«Длиннее-короче»
Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.
«Чудесный мешочек»
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (мм ашина), а во второй - выделяет голосом последний звук каждого слова (машин аа). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.
«Подбери слово»
Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:
1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак...), а и т.д.
2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.
3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос...)?
4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка...).
5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.
6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.
|
7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?
«Назови слово»
Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:
• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);
• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)
• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).
«Хлоп-хлоп»
Ребенку дают задание:
1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с (в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г - хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
«Придумай новое слово»
Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
«Закончи слово»
Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.
«Кто сильнее?»
Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.
|
«Буквы вокруг меня»
Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б - букет, В - ваза, Г - гардероб, Д - диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.
«Найди по букве»
Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.
Вариант игры назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.
«Найди слово с буквой...» Ребенку предлагают следующие задания.
Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.
«Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.