов, делают из крупных камней, бетонных плит, кирпичной кладки или асфальтобетона.
|
В крупных городах берега укрепляют каменными, бетонными и железобетонными подпорными стенами. При устойчивых берегах применяют бетонные и железобетонные одевающие стены (рис. XXXVI.20, а). Если же берег необходимо подсыпать, устраивают массивные подпорные стены на свайном основании (рис. XXXVI.20, б).
Для пропуска кабелей в набережных делают специальные камеры. Выпуск водостоков проектируют выше уровня воды в реке, чтобы избежать подтопления водосточной сети. Иногда водовыпуск располагают ниже горизонта воды, чтобы набережные имели лучший вид, а водовыпуск не промерзал зимой.
Рис. ХХХVI. 20. Стены:
а – одевающая, б – подпорная на свайном основания
Ввиду малого уклона рек продольный уклон набережных также очень мал. Поэтому водоотводные лотки проектируют пилообразного профиля с уклоном 50‰. Водоприемные решетки ставят примерно через 50 – 60 м с выпуском воды в реку.
Поперечный профиль набережной при большой ширине проезжей части устраивают обычно двускатным, а при ширине до 10 м – односкатным с уклоном 15 – 25‰ в сторону реки. Вдоль парапета или решетки набережной строят тротуар шириной до 5 м.
В городах, где есть пассажирское речное городское сообщение, в набережных устраивают сходы к реке. Архитектурно оформленные сходы и трибуны устраивают также на участках, предназначенных для проведения водных спортивных состязаний.
Если примыкающий мост несколько выше набережной, то стену набережной и тротуар постепенно поднимают до его уровня. При значительном возвышении моста тротуары и проезжую часть набережной можно пропускать под мостом.
При пропуске движения по набережной под береговыми пролетами моста подмостовой габарит должен иметь высоту 4,5 – 5,0 м. В этом случае стена набережной примыкает к опоре моста.