ANALYSIS OF THE QUALITY OF PASSENGER TRANSPORT SERVICES




OF THE CITY OF SAMARA

V.A. Vikulova

student at the Department of «Management and System Analysis Thermal Engineering

and Socio-Technical Complexes»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: vikavikulva@yandex.ru

Research supervisor I.A. Mayorova

Associate Professor at the Department of «Management and System Analysis Thermal Engineering

and Socio-Technical Complexes»

Samara State Technical University, Samara

The article describes the main problems of public transport in the city of Samara. Recommendations for addressing this issue.

Keywords: Public transport issues public transport, transport services.

 

 

УДК 339.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

М.А. Горючкина

Студент, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет

г.Уральск Республика Казахстан

 

Изучены перспективные направления развития сельского хозяйства в Республике Казахстан. Рассмотрены факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности отрасли АПК.

Ключевые слова: перпективы, сельское, хозяйство, факторы.

 

Одной из ведущих традиционных отраслей экономики Республики Казахстан (РК) является сельское хозяйство. В АПК РК к стратегическим задачам относится: развитие сельского хозяйства, улучшение и развитие сельхозпереработки и инфраструктуры рынка продукции АПК для удовлетворения потребностей населения и обеспечения продовольственной безопасности.

Несмотря на то, что природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевые сельскохозяйственные предприятия, производить продукты питания и сырьё для перерабатывающей пищевой промышленности, сельское хозяйство Казахстана характеризуется невысокими темпами развития.

На повышение эффективности АПК РК влияют следующие факторы: стимулирование аграрного сектора, обновление полностью изношенного машинотракторного парка республики, очищение процесса сельхозпроизводства от лишних звеньев, которые не только повышают стоимость продукции, но и увеличиваю сроки её производства.

Финансирование сферы АПК идёт за счет бюджета республики,а также Приватизационного фонда страны. На территории республики помимо частных хозяйств, занимающихся производством мелких партий молочной продукциитакже функционирует птицефабрика, фруктовые плантации. Выращиваются различные сельскохозяйственные культуры: бахчевые, цитрусовые, виноград, орех, фейхоа, киви, хурма, овощи, кукуруза, чай, табак.

Можно выжелить следующие самые перспективные направления развития сельского хозяйства республики Казахстан.

Разнообразие почв и благоприятные климатические условия благоприятно влияют на разведение различных сортов винограда. Стоит отметить, что основной объем продукции – это вина, которые производятся из импортного виноматериала. Однако тенденции развития отрасли и инвестиции говорят о том, что в ближайшей перспективе не будет необходимости в завозе импортного сырья.

На восстановление чайной отрасли из государственного бюджета было выделено 300 млн. руб., из которых 100 млн. руб. было освоено в 2012—2014 гг. Помимо реабилитации плантаций, также ведётся работа по восстановлению и модернизации чайных фабрик. Они оснащаются современным оборудованием, завезённым из Китая и Индии. Предполагается, что в ближайшие годы отрасль выйдет на качественно новый уровень, позволяющий выпускать качественную, конкурентоспособную и разнообразную продукцию.

Таким образом, отрасль сельского хозяйства достаточно перспективна и дифференцирована в Республике Казахстан, что является основой экономического роста.

FEATURES OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

M.A. Goryuchkina

Student of the West Kazakhstan Innovation and Technology University,

Uralsk, Republic of Kazakhstan

The perspective directions of development of agriculture in the Republic of Abkhazia are studied. The factors influencing increase of competitiveness of branch of agrarian and industrial complex are considered.

Keywords: perpektiva, rural, economy, factors.

 

УДК 338.14

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.С. Грачева

к.э.н., доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент»

Самарского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет»

им. Г.В. Плеханова

e-mail: evgegrachova2008@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития конкуренции на субфедеральном уровне. Проводится анализ типов межрегиональной конкуренции, дается обоснование и авторское определение недобросовестной межрегиональной конкуренции, оцениваются ее последствия для предприятий региона.

Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, межрегиональная конкуренция, недобросовестная конкуренция, государственные субсидии, налоговые льготы.

