ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Самара
Издательство «Самарский университет»
УДК 10 (09)
ББК 87.3
К 72
Рецензент канд. филос. наук, доц. В.Л. Афанасьевский
Костомаров, А. С.
К 72 История философии: учебное пособие / А. С. Костомаров. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – 84 с.
Данное учебное пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей по курсу истории философии. Важной особенностью пособия является изучение истории философии через самостоятельное обращение к ее основным проблемам. Каждая тема содержит важный теоретический принцип, который помогает студентам сосредоточить внимание на основных аспектах изучаемой темы, а также, используя полученные знания, обратиться к современной социальной действительности и занять по отношению к ней рефлексивную позицию. Представленный в данном пособии подход в изучении истории философии позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с научным материалом: студент учится ставить проблемы, работать с критической литературой. Подобный подход способствует не только формированию научного, критического разума, но и позволяет представить философию как неотъемлемую составляющую своего духовного опыта, своей жизни.
Предназначено для студентов гуманитарных специальностей
УДК 10 (09)
ББК 87.3
Работа опубликована в рамках Президентского гранта
поддержки научных школ (грант НШ – 1451.2008.6)
© Костомаров А.С., 2009
© Самарский государственный
университет, 2009
© Оформление. Издательство
|
«Самарский университет», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово…………………………………………………… | |
История философии……………………………………………………. | |
Тема 1. Проблема типологизации историко-философского процесса | |
Тема 2. Античная философия и ее основные проблемы. Раннегреческая философия……………………………………………….. | |
Тема 3. Философия Платона и Аристотеля…………………………….. | |
Тема 4. Философия средних веков……………………………………… | |
Тема 5. Новоевропейская философия XVII века. Философия эмпиризма… | |
Тема 6. Философия рационализма………………………………………. | |
Тема 7. Классическая немецкая философия……………………………. | |
Тема 8. Философия К.Маркса…………………………………………… | |
Тема 9. Философия жизни………………………………………………. | |
Тема 10. Философия экзистенциализма……………………………….. | |
Семинарские занятия…………………………………………………. | |
Приложение. Хрестоматия по курсу истории философии………… | |
Фрагмент «О природе» Парменида…………………………………….. | |
Фрагмент «Государство» Платона……………………………………… | |
Фрагмент диалога «Федон» Платона…………………………………… | |
Фрагмент диалога «Филеб» Платона…………………………………… | |
Фрагмент «Метафизика» Аристотеля………………………………….. | |
Фрагмент «Исповедь» А. Августина…………………………………… | |
Фрагмент «Этика» Б. Спинозы…………………………………………. | |
Фрагмент «Критика чистого разума» И. Канта……………………….. | |
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса………………………………………. | |
Фрагмент «Злая мудрость» Ф. Ницше………………………………… | |
Фрагмент «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ф. Ницше | |
Фрагмент «Бытие и время» М. Хайдеггера…………………………. | |
|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
После рассмотрения вводного курса философии, где раскрывалась актуальность философии в пределах как культуры, так и экзистенциального опыта человека, Вам предстоит встреча с новым разделом – Историей философии. Конечно, данный раздел не стремится охватить всей полноты развития философской мысли. Вы должны ознакомиться с основными этапами и концепциями в истории европейской философии. Вас ждет встреча с авторами, которые усилиями своей мысли формировали новое видение мира и новое представление о человеке. Понять, что есть философия, уловить логику ее движения можно, лишь обратившись к историко-философскому процессу. Его реконструкция позволяет не только изучить основные направления философии, ее школы и этапы формирования, но также выявить те первичные значения и смыслы, те предельные основания, которые определяли человеческое существование и задавали направление развитию культуры в целом. Таким образом, изучение истории философии дает человеку возможность обнаружить свои культурные истоки, увидеть себя в череде поколений и эпох, занять рефлексивную позицию по отношению к своему присутствию в мире, и, наконец, научиться открывать мир как свой собственный дом.
Изучение истории философии предполагает несколько принципиально важных моментов. Во-первых, обращаясь к той или иной философской школе, постарайтесь не только понять ее логику, но и выявить преемственность по отношению к той философской традиции, из которой она происходит, и вместе с тем – что очень важно – разобраться, как то или иное философское направление позволяет ответить на вызов современности. Во-вторых, нужно всегда иметь в виду, что специфику того или иного философского направления, того или иного автора, можно определить, только обращаясь к первоисточнику. Ведь именно первоисточник позволяет соприкоснуться с мыслью автора, вступить с ним в диалог и перейти к собственной практике мысли.
|
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Проблема типологизации