1. Определите основные тенденции развития западноевропейской философии во второй половине XIX – начале ХХ века. Понятие классической и постклассической философии.
2. Критика классической немецкой философии. Марксистское понимание философии, философия как праксис. Философская антропология раннего Маркса. Понятие практики в «Тезисах о Фейербахе» и «Немецкой идеологии». Принцип диалектического материализма.
3. Значение материалистического понимания общества и истории для европейской мысли и культуры.
Источники и литература
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.1 (224-232, 250-256, 313-345).
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Т.13.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.
4. Маркс К. Экономически-политические рукописи / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 42.
5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 42.
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
7. Вильчек В.М. Прощание с Марксом: алгоритмы истории. М., 1993.
8. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М, 1988.
9. Мамардашвили М К. Анализ сознания в работах Маркса / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. М., 192. С. 249 – 268.
10. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В. С. Классика и современность / М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Швырев // Философия и наука. М., 1972.
11. Умер ли марксизм? Материалы дискуссии // Вопросы философии. 1990. № 10.
Занятие 11
Философия жизни
1. Кризис классической европейской метафизики и рождение новой парадигмы философского мышления. Специфика философии жизни
и культурный контекст ее появления.
|
2. Философия В. Дильтея. Жизнь как история. Историчность человеческого мира и идея «критики исторического разума».
3. Философия Ф. Ницше. Жизнь как воля к власти. Воля к власти и европейский нигилизм. Критика классического рационализма, ценностей морали и религии. Идея «сверхчеловека» и программа «переоценки всех ценностей».
4. Философия А. Бергсона. Жизнь как порыв. Творческая эволюция. Проблема времени. Длительность и обоснование свободы.
Источники и литература
1. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
2. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
3. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч. в 6 т. М., 2000. Т.1.
4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.
5. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Соч. в 2т. М., 1990.
6. Ницше Ф. Злая мудрость // Соч. в 2 т. М., 1990. С. 333-335.
7. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в 2 т. М., 1990.
8. Арон Р. Критическая философия истории // Избранное. Введение в философию истории. М.; СПб, 2000 (Критика исторического разума (Дильтей).
9. Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон А. Собр. соч. М., 1992. Т.1.
10. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни в XIX столетии. М., 1993. или Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
11. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
12. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М., 1991.
13. Гуревич П.С. «Философия жизни»: культороборческие тенденции // Философские науки. 1998. №1.
|
14. Густав Шпет и Мартин Хайдеггер о Дильтее. М., 1995.
15. Данто А. Ницше как философ. М., 2000.
16. Делез Ж. Ницше. СПб., 2000.
17. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.
18. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность // Философия и наука. М., 1972.
19. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея // Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 2000.
20. Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности. Самара, 2002.
21. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных
в Касселе (1925) // Сер. «Пирамида». 1995. №5.
22. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.
23. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903.
24. Юнгер Ф.Г. Ницше. М., 2002.
Занятие 12
Философия экзистенциализма
Как новая модель понимания человеческого бытия
Часть 1
1. Понятие антропологической парадигмы философского мышления, социокультурные условия ее возникновения.
2. Общая характеристика философии экзистенциализма: основные проблемы, условия возникновения, направления, основные представители. Понятие экзистенции.
3. М. Хайдеггер о бытии человека в мире. Основные этапы постижения бытия: бытие-в-мире, бытие-среди-людей, бытие-к-смерти. Историзм человеческого существования. Решимость и время.
4. Критика метафизики как основание новоевропейской культуры. Человек в эпоху господства науки и техники. Язык как дом бытия.
Источники и литература
|
1. Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997(§ 1-5. С. 2-19).
2. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М., 1993.
С. 221-238.
3. Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
4. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазно-европейской философии истории XX века / П. П. Гайденко // Философские проблемы исторической науки. М, 1969.
5. Гайденко П. П. М. Хайдеггер: от исторической герменевтики к герменевтике бытия // Прорыв к трансцендентному. М., 1997.
6. Голенков С.И. Хайдеггер и проблема социального. Самара, 2002.
7. Конев В.А. Критика способности быть (семинары по «Бытию
и времени» М. Хайдеггера). Самара, 2000.
8. Конев В.А. Метафизика «ничто» в философии М. Хайдеггера // Онтология культуры. Самара, 1998.
9. Очерки феноменологической философии: учеб. пособие / под ред.
Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. СПб., 1997.
10. Разинов Ю.А. Понятие категории и экзистенциала в философии
М. Хайдеггера // Вестник Самарского государственного университета. 1999. №1. С. 57-67.
11. Соловьев Э.Ю. Судьбическая историософия М. Хайдеггера // Прошлое толкует нас. М., 1991.
12. Херрман Ф.В. Понятие феноменологии у Хайдеггга и Гуссерля. Томск, 1997.
13. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1998. №1.
14. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002.
Часть 2
1. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Смысл Ничто. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и трактовка гуманизма.
2. Проблема подлинного и неподлинного существования в экзистенциализме. 3. Проблема смысла жизни, понятие абсурда, позиция «героического пессимизма» в философии Камю. «Бунтующий человек» и социальный смысл концепции.
4. Человек и история в философии К. Ясперса. Трансцендентное и экзистенция в истории. Проблема свободы. Понятие метафизической вины.
Источники и литература
1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
2. Камю А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990. или Сумерки богов. М., 1989.
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Введение. В поисках бытия. М, 2000.
4. Сартр Ж.-П. Первоначальное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1994.
7. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1994.
8. Арон Р. История и диалектика ненасилия. Анализ сартровской «критики диалектического разума». М., 1993.
9. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // Прорыв к трансцендентному. М, 1997.
10. Декомб В. Современная французская философия. М, 2000.
11. Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. Самара, 2004.
12. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. Историко-критический очерк // Прошлое толкует нас. М., 1991.
13. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: критический анализ. М., 1977.
14. Филиппов Л. И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М, 1977.
ПРИЛОЖЕНИЕ