Тема 1. Проблема типологизации




ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

УДК 10 (09)

ББК 87.3

К 72

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.Л. Афанасьевский

 

Костомаров, А. С.

К 72 История философии: учебное пособие / А. С. Костомаров. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – 84 с.

 

Данное учебное пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей по курсу истории философии. Важной особенностью пособия является изучение истории философии через самостоятельное обращение к ее основным проблемам. Каждая тема содержит важный теоретический принцип, который помогает студентам сосредоточить внимание на основных аспектах изучаемой темы, а также, используя полученные знания, обратиться к современной социальной действительности и занять по отношению к ней рефлексивную позицию. Представленный в данном пособии подход в изучении истории философии позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с научным материалом: студент учится ставить проблемы, работать с критической литературой. Подобный подход способствует не только формированию научного, критического разума, но и позволяет представить философию как неотъемлемую составляющую своего духовного опыта, своей жизни.

Предназначено для студентов гуманитарных специальностей

УДК 10 (09)

ББК 87.3

 

Работа опубликована в рамках Президентского гранта

поддержки научных школ (грант НШ – 1451.2008.6)

 

© Костомаров А.С., 2009

© Самарский государственный

университет, 2009

© Оформление. Издательство

«Самарский университет», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово……………………………………………………  
История философии…………………………………………………….  
Тема 1. Проблема типологизации историко-философского процесса  
Тема 2. Античная философия и ее основные проблемы. Раннегреческая философия………………………………………………..  
Тема 3. Философия Платона и Аристотеля……………………………..  
Тема 4. Философия средних веков………………………………………  
Тема 5. Новоевропейская философия XVII века. Философия эмпиризма…  
Тема 6. Философия рационализма……………………………………….  
Тема 7. Классическая немецкая философия…………………………….  
Тема 8. Философия К.Маркса……………………………………………  
Тема 9. Философия жизни……………………………………………….  
Тема 10. Философия экзистенциализма………………………………..  
Семинарские занятия………………………………………………….  
Приложение. Хрестоматия по курсу истории философии…………  
Фрагмент «О природе» Парменида……………………………………..  
Фрагмент «Государство» Платона………………………………………  
Фрагмент диалога «Федон» Платона……………………………………  
Фрагмент диалога «Филеб» Платона……………………………………  
Фрагмент «Метафизика» Аристотеля…………………………………..  
Фрагмент «Исповедь» А. Августина……………………………………  
Фрагмент «Этика» Б. Спинозы………………………………………….  
Фрагмент «Критика чистого разума» И. Канта………………………..  
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса……………………………………….  
Фрагмент «Злая мудрость» Ф. Ницше…………………………………  
Фрагмент «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ф. Ницше  
Фрагмент «Бытие и время» М. Хайдеггера………………………….  
   

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

После рассмотрения вводного курса философии, где раскрывалась актуальность философии в пределах как культуры, так и экзистенциального опыта человека, Вам предстоит встреча с новым разделом – Историей философии. Конечно, данный раздел не стремится охватить всей полноты развития философской мысли. Вы должны ознакомиться с основными этапами и концепциями в истории европейской философии. Вас ждет встреча с авторами, которые усилиями своей мысли формировали новое видение мира и новое представление о человеке. Понять, что есть философия, уловить логику ее движения можно, лишь обратившись к историко-философскому процессу. Его реконструкция позволяет не только изучить основные направления философии, ее школы и этапы формирования, но также выявить те первичные значения и смыслы, те предельные основания, которые определяли человеческое существование и задавали направление развитию культуры в целом. Таким образом, изучение истории философии дает человеку возможность обнаружить свои культурные истоки, увидеть себя в череде поколений и эпох, занять рефлексивную позицию по отношению к своему присутствию в мире, и, наконец, научиться открывать мир как свой собственный дом.

Изучение истории философии предполагает несколько принципиально важных моментов. Во-первых, обращаясь к той или иной философской школе, постарайтесь не только понять ее логику, но и выявить преемственность по отношению к той философской традиции, из которой она происходит, и вместе с тем – что очень важно – разобраться, как то или иное философское направление позволяет ответить на вызов современности. Во-вторых, нужно всегда иметь в виду, что специфику того или иного философского направления, того или иного автора, можно определить, только обращаясь к первоисточнику. Ведь именно первоисточник позволяет соприкоснуться с мыслью автора, вступить с ним в диалог и перейти к собственной практике мысли.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Тема 1. Проблема типологизации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: