Содержание
Введение
1. Принципы всеобщего управления качеством
. Определение коэффициента весомости показателей качества экспертным методом
. Определение экономического эффекта от повышения качества продукции
. Учет и анализ затрат на качество продукции
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях рыночной экономики появляется перенасыщение рынка товарами и услугами. Большое количество однородных товаров, схожих по свойствам и цене, требует повысить качество управления в организациях.
Качество управления включает следующие три составляющие.
Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию «цена-качество» преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.
Во-вторых, преимущество получит та организация, у которой будет выше качество взаимоотношений внутри организации, в том числе наблюдаемых потребителями.
В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ, организации стремятся найти какой-то фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.
Актуальность данной темы заключается в следующем: прибыльным в настоящее время могут быть лишь предприятия, внедряющие принципы всеобщего управления качеством.
Целями этой работы являются:
. Знакомство с основами организации работ по обеспечению качества продукции и услуг путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов семейства ИСО 9000.
. Знакомство с нормативно-правовой базой в области управления качеством.
Задачами этой работы являются:
. Обоснование важности и необходимости разработки и повсеместного внедрения принципов всеобщего управления качеством.
|
. Обосновать необходимость введения жестких мер наказания за несоблюдение принципов всеобщего управления качеством.
Принципы всеобщего управления качеством
Само понятие «качество» имеет множество трактовок, однако согласно Мазуру И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. - М.,2008, 54 с., «Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».
Мишин В.А. в своем учебном пособии для вузов «Управление качеством», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 49 с., утверждает, что Всеобщее управление качеством (TQM) как одно из современных концептуальных направлений развития однозначного определения в литературе не имеет, приведем несколько известных определений:
•система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты;
•подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества;
•менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.
Однако можем встретить и такое определение - всеобщее управление качеством (англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Total Quality Management, TQM) - общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.
|
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
· качества продукции;
· качества организации процессов;
· уровня квалификации персонала.включает 2 механизма:
· контроль качества - поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги;
· повышение качества - предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. в учебном пособии «Управление качеством». - М., 2003, 85с., приводят принципы всеобщего управления качеством:
· качество - неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);
· качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
· ответственность за качество должна быть адресной;
· для реального повышения качества нужны новые технологии;
· повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
· контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);
· политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством Total Quality Management (далее - TQM).
|
Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:
. Роль руководства. Руководство должно возглавить деятельность по управлению качеством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный.
2. Основное внимание - клиентам. Внимание к клиентам должно проявляться не в лозунгах, а в практической, повседневной деятельности.
3. Стратегическое планирование. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как неосязаемые и неизмеримые, как уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и прочее.
4. Вовлечение всех сотрудников. В TQM предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. Самоконтроль (должным образом подготовленный) и контроль со стороны коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху.
5. Подготовка персонала. необходимость постоянной подготовки персонала, причем не только узко профессиональной,обязательная оценка эффективности обучения.
6. Награды и признание. Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей системой мотивации.
7. Разработка продукции и услуг должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся потребности и ожидания потребителей.
8. Управление процессом. Концентрация усилий на конкретных процессах непосредственно влияющих на качество конечной продукции проекта.
9. Качество поставщиков. Необходимо организовать действенный контроль за работой и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно).
10. Информационная система. Необходимо разработать и внедрить информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Для этого следует четко определить, какие данные собирать и как их обрабатывать и распространять.
11. Лучший опыт. Одним из действенных инструментов повышения качества и улучшения системы управления является определение и использование лучшего опыта других компаний.
12. Оценка эффективности работы системы управления качеством. Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования управления проектом.
Изложенные выше принципы TQM легли в основу разнообразных концепций менеджмента качества, таких как ИСО 9000, многих национальных государственных моделей управления качеством, а также явились базой для выработки системы менеджмента качества проекта.
Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.
ISO 9000 - серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.
Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Согласно Басовскому Л.В. и Протасьеву В.Б. «Управление качеством» - М.: Инфра - М, 2011, 131 с., Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:
) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству;
) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии;
) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции;
) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.