 

Вопросы конкуренции и конкурентоспособности традиционно являются актуальными в экономических исследованиях. Но проблема региональной конкурентоспособности в мировой экономической науке появилось относительно недавно. Территориальный аспект конкуренции не брался в расчет долгое время, регионы рассматривались только с ресурсно – производственной точки зрения. И только с 60-х годов XX века в западной экономической науке (а в России с 90-х годов, после начала процесса либерализации) в теории конкуренции стало учитываться пространственное положение субъекта конкуренции. В настоящее время фактор территориальности становится одним их ведущих в определении позиций конкурирующего экономического агента.

Выделению региональной конкурентоспособности в отдельную область экономических исследований способствовало и дальнейшее развитие западной экономической науки. Оно превратило регион всамостоятельного хозяйствующего субъекта, преследующего собственные экономические интересы и обладающего определенными правами собственности.

Таким образом, регион, как участник конкуренции на рынке обладает собственной спецификой, определенным свойствами, которые влияют на механизм формирования региональной конкурентоспособности и, в свою очередь, на конкурентоспособность предприятий региона:

1. Регион выделяют как отдельный хозяйствующий субъект поскольку он обладает определенной (но ограниченной рамками федерального законодательства) самостоятельностью, собственными экономическими интересами (часто определяемыми интересами и целями региональных предприятий). Регион имеет свою собственность (например, средства регионального бюджета), может иметь собственные обязательства, в т.ч. перед внешними кредиторами и т.д.

2. Конкурентоспособность региона и особенности его участия в конкуренции в рамках национальной экономики определяются совокупностью макро- и микроэкономических факторов, в чем-то совпадающих с факторами конкурентоспособности и страны и предприятий. Т.е. «специфика региона определяется мезоуровнем, который он занимает в структуре хозяйствующих субъектов: с одной стороны он обладает большей гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям по сравнению с государством, но с другой стороны, цели его деятельности не могут сводиться лишь к получению прибыли и повышению рентабельности (что характерно для микроуровня, который занимают предприятия)».[1, с.47-55]

Многие исследователи выделяют регион как отдельный субъект конкуренции (например, М.И. Гельвановский, А.В. Асадуллина и др.). Это объясняется тем, что существуют объективные различия между регионами, не смотря на то, что они формируют свою конкурентоспособность в рамках общего государственного конкурентного поля. По этой причине в составе макроуровня конкурентоспособности М.И. Гельвановский выделяет квазимакроуровень, который представлен конкурентоспособностью регионов.

Интересна его точка зрения о роли межрегиональной конкуренции: «создание конкурентного климата между регионами одной страны, скорее, может принести больше вреда, чем пользы, поскольку будет способствовать разрыву общего стратегического поля и превращению его в отдельные региональные образования, каждое из которых будет обладать собственной стратегической линией, игнорирующей интересы целого». [2, с.52] В то же время необходима «определенная соревновательность» между регионами на общегосударственных основах.

По нашему мнению, что стимулировать - «конкуренцию» или «соревновательность», является скорее вопросом терминологии, поскольку в условиях современной России действия каждого региона регламентируются федеральным законодательством, происходит укрепление вертикали власти. Поэтому конкуренция между регионами, так или иначе, будет подчинена общегосударственным задачам.

А.В. Асадуллина полагает, что «региональная конкурентоспособность – это способность региона в условиях свободного и открытого рынка превращать имеющиеся ресурсы в выгодные преимущества и, тем самым, обеспечивать устойчивый экономический рост и повышение благосостояния граждан». Она признает, что на мезоуровне создаются основные конкурентные преимущества, но именно институциональная среда является фундаментом формирования региональной конкурентоспособности, определяет способность факторов конкурентоспособности превращаться в конкурентные преимущества. [3]

В экономической литературе также выделяют различные виды межрегиональной конкуренции. Так, И.А. Новоселова выделяет два вида межрегиональной конкуренции: «борьбу за производителя» и «борьбу за жителя». В первом случае регионы конкурируют между собой в предоставлении лучших условий для производственно-хозяйственной деятельности. При этом ведущие позиции здесь занимают субъективные (институциональные) факторы.

В «борьбе за жителя» регионы соревнуются в уровне социально-экономических, экологических и других условий проживания.

А.В. Асадуллина и многие другие авторы описывает вертикальную и горизонтальную конкуренцию между регионами (Рис.). Такая классификация правомерна в странах федеративного типа, где регионы ведут постоянную конкурентную борьбу за распределение экономических ресурсов, получение полномочий и экономических благ от федерального центра. Вертикальная межрегиональная конкуренция – осуществляется между регионами и центром и проявляется в разграничении между федеральными властями и регионами полномочий по контролю над ресурсами и закреплении властных полномочий. Положительной стороной вертикальной конкуренции является ограничение монопольной власти центра и развитие конкуренции. Отрицательным следствием можно назвать развитие переговорного федерализма, ущемление интересов одних регионов при удовлетворении потребностей других и увеличение диспропорций регионального развития.

Горизонтальная конкуренция - осуществляется между одноранговыми регионами, определяется производственной ролью регионов в международном разделении труда и привлечением в пользу региона тех или иных видов ограниченных ресурсов. Положительным результатом горизонтальной конкуренции между регионами является рост региональной конкурентоспособности. Отрицательные последствия связаны с формированием в отдельных регионах более благоприятных условий для межрегиональной конкуренции, что приводит к ухудшению положения других регионов.

Для России периода 1992-1998 гг. было характерно сочетание вертикальной и горизонтальной межрегиональной конкуренции. В настоящее время (с 1999 г.), вследствие централизации властных полномочийфедерального центра, преобладает горизонтальная конкуренция между регионами. [3]

 

От того на каких преимуществах основаны конкурентные позиции
- активная; - пассивная
-вертикальная; - горизонтальная
Типы конкуренции регионов
Признаки типологизации
От места в иерархии субъекта конкуренции
По параметрам функционирования (наднациональным и национальным)
-внутренняя; - внешняя
По степени активного поведения в той или иной сфере (законотворчество, привлечение инвестиций, налаживание внешних связей и пр.)
- ценовая (основана на дешевой рабочей силе и низких ставках налогов); - неценовая (поддерживаемая «мягкой инфраструктурой», т.е. информацией знаниями, социальным и символическим капиталом региона)


Рис. 1 Типология конкуренции регионов [3]

Анализируя практику межрегиональной конкуренции в России, мы пришли к выводу, что правомерным будет выделение еще одного вида конкуренции – недобросовестной региональной конкуренции. Это объясняется тем, что регион, как и всякий другой хозяйствующий субъект, имеет своей целью получение как можно большей прибыли от ведения хозяйственной деятельности. Другой причиной для ведения недобросовестной конкурентной борьбы являются социально-экономические мотивы. От позиции в конкурентной борьбе между регионами зависит уровень занятости и доходов населения региона, уровень доходов в бюджет и устойчивость экономического роста. Другой причиной, не менее важной, хотя о ней не часто упоминают, является лоббирование интересов крупных промышленников и отдельных представителей власти региона, которые заинтересованы в положительном результате конкурентной борьбы. В конечном счете, от этого зависит стабильность социально-политической ситуации в регионе. По нашему мнению, недобросовестная региональная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в межрегиональной конкуренции действия региона, как субъекта хозяйственной деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, создают дискриминационные коммерческие,в том числе ценовые условия, для конкурентов и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Формами реализации недобросовестной региональной конкуренции могут служить различные инструменты: прямые (такие как установление лимитов на торговые надбавки, рентабельность, уровень цен, негласные приоритеты в выборе местных региональных производителей для выполнения государственных заказов и пр.) до косвенных методов (налоговые льготы, кредиты, субсидии, бюджетные компенсации, разрешения на задержку налоговых платежей, продвижение продукции местных производителей в торговых сетях и др.).

Недобросовестная региональная конкуренция реализуется в виде регионального протекционизма и налогового демпинга. Региональный протекционизм отличается от федерального протекционизма по отношению к другим странам, тем, что вместо экспортных и импортных тарифов применяются субсидии и налоговые льготы на факторы производства и конечную продукцию местных производителей. Сущность налогового демпинга заключается в том, что предприятиям региона предоставляются различные льготы и преференции, которые снижают сумму налогов, уплачиваемых в региональный бюджет. Это в свою очередь, позволяет предприятиям региона реализовывать свою продукцию по ценам ниже рыночных, так возникает налоговый демпинг.

Региональный протекционизм достаточно подробно исследовал Е.А. Коломак. Основываясь на его математической модели равновесной протекционистской политики можно сделать следующие выводы:

1) Существует положительная корреляция между субсидиями на выпуск готовой продукции и уровнем налогообложения в регионе и уровнем цен на экзогенные факторы производства. Отрицательная связь была установлена между субсидиями на выпуск готовой продукции и ценами на продукцию, а также субсидиями на факторы производства;

2) Субсидии на факторы производства положительно связаны с уровнем экзогенных цен на факторы производства, с уровнем налогообложения, весомостью уровня благосостояния населения региона и с политическим лоббированием. Субсидии на факторы производства имеют отрицательную связь с уровнем цен на конечную продукцию;

3) Вероятность предоставления субсидий на факторы производства зависит от соотношения налогов и налоговых льгот, уровня экзогенных цен на факторы производства и конечную продукцию, размера предоставленных субсидий на факторы производства, от технологических характеристик сектора и обеспеченности регионального бюджета;

4) Налоговые льготы положительно связаны с налоговыми доходами, значимостью уровня благосостояния населения для властей региона, политическим лоббированием интересов сектора и с уровнем экзогенных цен на факторы производства. Налоговые льготы отрицательно связаны суровнем экзогенных цен на выпуск конечной продукции сектора, эластичностью выпуска от налоговых льгот и субсидиями, предоставляемыми данному сектору;

5) Размер деловой активности, представленной сектором, не имеет значения, более важно политическое лоббирование само по себе;

6) Субсидии и налоговые льготы предоставляются секторам, которые получали их в предыдущем периоде и продолжают сохранять эти привилегии;

7) Одним из факторов размера субсидий и налоговых льгот является макроэкономическая ситуация;

8) Величина субсидий и налоговых льгот не зависят друг от друга;

9) Безработица является незначимой переменной для регионального протекционизма, таким образом, социальный фактор не влияет на решения региональных администраций при принятии решений о защите местных производителей. [4,с.92]

В последнее время в связи с кризисом участились случаи применения различных мер регионального протекционизма. Например, в Нижегородской области в 2009 году были введены ограничения на ввоз молочной продукции, в Краснодарском крае существуют определенные сложности со ввозом мясной и алкогольной продукции, власти Татарстана обвиняют в негласном запрете на ввоз водочной продукции.

Практически все регионы, так или иначе, занимаются протекционизмом своей продукции. «Покупай пермское!», «Покупай кузбасское», «Покупай НАШЕ». [5]

В долгосрочной перспективе такие виды межрегионального соперничества отрицательно сказываются не только на экономике регионов - конкурентов, задерживая развитие эффективных производств, но и на конкурентоспособности того региона, который проводит эту политику. Это объясняется тем, что чрезмерная опека региональных фирм снижает их стимулы к повышению эффективности деятельности и внедрению инноваций.

Такая политика будет способствовать созданию дефицита и различных дисбалансов на внутренних рынках регионов, что в итоге приведет к неправильному ценообразованию.

Негативные последствия недобросовестной региональной конкуренции на федеральном уровне проявляются в создании экономической обособленности и раздробленности, что нарушает положение Конституции РФ о единстве экономического пространства страны и ряд норм антимонопольного законодательства РФ.

Возможными мерами по противодействию развития недобросовестной региональной конкуренции может стать развитие сотрудничества между регионами и экономическая интеграция регионов, внедрение принципов конкуренции в распределении субсидий и налоговых льгот из регионального бюджета.

Список использованной литературы

1. И.П. Хоминич, И.И. Тимошенко Конкурентоспособность региона / Хоминич И.П., Тимошенко И.И. // Региональная экономика: теория и практика. - 2004.- №4.

2.. Я. Калюжнова, Д. Фиц Сущность конкурентоспособности регионов и ее роль в механизме регионального развития: Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность. Коллективная монография / Под научной ред. Н.Я. Калюжновой, К.Л. Лидина, А.Я. Якобсона. – М.: ТЕИС, 2003.-359 с.

3. А.В. Асадуллина Институциональные условия конкурентоспособности регионов: автореф. дис.... канд. экон. наук: защищена 2007 г. / А.В. Асадуллина. – Уфа

4. Е.А. Коломак Анализ факторов конкурентоспособности региона / Е.А. Коломак // Регион: экономика и социология. - 2009.- №3. – С.87-115.

5. Подходы к выходу // Финансы и учет для руководителей 2011. №7. URL: https://www.classs.ru/stati/fin_krizis/podhody_k_vyhodu.html (дата обращения: 08.11.2016).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: