СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОТРАСЛИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
Студент:
Завьялова Алена Юрьевна
специальность 51.02.02
«Социальная культурная деятельность»
группа № 21
Руководитель:
Кудрявцева Татьяна Михайлова
преподаватель высшей квалификационной категории
Оглавление
Введение………………………………………………………...……………3
Теоретическая часть
1.1Понятия, виды и сущность туризма…………………….........................................………………………5
1.2Необходимость развития туризма…………………………….………8
1.3Специфика развития туризма в современной индустрии……….….15
Заключение……………………………………………………….…………..20
Библиографический список…………………………………………...…….21
Введение
Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.
|
Актуальность темы определяется тем, что досуг и развлечение одна из важнейших сфер повседневной жизни человека. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм отдыха является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социальной отрасли в частности. Кроме того, наряду с образованием, различные формы организации досуга способны оказать серьезное влияние на мировоззрение, особенно мировоззрение детей и молодежи. Резкое падение доходов населения в начале-середине 90-х годов привело практически к распаду индустрии организации досуга. Закрылись многие кинотеатры, парки, секции, спортивные сооружения. Для значительной части горожан из всех ранее существовавших форм проведения свободного времени, за исключением различных хобби, осталась только возможность просмотра телепрограмм и сериалов.
Объект исследования: развитие туризма в современной отрасли индустрии досуга.
Предмет исследования: особенности специфики организации туризма в современной отрасли индустрии досуга.
Цель: изучение специфики организации туризма в современной отрасли индустрии досуга.
Задачи:
1)изучить методическую и другую литературу по теме исследования;
2)охарактеризовать основные понятия исследования: туризм и досуг;
3)проанализировать особенности специфики развития туризма в современной индустрии досуга.
Методы исследования – теоретические (анализ, синтез).
Изложенные выше цели и задачи обуславливают структуру исследования, которое состоит из введения, теоретической части, состоящей из трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
|
Теоретическая часть
Понятия, виды и сущность туризма
В педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова «Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях» [9, с.13]. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового. Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.). Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические). Ключевая фигура в туризме - турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма [7, с.208]. Туризм - это не только путешествия и отдых, но и важная сфера экономики. Индустрия туризма охватывает предприятия различных отраслей, из продукции и услуг которых туроператор создает привлекательный для потребителя туристский продукт. Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Она не только дает доходы туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей (транспорта, гостиничного хозяйства, связи, торговли и общественного питания, производства сувениров и т.п.). Обслуживание туристов - это источник доходов для местного населения. Данный вид деятельности не требует крупных стартовых инвестиций, отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости капитальных вложений. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечивает занятость населения (зарубежный опыт свидетельствует, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется до 10 чел.). Социально-культурное значение. Развитие туризма совершенствует систему социально-культурного обслуживания населения, увеличивает ресурсы для модернизации соответствующей инфраструктуры, повышает качество жизни. Туризм поднимает престиж страны, ее авторитет в мировом сообществе и среди рядовых граждан. Он укрепляет межрегиональные и международные дружеские связи, развивает народную дипломатию, стабилизирует отношения между регионами и государствами. Уровень развития туризма является своеобразным показателем состояния общества, его материального достатка и духовного здоровья. Одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует. В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: tour (тур) означает «путешествие» [1, c.477]. На настоящий момент можно отчетливо зафиксировать три наиболее общие трактовки понятия «туризм». Во-первых, зауженная, сводящая туризм к понятию туристского тура, то есть деятельности туристских компаний. Этой точки зрения придерживаются некоторые российские специалисты, утверждая, что лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов. И поэтому, как полагают сторонники такой точки зрения, нет никакой необходимости выделять туризм в отдельную отрасль. Туризм — временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Проанализировав данное определение туризма, можно сделать вывод о том, что в его основу положены три следующих компонента. В месте с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Важно отметить, что данное определение значительно шире в сравнении с представлением туризма как туроператорской и турагентской деятельности.
|
И, в-третьих, под туризмом понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. В этом определении добавлена производственная составляющая, являющаяся неотъемлемой стороной туристского бизнеса, так как именно она обеспечивает на мировом рынке туристских услуг неотъемлемую от спроса сторону — предложение. И только единство и взаимодействие этих сторон — неотъемлемое условие нормального функционирования всего многообразия нарастающего туристского потока в мире [2, с.293]. Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления. С точки зрения потребностей и предпочтений путешественников. Сегодня Всемирная туристская организация (ЮНВТО) как единственная межправительственная организация по туризму системы ООН имеет первоочередное право, соответствующий статус и миссию в унификации, стандартизации и распространении туристских терминов. В этих целях в 2001 г. был издан подготовленный ЮНВТО «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» на трех мировых языках (английском, французском и испанском), в котором даны базовые термины и понятия туризма. Опираясь на официальные термины и их дефиниции, установленные ЮНВТО и представленные в «Тезаурусе», следует сделать вывод, что «туризм» — это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики. С периода появления первых научных исследований в туризме в 1920—30-х гг. возникла потребность в закреплении определений туризма. Формализация терминов «туризм» и «турист» также требовалась правительственным учреждениям и организациям индустрии туризма. Определения туризма формулировались применительно отдельных областей теории и практики: экономики, социологии, культурологии и культурной антропологии, географии
[8, с.247]. Экономисты рассматривали туризм с точки зрения его вклада в экономическое развитие дестинации, спроса и предложения, баланса платежей, финансово-экономических показателей, занятости. Социологи и культурологи изучали туризм с позиции моделей поведения туристов (индивидов и групп), стилей жизни, уклада, обычаев и традиций. Географы касались пространственных аспектов туризма, направленности туристских потоков и их рассредоточения на территориях, нагрузки на ресурсы и землепользования, изменений физической среды. Таким образом, туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности.
Далее, мы рассмотрим необходимость развития туризма.