1. Платон – родоначальник объективного идеализма в европейской философии. Онтология Платона: бытие как эйдос. Отношение идеи и вещи. Принцип порядка мира идей. Небытие как различие.
2. Теория познания Платона. Душа как место пребывания идей. Учение об Эросе.
3. Критика Аристотелем Платона. Идея метафизики.
4. Учение о четырех причинах. Понятие формы и материи.
5. Учение о космосе.
6. Учение о государстве.
Источники и литература
1. Платон. Государство 514А-517D; Федон 78D-Е, 100В; Федр 247D-Е; Филеб 51С-D, 55В, 65В-66С // Соч. в 4 т. М., 1990 или Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т.1.
2. Платон. Государство 478С-Е, 508А-В, 510D-511А; Пир 203В-204А; Менон 81С-D, 85D-B // Платон. Соч. в 4 т. М., 1990.
3. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М, 1975. Т.1. Кн.5. гл.2.; Кн.12. гл.7. (концепция причин); Кн12. гл.2 (изменения); Кн.5. гл.7. (сущее); Кн.5. гл 8; Кн.6. гл.4 (сущность, вещь); Кн.6. гл.8 (форма, материя).
4. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. М, 1984. Т.1. Кн.I. 1, 8-12; Кн.I. 2, 1-4; Кн.I 2, 11-23; Кн.III. 5, 1; Кн.V. 1, 6-7.
5. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
6. Борисов В.Н. Философия Аристотеля. Самара, 1996 (Онтология).
7. Виндельбанд В. Платон // Избранное. Дух истории. М., 1995.
8. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.
9. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.
10. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
11. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
12. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. Лекция 8-9 (Платон); Лекция 10-12 (Аристотель).
13. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.
14. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч. в 2 т. М, 1990. Т. 2.
15. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993.
16. Хорьков М.Л. Учение о природе и сущности человека в философии Аристотеля // Философские науки. 1993. № 1-3.
|
17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Занятие 5
Средневековая философия
1. Особенности средневекового философствования: проблема синтеза христианской и античной философии, специфика христианской мысли, герменевтика, Откровение, творение.
2. Философия Аврелия Августина. Идея внутреннего человека, проблема времени, свобода и предопределение.
3. Спор об универсалиях: реализм и номинализм.
4. Философия Фомы Аквинского.
Источники и литература
1. Августин А. Исповедь. М., 1991.
2. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.2.
3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
4. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М, 1984.
5. Жильсон Э.Р. Разум и откровение в средние века // Богословие в культуре средневековья / под ред. Лутковского. Киев, 1992.
6. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995 (Понятие всеединства в философии Вл. Соловьева).
7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М, 1979.
8. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. Слово и текст в средневековой культуре. М, 1996.
9. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой. М, 1995.
10. Рабинович В.Л. Урок Августина: жизнь-текст // Августин Аврелий Исповедь. Абеляр. П. История моих бедствий. М, 1992.
11. Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979.
12. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба // Августин А. Исповедь. М, 1991.
Занятие 6
Философия Ф. Бэкона
И линия эмпиризма в философии XVII-XVIII
|
1. Социокультурные причины становления гносеологической парадигмы философского мышления в Новое время. Специфика гносеологической парадигмы философского мышления, проблемы субъекта и объекта
в познании.
2. Философия Ф. Бэкона как основание эмпиризма.
3. Учение Бэкона об идолах в контексте обоснования знания. Тезис «знание – сила», и его значение для европейской культуры. Формирование методологии эмпиризма в философии Бэкона. Индукция и дедукция, понятие эксперимента.
4. Онтология Т. Гоббса: учение о совокупности тел. Гносеология Гоббса.
5. «Критический эмпиризм» Д. Локка и проблема происхождения идей. Критика теории врожденных идей.
6. Философия эмпиризма в XVIII веке: субъективный идеализм
Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Источники и литература
1. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1978. Т.2.
2. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1989. Т.2.
3. Гоббс Т. Основы философии // Гоббс Т. Соч. в 2 т. М., 1978. Т.2.
4. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. М., 1985. Кн. 1.
5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
6. Гаков В. Имя и память завещаю будущему: 425 лет со дня рождения Ф. Бэкона // Наука и религия. 1986. №1.
7. Заиченко Г.Д. Джон Локк. М., 1988.
8. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.
9. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.
10. Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. М., 1975.
11. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
12. Соловьев Э.Ю. Феномен Локка // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1982.
13. Субботин А.А. Фрэнсис Бэкон. М, 1974.
14. Философия эпохи ранних буржуазных революций / под ред. Ойзермана. М, 1982.
15. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М, 1976.
Занятие 7
Философия Декарта