Верховный Суд Республики Башкортостан




Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

 

адрес 15 апреля 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1

с участием прокурора ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Мохит-СТР» к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим в части приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п и утвержденную приказом Территориальную схему обращения с отходами,

У С Т А Н О В И Л:

приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан.

Деятельность ООО «Мохит-СТР» относится к регулируемым видам деятельность, цены на которые устанавливаются исполнительным органом власти, в частности цены на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «Мохит-СТР» установлены постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата №....

Одним из основных законов, которым регулируется деятельность ООО «Мохит-СТР» является Федеральный закон от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Экономическая деятельность ООО «Мохит-СТР» в основном зависит от содержания Территориальной схемы, а указание в ней соответствующей действительности информации и отсутствие в ней информации предусмотренной законом нарушает право на занятие экономической деятельностью в соответствии с полученной лицензией и установленными тарифами.

ООО «Мохит-Стр» обращаясь в суд с административным исковым заявлением, указывает, что раздел V «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» указанной в Территориальной схеме содержит Таблицу 5.4 «Сведения об объектах обработки ТКО на территории Республики Башкортостан».

Указание в таблице 5.4 проектной мощности объекта, эксплуатируемого ООО «Мохит-СТР» в размере 40 000 тонн в год не соответствует действительности.

В период обсуждений проекта оспариваемой Территориальной схемы ООО «Мохит-СТР» неоднократно обращалось в адрес Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан с замечаниями по отражению проектной мощности объекта обработки ТКО, эксплуатируемому ООО «Мохит-СТР» и по направлению потоков ТКО. Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан письмом №... от дата сообщил о том, что замечания учтены и запросил дополнительные документы, что было исполнено ООО «Мохит-СТР», однако замечания фактически не учтены, нарушения не устранены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... утверждены правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

Нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу предусмотрено указание в Территориальной схеме:

- сведений о производственной мощности объектов обработки отходов – сведения о производственной мощности объекта, эксплуатируемого ООО «Мохит-СТР» указаны не верно: указано 40 000 тонн в год вместо 200 000 тонн, при этом в Территориальной схеме в редакции от 2006 года производственная мощность объекта была указана 70 000 тонн в год,

- данных о количестве отходов, принимаемых для обработки, таких данных в отношении объекта, эксплуатируемого ООО «Мохит-СТР» в Территориальной схеме нет, как впрочем и для других объектов,

- данных о ежегодном количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов на весь срок действия Территориальной схемы, указанные данные в Территориальной схеме не отражены.

Раздел VII «Схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» указанной Территориальной схемы содержит рисунок 7.4 «Схема направления потоков ТКО зоны №...».

В нарушение требований установленных нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, рисунок 7.4 Раздела VII «Схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования до объектов используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания отходов, указанных в разделе V Территориальной схемы на весь срок ее действия и в частности графического изображения отходов мусоросортировочного комплекса, эксплуатируемого ООО «Мохит-СТР». Рисунок 7.4 по своему содержанию не соответствует таблице 5.4 в рамках указания районов обслуживания.

Обжалуемой территориальной схемой в нарушение требований законодательства предусмотрено преимущество отдельному хозяйствующему субъекту в ущерб интересов другого хозяйствующего субъекта, то есть территориальная схема противоречит Закону «О защите конкуренции». В связи с тем, что законом запрещается предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности полагает, что справедливым, отвечающим требованиям антимонопольного законодательства будет такое распределение потоков, при котором каждому из хозяйствующих субъектов будет направлено равноценное количество ТКО.

На основании изложенного, ООО «Мохит-СТР» просит признать недействующим с момента издания приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п и утвержденную данным Приказом Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан с момента ее утверждения, в части:

указания в таблице 5.4 в строке «п/п» №... в столбце «проектная мощность, т/г величины проектной мощности равной 40 000»,

раздел V «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов»,

указания на рисунке 7.4 направлений потоков ТКО образованных на территории адрес.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что разработка и утверждение Территориальной схемы осуществлялось на основании Федерального закона от дата № ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем». Для включения в Территориальную схему объекта, используемого истцом, с указанием его проектной мощности в 200 000 тонн/год, необходимо, в том числе иметь сведения о согласованной для объекта с такой мощностью санитарно-защитной зоне. Сведения о наличии у объекта истца решения об установлении объекту в мощностью 200 000 тонн/год, расположенного по адресу: адрес санитарно-защитной зоне поступили в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан дата, указанное решение получено дата. Основания для включения в Территориальную схему отходов у ООО «Мохит-СТР» возникло только дата. Схема потоков ТКО, предусмотренная Территориальной схемой должна соблюдаться региональными операторами и операторами при направлении отходов от источника образования до соответствующих объектов обработки, размещения, определенного в графическом отображении (рисунок 7.4 Территориальной схемы). Сведения о районах обслуживания объектов обработки не предусмотрены действующим законодательством, следовательно, указанная в таблице 5. Территориальной схемы информация не носит нормативный характер, определяющий районы, из которых на указанные объекты обработки надлежит направлять отходы. Рисунок 7.4 Схема направления потоков ТКО Зоны №... определяет для ООО «Мохит-СТР» направление потока отходов на обработку из ГО адрес и адрес, тогда как на обработку ООО «Эко-Сити» поступают отходы из ГО адрес. Такое деление определено исходя из местоположения объектов обработки и их мощности.

Представитель ООО РО «Эко-Сити» по доверенности ФИО5 в судебном заседании подержала заявленные требования, пояснив, что исходя из системного толкования норм природоохранного законодательства следует, что увеличение мощности мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» до 200 000 тонн/год не требует получения им положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку оно не осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов.

Представитель ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для включения в Территориальную схему сведений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... является проектная документация объекта размещения отходов ООО «Мохит-СТР», указанная проектная документация для обоснования заявлено производственной мощности объекта в размере 200 000 тонн/год и включения указанных сведений в Территориальную схему в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан не представлены.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворения в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в числе которых утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в подпунктах 7, 7.1 и 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, органом исполнительной власти Республики Башкортостан, к полномочиям которого относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п об утверждении Территориальной схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан и зарегистрированы Государственным комитетом Республики Башкортостан https://www.npa.bashkortostan.ru

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия и опубликования.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 6 названного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание и экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (статья 3 Закона N 89-ФЗ).

Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования к составу и содержанию этого документа при его разработке.

Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами содержится в статье 13.3 Закона N 89-ФЗ, а также в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Правила).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ и потребления территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

дата Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан издан приказ №...П об утверждении Территориальной схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан.

Разделом V «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» (далее ГРОРО) таблица 5.1 указаны сведения об объектах размещения отходов производства, внесенных в ГРОРО под пунктом 67 указано ООО «Мохит-СТР», расположенный по адресу: адрес.

Таблицей 5.4 указанного раздела определена проектная мощность эксплуатирующей компании ООО «Мохит-СТР» в размере 40 000 тонн в год.

На рисунке 7.4 обозначены направление потоков ТКО образованных на территории адрес.

Судом установлено, что дата ООО «Мохит-СТР» выдана лицензия 02 №... на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (т. 2 л.д. 1-2).

Деятельность ООО «Мохит-СТР» осуществляет на земельном участке по адресу: адрес.

дата между Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем ФИО7 заключен договор аренды земельного участка №...зем с кадастровым номером 02:56:040201:19, цели использования: обслуживание нежилых строений – административного здания, производственных помещений, гаража, весовой, трансформаторной подстанции, срок аренды с дата по дата (т. 3 л.д. 205-209).

Дополнительным соглашением договор аренды земельного участка №...зем от дата установлен срок аренды участка с дата по дата (т. 3 л.д. 210).

Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

дата Управление Роспотребнадзора Республики Башкортостан выдало индивидуальному предпринимателю ФИО7 санитарно-эпидемиологическое заключение №....БЦ.01.000.Т.00056дата, на промплощадке индивидуального предпринимателя ФИО7 размещен объект I класса опасности в соответствии с п. дата СанПиН 2.2.1/2.дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, соотружений и инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, п.п. 7 мусоросжигательныые, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год. Промплощадка расположена по адресу: адрес (т. 3 л.д. 158).

Согласно сообщению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в городе Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, адресх от дата №.../исх.82-2020 проект расчетной санитарно-защитной зоны, разработанный индивидуального предпринимателя ФИО7, в том числе распространяется и на предприятие-арендатор – ООО «Мохит-СТР», осуществляющее деятельность по обработке ТКО на производственной площадке, расположенной по адресу: адрес (т. 3 л.д. 151-152).

дата ООО «Мохит-СТР» обратилось в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявление представив санитарно-эпидемиологическое заключение проекта санитарно-защитной зоны индивидуального предпринимателя ФИО7, указав на проведение модернизации мусоросортировочного комплекса, в связи с чем, произошло увеличение мощности (т. 2 л.д. 5-7).

Из положений пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" следует, что раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" должен содержать:

а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);

в) данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов;

г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:

о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

о проектной мощности объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

д) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.

В нарушении подпункта «г» пункта 10 вышеназванных Правил административным истцом не представлены сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов мощностью 200 000 тонн/год, что является основанием для включения в Территориальную схему перечисленных сведений.

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Мохит-СТР» в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан сведения о производственной мощности 200 000 тонн/год, применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов не представлено.

Письмо ООО «ЭКОМАШГРУПП» №... от дата не может являться достаточным и бесспорным доказательством доводов административного истца о модернизации оборудования и технического перевооружения производства ООО «Мохит-СТР» мощностью 200 000 тонн/год (т. 2 л.д. 12). Указанные обстоятельства не подтверждаются материалами дела, отсутствуют сведения о спецификации оборудования и его характеристики, не представлена информация о производстве работ по модернизации и техническому перевооружению, доказательства приемки и оплаты ООО «Мохит-СТР» произведенных работ.

При рассмотрении дела судом истребованы у ООО «Мохит-СТР» документы, подтверждающие модернизацию оборудования и технического перевооружения производства ООО «Мохит-СТР» мощностью 200 000 тонн/год, данные документы суду не представлены (т. 3 л.д. 37-43).

Более того, представленный договор аренды оборудования от дата, заключенный между ООО «Вториндустрия» и ООО «Мохит-СТР» о предоставлении во временное владение и пользование оборудования для обработки отходов имеет срок действия с дата по дата, данное оборудование дата возвращено ООО «Вториндустрия», что подтверждается актом передачи оборудования из аренды (возврат) (т. 3 л.д. 159-164)

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 поименованного кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно технологического регламента эксплуатации мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» мощность мусоросортировочного комплекса составляет до 40 000 тонн/го (т. 3 л.д. 7-11).

Из сообщения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования адресованного в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан №... от дата следует, что при рассмотрении проекта приказа «О внесении изменений в приказ Минэкологии Республики Башкортостан от дата №...п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан» мощность объекта обработки ТКО в адрес эксплуатируемого организацией ООО «Мохит-СТР» следует установить на уровне 40 000 тонн/год (т. 3 л.д. 15-17).

Для включения в Территориальную схему объекта, используемого административным истцом, с указанием его проектной мощности в 200 000 тонн/год необходимо представить сведения о согласованной для объекта с такой мощностью санитарно-защитной зоне.

дата Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан направило в адрес ООО «Мохит-СТР» письмо №... указав, что согласно СанПиН 2.2.1/2.дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для объектов обработки отходов мощностью от 40 000 тонн/год определена санитарно-защитная зона, которая составляет 1 000 м, при актуализации территориальной схемы обращения с отходами мусоросортировочный комплекс ООО «Мохит-СТР» мощностью 200 000 тонн/год будет включен в территориальную схему в случае предоставления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии СанПин 2.2.1/2.дата-03 (т. 1 л.д. 77).

дата Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приняла решение №...-РС33 об установлении санитарно-защитной зоны для объекта индивидуального предпринимателя ФИО7, расположенного по адресу: адрес (т. 3 л.д. 191-202).

дата данное решение направлено в адрес индивидуального предпринимателя ФИО7 (т. 3 л.д. 60).

дата сведения о наличии у объекта ООО «Мохит-СТР» решения об установлении санитарно-защитной зоны поступили в Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 74).

Согласно пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

Перечень объектов проведения государственной экологической экспертизы установлен Федеральным законом от дата № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Пунктом 7.2 статьи 11 указанного закона проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещение отходов понимается хранение и захоронение отходов, под обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, что деятельность ООО «Мохит-СТР» связана с осуществлением обработки и утилизации отходов, таким образом, увеличение мощности мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» до 200 000 тонн/год не требует получения им положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку не осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов (протокол судебного заседания от дата).

На основании изложенного, суд исходит из того, что в силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, а в рассматриваемом случае административный ответчик Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан подтвердило факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в части признания недействующим с момента принятия приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п, утвержденную данным приказом Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, с момента утверждения в части указания в таблице 5.4 в строке «п/п» №... в столбце «проектная мощность, т/г величины проектной мощности равной «40 000», в части раздела V «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов».

Согласно статье 3 Закона N 89-ФЗ основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.

При этом территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно требованиям п. 12 Правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит: графическое отображение движ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: