Класс | Виды контроля |
5-7 | Проверка знаний: - устный опрос, беседа, анализ музыки, самостоятельная работа, творческая работа, письменная работа. Проверка умений: - коллективная хоровая деятельность (пение) |
3. Учебно-тематический план уроков музыки в 5 классе
№ п\п | Наименование разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов на изу-чение каждо-го раздела и каждой темы | Вид занятий (теоретическое или практичес-кое, количество часов) | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Раздел «Музыка и литература» | 18 часов | теоретических – 14 часов практических – 4 часов | |||||
Что роднит музыку с литературой | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 05.09-5«а» 05.09-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Вокальная музыка | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | устный опрос, хоровое пение | 12.09-5«а» 12.09-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Вокальная музыка | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | хоровое пение, самос-тоятельная работа | 19.09-5«а» 19.09-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Вокальная музыка | практическое занятие - 1 | урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | хоровое пение, беседа | 26.09-5«а» 26.09-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Фольклор в музыке русских композиторов | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | устный опрос, хоровое пение | 03.10-5«а» 03.10-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Фольклор в музыке русских композиторов | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | беседа, творческая работа | 10.10-5«а» 10.10-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Жанры инструментальной и вокальной музыки | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | беседа | 17.10-5«а» 17.10-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Вторая жизнь песни | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | беседа, хоровое пение | 24.10-5«а» 24.10-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Вторая жизнь песни | практическое занятие - 1 | урок – игра | хоровое пение, музыкальная игра | 31.10-5«а» 31.10-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
2 четверть | |||||||
Всю жизнь мою несу родину в душе…» | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | хоровое пение, самос-тоятельная работа | 14.11-5«а» 14.11-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки | 21.11-5«а» 21.11-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | хоровое пение, беседа | 28.11-5«а» 28.11-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | теоретическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков | письменный опрос | 05.12-5«а» 05.12-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | теоретическое занятие -1 | комбинированный урок, видеопросмотр | анализ музыки, хоровое пение, творческая работа | 12.12-5«а» 12.12-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | теоретическое занятие -1 | комбинированный урок, видеопросмотр | анализ музыки, хоровое пение, творческая работа | 19.12-5«а» 19.12-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | теоретическое занятие –1 | комбинированный урок, видеопросмотр | устный опрос, анализ музыки, творческая работа | 26.12-5«а» 26.12-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
3 четверть | |||||||
Музыка в театре, кино, на телевидении. | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | беседа, хоровое пение, самостоятельн. работа | 16.01-5«а» 16.01-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала), видеопросмотр | анализ музыки, хоровое пение | 23.01-5«а» 23.01-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Раздел «Музыка и изобразительное искусство» | 17 часов | теоретических – 15 часов практических – 2 часов | |||||
Что роднит музыку с изобразительным искусством? | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала) | устный опрос, беседа | 30.01-5«а» 30.01-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Небесное и земное в звуках и красках. | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа,хоровое пение | 06.02-5«а» 06.02-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
«Звать через прошлое к настоящему». | теоретическое занятие –1 | комбинированный урок, видеопросмотр | хоровое пение, творческая работа | 13.02-5«а» 13.02-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Музыкальная живопись и живописная музыка. | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала) | анализ музыки, хоровое пение | 20.02-5«а» 20.02-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Музыкальная живопись и живописная музыка. | практическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков | письменный опрос, творческая работа | 27.02-5«а» 27.02-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала) | устный опрос, беседа | 06.03-5«а» 06.03-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Портрет в музыке и изоб-разительном искусстве. | теоретическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала) | хоровое пение, самос-тоятельная работа | 13.03-5«а» 13.03-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Волшебная палочка дирижера. | теоретическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки | 20.03-5«а» 20.03-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
4 четверть | |||||||
Образы борьбы и победы в искусстве. | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 03.04-5«а» 03.04-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Застывшая музыка. | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала) | анализ музыки, хоро-вое пение, самостояте- льная работа | 10.04-5«а» 10.04-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Полифония в музыке и живописи. | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала) | анализ музыки, хоровое пение | 17.04-5«а» 17.04-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Музыка на мольберте. | теоретическое занятие –1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | беседа, самостояте- льная работа | 24.04-5«а» 24.04-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Импрессионизм в музыке и живописи. | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение самостоятельная работа | 01.05-5«а» 01.05-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
«О подвигах, о доблести, о славе…» | теоретическое занятие - 1 | комбинированный урок | хоровое пение, беседа | 08.05-5«а» 08.05-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
«В каждой мимолетности вижу я миры…» | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | беседа, хоровое пение | 15.05-5«а» 15.05-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Мир композитора. | теоретическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков | устный опрос, анализ музыки | 22.05-5«а» 22.05-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» | ||
Урок-концерт. | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | хоровое пение, устный опрос | 29.05-5«а» 29.05-5«б» | …..-5«а» …..-5«б» |
Учебно-тематический план уроков музыки в 6 классе
№ п\п | Наименование разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов на изу-чение каждо-го раздела и каждой темы | Вид занятий (теоретическое или практичес-кое, количество часов) | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 16 часов | теоретических – 10 часов практических – 6 часов | |||||
Удивительный мир музыкальных образов | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 03.09-6«а» 01.09-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Образы романсов и песен русских композиторов | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | устный опрос, хоровое пение, самостоятельная работа | 10.09-6«а» 08.09-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Два музыкальных посвящения | практическое занятие - 1 | комбинированный урок видеопросмотр | беседа, хоровое пение, самостоятельн. работа | 17.09-6«а» 15.09-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Портрет в музыке и живописи | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | хоровое пение, беседа | 24.09-6«а» 22.09-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
«Уноси мое сердце в звенящую даль...» | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | устный опрос, хоровое пение | 01.10-6«а» 29.09-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Музыкальный образ и мастерство исполнителя | теоретическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 08.10-6«а» 06.10-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | практическое занятие -1 | комбинированный урок | беседа, устный опрос, творческая работа | 15.10-6«а» 13.10-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | практическое занятие - 1 | комбинированный урок – игра | устный опрос, беседа, хоровое пение, музыкальная игра | 22.10-6«а» 20.10-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Мир старинной песни | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) видеопросмотр | хоровое пение, беседа | 29.10-6«а» 27.10-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
2 четверть | |||||||
Народное искусство Древней Руси | практическое занятие -1 | комбинированный урок – игра | хоровое пение, творческая работа, музыкальная игра | 12.11-6«а» 10.11-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Русская духовная музыка | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки | 19.11-6«а» 17.11-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | практическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) | хоровое пение, беседа, художественная работа | 26.11-6«а» 24.11-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала), круглый стол | хоровое пение, беседа, | 03.12-6«а» 01.12-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха | практическое занятие -1 | комбинированный урок, видеопросмотр | анализ музыки, хоровое пение, творческая работа | 10.12-6«а» 08.12-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Образы скорби и печали | теоретическое занятие -1 | комбинированный урок, круглый стол | анализ музыки, хоровое пение | 17.12-6«а» 15.12-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Фортуна правит миром | теоретическое занятие –1 | урок контроля умений и навыков | устный опрос, беседа, хоровое пение, | 24.12-6«а» 22.12-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 19 часов | теоретических – 13 часов практических – 6 часов | |||||
3 четверть | |||||||
Авторская песня: прошлое и настоящее | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | хоровое пение, самос-тоятельная работа | 14.01-6«а» 29.12-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Джаз – искусство XX века | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала) | анализ музыки, беседа, хоровое пение | 21.01-6«а» 12.01-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Вечные темы искусства и жизни. | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала), видеопросмотр | устный опрос, дискуссия, хоровое пение | 28.01-6«а» 19.01-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Могучее царство Ф. Шопена | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение, творческая работа | 04.02-6«а» 26.01-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Ночной пейзаж. | теоретическое занятие –1 | урок совершенствования знаний, умений и навыков | хоровое пение, беседа | 11.02-6«а» 02.02-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Инструментальный концерт. | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки, хоровое пение | 18.02-6«а» 09.02-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Космический пейзаж. | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | устный опрос, творческая работа | 25.02-6«а» 16.02-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
24-26 | Образы симфонической музыки. | теоретическое занятие –2 практическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала), урок совершенствования знаний, умений и навыков урок - игра | устный опрос, беседа, анализ музыки, хоровое пение, самостоятельная работа | 04.03-6«а» 23.02-6«б» 11.03-6«а» 02.03-6«б» 18.03-6«а» 09.03-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» …..-6«а» …..-6«б» …..-6«а» …..-6«б» | |
4 четверть | |||||||
Симфоническое развитие музыкальных образов. | теоретическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 01.04-6«а» 16.03-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт». | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала) | анализ музыки, хоро-вое пение | 08.04-6«а» 06.04-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | практическое занятие –1 | комбинированный урок | анализ музыки, хоровое пение, творческая работа | 15.04-6«а» 13.04-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
30-33 | Мир музыкального театра | теоретическое занятие –3 практическое занятие –1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков, видеопросмотр, дискуссия | беседа, письменная работа, анализ музыки, хоровое пение | 22.04-6«а» 20.04-6«б» 29.04-6«а» 27.04-6«б» 06.05-6«а» 04.05-6«б» 13.05-6«а» 11.05-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» …..-6«а» …..-6«б» …..-6«а» …..-6«б» …..-6«а» …..-6«б» | |
Образы киномузыки. | теоретическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков, видеопросмотр | устный опрос, хоровое пение | 20.05-6«а» 18.05-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» | ||
Обобщение темы «Музы-кальная драматургия». | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | хоровое пение, письмен. тестировние | 27.05-6«а» 25.05-6«б» | …..-6«а» …..-6«б» |
Учебно-тематический план уроков музыки в 7 классе
№ п\п | Наименование разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов на изу-чение каждо-го раздела и каждой темы | Вид занятий (теоретическое или практичес-кое, количество часов) | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Раздел «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 часов | теоретических – 13 часов практических – 3 часов | |||||
Классика и современность. | теоретическое занятие -1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 03.09 | ……… | ||
В музыкальном театре. Опера. | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение, самостоятельная работа | 10.09 | ……… | ||
Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | беседа, хоровое пение, самостоятельная работа | 17.09 | ……… | ||
4-5 | Русская эпическая опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | теоретическое занятие – 1 практическое занятие - 1 | урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок | устный опрос, хоровое пение, беседа, самос-тоятельная работа | 24.09 01.10 | ……… ……… | |
В музыкальном театре. Балет. | теоретическое занятие - 1 | урок - лекция (изучение нового материала), видеопросмотр | беседа, работа над презентациями | 08.10 | ……… | ||
7-8 | Балет Тищенко «Ярославна» | теоретические занятия - 2 | урок - лекция (изучение нового материала), дискуссия | беседа, хоровое пение | 15.01 22.10 | ……… ……… | |
Героическая тема в русской музыке | практическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | устный опрос, хоровое пение, письменная работа | 29.10 | ……… | ||
2 четверть | |||||||
10-11 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» | теоретические занятия -2 | урок - беседа (изучение нового материала) урок совершенствования знаний, умений, навыков | анализ музыки, хоровое пение, устный опрос | 12.11 19.11 | ……… ……… | |
12-13 | Опера Жоржа Бизе «Кармен». | теоретические занятия - 2 | комбинированный урок, видеопросмотр урок совершенствования знаний, умений, навыков | хоровое пение, беседа, самостоятельная работа | 26.11 03.12 | ……… ……… | |
Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | теоретическое занятие -1 | урок обобщения и систематизации знаний | анализ музыки, хоровое пение | 10.12 | ……… | ||
Сюжеты и образы духовной музыки | теоретическое занятие -1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки, хоровое пение, | 17.12 | ……… | ||
Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | практическое занятие –1 | комбинированный урок, видеопросмотр | Беседа, анализ музыки, устное тестирование | 24.12 | ……… | ||
Раздел «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». | 19 часов | теоретических – 15 часов практических – 4 часа | |||||
3 четверть | |||||||
Музыка к драматическо-му спектаклю Кабалевско-кого «Ромео и Джульетта» | практическое занятие - 1 | комбинированный урок, видеопросмотр | беседа, хоровое пение, творческая работа | 14.01 | ……… | ||
«Гоголь-сюита» из музы-ки А. Г. Шнитке к спек-таклю «Ревизская сказка» | теоретическое занятие –1 | урок - беседа (изучение нового материала), | анализ музыки, хоровое пение | 21.01 | ……… | ||
Музыкальная драматургия - развитие музыки. | теоретическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала), дискуссия | устный опрос, беседа | 28.01 | ……… | ||
Два направления музыкаль-ной культуры: светская и духовная музыка. | теоретическое занятие - 1 | урок - беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение, анализ музыки | 04.02 | ……… | ||
Камерная и инструмен-тальная музыка: этюд | теоретическое занятие –1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | письменная работа | 11.02 | ……… | ||
Транскрипция. | практическое занятие –1 | урок - лекция (изучение нового материала) | анализ музыки, хоровое пение | 18.02 | ……… | ||
Циклические формы инст-рументальной музыки | теоретическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков | устный опрос, беседа, творческая работа | 25.02 | ……… | ||
24-25 | Соната | теоретические занятия –2 | урок - лекция (изучение нового материала), урок контроля умений,навыков | устный опрос, беседа | 04.03 11.03 | ……… ……… | |
4 четверть | |||||||
26-30 | Симфоническая музыка | теоретические занятия - 5 | уроки - лекции (изучение нового материала), дис-куссии, видеопросмотры | анализ музыки, устный опрос, беседа | 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 | ……… ……… ……… ……… ……… | |
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси | теоретическое занятие –1 | урок -беседа (изучение нового материала) | беседа, хоровое пение | 29.04 | ……… | ||
Инструментальный концерт | практическое занятие - 1 | урок-экскурсия | беседа, анализ музыки | 06.05 | ……… | ||
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз». | теоретическое занятие - 1 | урок совершенствования знаний, умений, навыков | беседа, хоровое пение | 13.05 | ……… | ||
Сегодняшний день русской музыки | теоретическое занятие - 1 | урок контроля умений и навыков | устный опрос, анализ музыки | 20.05 | ……… | ||
Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» | практическое занятие - 1 | комбинированный урок | хоровое пение, пись-менное тестирование | 27.05 | ……… |
Содержание тем учебного курса уроков музыки в 5 классе
№ п/п | Перечень и название раздела и тем курса | необ- ходи мое коли- чест- во ча- сов для изуче ния раз- дела, темы | Содержание учебной темы: | ||||||
Основные изучаемые вопросы | Практические и лабораторные работы, твор-ческие и прак-тические зада-ния, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Формы и вопросы контроля | Возмож- ные виды самостоя- тельной работы учащихся | |||||
Раздел «Музыка и литература» | часов | ||||||||
Что роднит музыку с литературой. | Что стало бы с музыкой, если не было литературы? Во все времена музыка училась у по эзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Лите-ратура дает жизнь огромной области музыкального искус- ства. Связь музыки и лит-ры. | Слушание музыки П.И. Глинка «Жаво-ронок». Хоровое пение «Школа, двери распахни» | Знать, что роднит музыку с литературой, уметь выявлять связи музыки и литературы. | Дискуссия «Каковы отли-чия музыкаль-ной речи от ли-тературной?» | |||||
2-4 | Вокальная музыка. | Песня самый распространен-ный жанр музыкально-лите-ратурного творчества. Песня – душа народа. Романс-лириче-ское стихотворение,положен- ное на музыку.Основные жан ры русских народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частуш-ки, обрядовые. Значение пес-ни в жизни общества, отли- чие романса от песни. | Слушание музы-ки Мендельсона «Песня без слов», Свиридова «Ро-манс» и песен «Эх, дороги»,«И вновь продолжа- ется бой».Хоро-вое пение «Крей-сер Аврора», «Пусть всегда будет солнце» | Знать понятия «оратория», «кантата». Уметь анализи-ровать составляющие сред- ства выразительности пес-ни и романса - мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Знать жанры вокальной музыки, роль песни в жиз-ни человека. | Презентации: «Жанры вока-льной музыки» «Вокализ,пес- ни без слов, баркаролла», «Любимые романсы». | Записать названия известных народных песен, лю-бимых ро-мансов, из-вестных советских песен. | |||
5-6 | Фольклор в музыке русских композиторов. | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения,создан- ные на основе различных ли-тературных источников. На-родно-песенные истоки рус- ской профессиональной музы ки. Способы обращения ком-позиторов к народной музыке. | Слушание музы-ки А.Лядов «Ки-кимора». Хоровое пение: Р.Паулс«Колы-бельная сыноч-ку». | Знать понятие «програм-ная музыка». Уметь анали- зировать произведение А.Лядова «Кикимора» Знать примеры образцов фольклора в музыкальной культуре нашего и др. на-родов, используемых рус-скими композиторами. | Презентации: «Кикимора», «Шехерезада», «Фольклор в музыке русских композиторов». | Рисунок героя из сказки«Ки-кимора», сочинение сказки в восточном стиле. | |||
Жанры инструментальной и вокальной музыки. | Вокальная и инструменталь-ная музыка. Разнообразие музыкальных образов в во-кальной и вокально-инстру-ментальной музыке. | Слушание музы-ки «Песня вене-цианского гандо-льера» Мендель- сона, «Романс» Свиридова на повесть Пушкина «Метель». | Знать понятия «вокальная, инструментальная музыка», уметь называть основные жанры вокальной и инст- рументальной музыки. | Презентации: «Основопо-ложники про-фессиональной композиторс-кой музыки». | |||||
8-9 | Вторая жизнь песни. | Вторую жизнь песне дают композиторы - они делают обработки музыкальных или литературных произведений, а также исполнители -от них зависят интерпретации музы- кальных произведений.Обра-зы стихотворений Фета, Тют- чева в музыкальных произве-дениях. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. | Слушание музы- ки Грига «Соло- вей» и песни «Гляжу в озёра синие». Хоро- вое пение Глинка «Жаво-ронок»,«С чего начинается Родина». | Знать основные черты и характеристики авторско- го и народного музыкаль-ного творчества. Уметь оп-ределять связи между ком-позиторским и народным искусством. | Дискуссия «Какие вокаль-ные жанры не могут сущест-вовать без ли-тературы?» (песня,романс) Игра «Угадай песню» | прочитать стихи Ку- кольни-ка«Жаво-ронок», Фета«Буря»«Облаком волнистым» и Тютчева «Утро в горах». | |||
Всю жизнь мою несу родину в душе…» | Моя Малая Родина. «Всю жизнь мою несу я родину в душе, люблю ее, жив ею.Она придает мне силы жить, ког-да случается трудно и горь-ко..» -В.Шукшин.Колокола – русское чудо!Колокольные звоны – это голос Родины. Колокольный звон в музыке. Звучащие картины. | Слушание музы-ки: Шостакович «Русскийвальс», Рахманинов «2-й концерт для фор-тепиано с оркест-ром».Хоровое пение-Пахмутова «Русский вальс», «Будет садом город мой» | Уметь анализировать и выявлять средства выразительности музыки, посвящённой своей Малой Родине. | Фотопрезен-тации «Мой любимый город Аткарск». | Сообще-ние по те-ме «Жиз- ненный путь Рах-манинова-компози-тора, пиа-ниста и дирижера» | ||||
11-13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Тайна музыки - загадка, раз-гадать которую пока не смог никто. Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить» - А. Серов. Значимость и национальное своеобразие музыки в творчестве композиторов: русского Г. В. Свиридова и западноевропейских Ф. Шопена и В. Моцарта. | Слушание музы- ки: Шопен «Ва-льс №7»,Моцарт «Реквием по мечте», Свири-дов «Романс» и «Запевка». Хоровое пение «Сказки гуляют по свету». | Знать, что и благодаря му-зыке появились многие произведения литературы. Знать известные произве-дения Свиридова, Шопе-на, Моцарта. | Дискуссия «О чём могли бы быть слова в "Романсе"Сви-ридова? Допи-сал ли Моцарт до конца "Рек-вием по мечте" Письменный опрос «Основ-ые события из жизни и твор-чества компо-зиторов Свири-дова, Моцарта, Шопена» | прочитать стихотво-рение Ах-матовой «Подслу-шать у му-зыки что-то» и рас-сказАста-фьева «Слово о мастере». | |||
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | История развития оперного искусства. Основные поня-тия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматиче-ского и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. | Разучивание песни к новогод нему празднику «Снежный вальс». | Знать историю развития оперного искусства, поня-тия: опера, либретто, увер-тюра, речитатив, хор, ан-самбль, сцена из оперы. Уметь приводить приме-ры к понятиям. | Обсуждение после видео-просмотра отрывка из оперы Глинки «Руслан и Людмила» | Рисунок героя из сказки «Руслан и Людмила» | ||||
Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | Опера Римского-Корсакова «Садко» | Разучивание песен к новогод нему празднику «Новый год у ворот» | Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляю -щие средства музыкаль-ной выразительности. | Обсуждение после видео-просмотра отрывка из оперы«Садко» | Рисунок героя из сказки «Садко» | ||||
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | История развития балетного искусства. Основные поня-тия жанра. В основе балета литературное произведение Балет Хачатуряна «Чиполлино». | Разучивание песни к новогод нему празднику «Когда прихо-дит год младой» | Знать историю развития балетного искусства, по-нятия: балет, солист-танцор кордебалет.Уметь анна-лизировать составляю-щие средства музыкаль-ной выразительности. | Обсуждение после видео-просмотра отрывка балета Хачатуряна «Чиполлино» | Рисунок героя из сказки «Чипол-лино» | ||||
Музыка в театре, кино, на телевидении. | Роль литературного сцена-рия и значение музыки в синтетических видах искус-ства: в театре, кино, на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной харак-теристикой героев, создает атмосферу действия, пока-зывает авторское отноше-ние к событиям и действую-щим лицам, создает нацио-нальный колорит. | Хоровое пение: из м/ф«Бурати-но», к/ф «Кав-казская плени-ца», «Приклю-чения Электро-нника», «Чаро-деи»и «Мэри Поппинс, до свиданья».Слу-шание отрыв- ка из балета Чай- ковского «Ле- бединое озеро» | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства. | Презентации «Музыка в театре», «Му-зыка в кино», «Музыка на телевидении» | составить таблицу: названия известных песен из к/ф,таб- лицу: названия из-вестных песен из м/ф. | ||||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Мюзикл– развлекательное представление, в котором соединяются различные жан-ры искусства: эстрадная и бы-товая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство. Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Лите-ратурными первоисточни-ками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу и др. | Слушание музыки из мюзиклов: - А.Рыбникова и И. Глушко «Звезда исмерть Хоакина Мурье-ты»,«Вестсайдс-кая история». Слушание от-рывка из рок-оперы «Юнона и Авось». | Знать историю возникно- вения мюзикла, чем мю-зикл отличается от оперы, разновидности мюзиклов. Знать названия наиболее известных мюзиклов и их композитров. | Дискуссия «Основные отличия мю-зикла от опе-ры (театр «лег-кого» стиля). Презентации «История мю-зиклов Рос-сии», «Совре-менные мю-зиклы». | Записать названия наиболее известных мюзиклов. | ||||
Раздел «Музыка и изобразительное искусство» | 17 часов | ||||||||
Что роднит музыку с изобразительным искусством? | Жизнь – единый источник всех художественных произ- ведений. Всматриваясь в кар-тины,мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку. Связь музыки и изобразительного искусства. Иконопись и церковная хоровая музыка имеют общ-ность сюжетов. Общее в сре-дствах выразительности му-зыки и изобразительного искусства. | Слушание музы-ки Мусоргского «Картинки с выставки». Разу-чивание песни к празднику За-щитников Оте-чества «Слу- жить России». | Знать понятия «живопис-ная музыка» и «музыкаль-ная живопись».Знать,что роднит музыку и изобра-зительное искусство. Уметьвыявлять связи и общие черты в средствах вырази-тельности музыки и изобразительного искусства. | Дискуссия после виде
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |