Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику




Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях, обусловлены пониманием философских, ценностных оснований, в том числе принципов и приоритетов. Эти приоритеты можно найти в Концепции психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях ЦАО в рамках проекта «Стрижи», опубликованную в информационном журнале «Стрижи» (ЦОУО), сборнике «Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе» (ЦОУО, 2009г.).

Без реализации представленных приоритетов и условий, без специализированного психолого-педагогического сопровождения как процесса интеграции в целом, так и его отдельных структурных компонентов включение ребенка с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной.

Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.

Анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволяет сде­лать вывод о существовании нескольких точек зрения на по­нимание сущности данного процесса. Рядом исследователей психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение соответствующими специалистами обу­чения и воспитания ребенка. Другая точка зрения сводится к трактовке данного процесса как сопровождения развития ребенка. Полагаем, что данные взгляды не противоре­чат, а дополняют друг друга. Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при кото­рой интеграция, объединение в одном классе (группе) детей с обыч­ным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни класса (группы).

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально.

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на под­готовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интере­са к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-

 

педагогическое сопровождение функциониру­ет на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечи­вается непрерывность процесса сопровождения.

Значимость и продуктивность сопровождения определя­ется его системностью, вниманием к широкому кругу воп­росов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного клас­са (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном уст­ройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каж­дый человек, осуществляя свои профессиональные и общест­венные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. При этом координатор по инклюзии в образовательном учреждении является организатором процесса сопровождения, его «двигателем».

На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способ­ствует развитию взаимодействия детей. В старших клас­сах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Учеными установлена прямая связь между наличием со­циально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в системе инк­люзивного образования, нацеленную на преодоление отрица­тельных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых

потребностей, организатором которой также является координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компе­тентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произволь­ного взаимодействия со сверстниками. У тех и других фор­мируется опреде­ленная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование;

проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

III. Заключение

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Актуальной задачей современного этапа является реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих ППМС-центров, которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении.

В условиях обновления содержания образования в соответствии с основными положениями ФГОС сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав

детей и подростков, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска. При этом в поле зрения таких центров должны находиться все категории детей, в том числе, талантливые (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, поддержка при социализации которых требует особого внимания.

 

IV. Литература

 

1. Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286, [2] с.

2. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. М., 2004

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982

4. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001.

5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М., 2001

6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Метод. рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. Челябинск, 2006

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учит. и студ. дефектол. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994

8. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного дества // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984. Т.5

9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

10. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефектных детей // Собр. соч. М., 1983. Т.5

 

11. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М., 2005.

12. Екжанова Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001.

13. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб., 2002.

14. «Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования – нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.)- www.edu.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: