к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление организацией»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
В статье рассматриваются основные положения и принципы управления государственной собственностью в Российской Федерации. Так же исследуются проблемы в этой области и возможные пути их разрешения.
Ключевые слова: управление; государственная собственность; проблемы управления собственностью; коррупция; приватизация; система управления.
Управление федеральной собственностью является одним из основополагающих принципов управления во всех развитых странах мира. В первую очередь это касается экономической составляющей государства в целом. Существуют два уровня управления: управление федеральной собственностью и управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации. Законодательно это закреплено в статьях 71 и 73 Конституции РФ.
Управление государственной собственностью осуществляется путем деятельности государственных органов власти, а также путем участие субъектов Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях [2].
Объекты государственной собственности функционируют в экономике путем подчинения нормам и правилам такой функции управления как нормативная. Ее реализация достигается путем формирования институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления, организации и некоммерческие фонды. Существование этой федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых относятся: поддержание обороноспособности страны, развитие науки и культуры государства, здравоохранения и образования, содержание всех ветвей власти.
|
Не смотря на четкое распределение полномочий между органами государственной власти, в управлении государственной собственностью существует ряд проблем. Наиболее важной и серьезной является коррупция.
Коррумпированность государства отражается в большом количестве организаций, сферах деятельности человека. Проблема является не новой и при этом хорошо изученной. Проявление коррупции в сфере управления государственной собственностью стоит на первом месте среди других сфер деятельности и находит свое отражение в следующем: должностные преступления, незаконное присвоение государственного имущества и распоряжение им [1].
Все это основывается на неурегулированной организации управления государственной собственностью, что в свою очередь вытекает из не столь прочного законодательства и возраста страны.
После распада СССР Россия начала путь перехода на рыночную экономику, что повлекло за собой такую форму преобразования собственности, как приватизация. Процесс разгосударствления в первую очередь затронул государственную и муниципальную собственность.
Приватизация сыграла огромную роль в государственном секторе экономики, а именно в темпах ее расширения, которые увеличиваются очень медленно. Но при этом, решение многих производственных и промышленных задач увеличилось. Так, например, за счет частного существования предприятий увеличился бюджет страны, платежеспособность населения и многое другое. И, тем не менее, коррупция тоже имеет место в данных процессах.
Для разрешения данных проблем необходимо не только законодательно регулировать управление государственной собственностью, но и на практике широко использовать различные методы их прекращения. В первую очередь это касается повышения уровня управления государственной собственностью, что требует непосредственного участия Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
|
Не обязательно иметь сложную систему управления. Необходимо разработать такую политику управления государственной собственностью, которая будет регулировать все протекающие процессы в праве собственности, и устранять существующие и появляющиеся проблемы [3].
Список использованной литературы
1. Винницкий, А.В. // Государственная собственность в административном праве. Учебное пособие. // А.В. Винницкий // Издательство: Статус – Москва – 2011г. – С. 431.
2. Соловьев, М.М. Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации. Учебник. // М.М.Соловьев // Издательство: Феникс – Москва – 2014г. – С. 303.
3. Андреев, В.К. // Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // В.К. Авдеев // Издательство: Государство и право – Москва – 2012г. – С. 270.