Часть 2. Издержки производства, ценообразование, 3 прибыль, рентабельность.




Часть 1 Основы теории спроса и предложения. Коэффициент эластичности, равновесная цена.

Основные термины и формулы:

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.

Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении:

Qd = f(P),

Где Qd – величина спроса, Р – цена

Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, или способных быть произведенными и представленными к продаже, по соответствующим ценам. Объем предложения (величина предложения) – это количества товаров, которые продавцы готовы предложить покупать в конкретном месте и в конкретное время.

Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Qs = f (P), где Qs – величина предложения, Р – цена

Пример 1

Функция спроса товара Qd = 12– 2p. Какова величина спроса при p=2, p=10, p=0,5? Изобразить графически данную кривую спроса.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

 

Пример 2

Функция спроса товара Qd = 40 – 7p, функция предложения Qs = - 6 + 16p. Определите равновесную цену. Решение: 40 – 7p=- 6 + 16p 40+6=16p+7p 46=23p p=2

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

Коэффициент эластичности – числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

% измен объема спроса или предложения / % измен цены

Пример 3

Определите коэффициент эластичность спроса по цене, если известно, что при цене 20 ден.ед. объем спроса на товар 600 шт., а при цене 80 ден.ед. – 200 шт. Какова форма эластичности спроса? Решение:

 

Спрос неэластичен.

 

 


Часть 2. Издержки производства, ценообразование, 3 прибыль, рентабельность.

Основные термины и формулы:

Постоянные издержки – издержки, не зависящие от объема выпускаемой продукции. Они обозначаются FC.

К постоянным издержкам можно отнести расходы на оплату технического персонала, охрану помещений, рекламирование продукции, отопление и т.д. В состав постоянных издержек включают и амортизационные отчисления (на восстановление основного капитала).

Переменные издержки – это издержки, которые напрямую зависят от объема производства. Они обозначаются VC.

К переменным издержкам можно отнести затраты на сырье и материалы, сдельную заработную плату рабочих (она начисляется исходя из объема произведенной работником продукции), часть затрат на электроэнергию (поскольку потребление электроэнергии зависит от интенсивности работы оборудования) и прочие расходы, зависящие от объема выпускаемой продукции

Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства FC к разнице между ценой Р и удельными переменными издержками VС:

где X — безубыточный объем производства (продаж), шт. (англ. break — even sales volume);

P — цена единицы продукции;

FC — постоянные затраты;

VC — переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Пример 1

1) Если цена единицы товара равна 4000, постоянные издержки - 2,1 млн., переменные издержки (на единицу продукции) 1000, то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

Решение: 2,1 / (4000-1000)=700 единиц

Установление цены

где —P цена изделия;

C— издержки производства;

Rc— рентабельность продукции (прибыль, отнесенная к з атратам ), %.

Пример 2

Предположим, общая сумма затрат на производство единицы продукции составляет 600 руб.. Фирмаопределила свои потребности в массе прибыли (надбавку) на уровне 20%. Решение: Цена составит:

Под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Себестоимость - сумма денежных затрат предприятия на производство единицы продукции.

Пример 3

Рассчитайте прибыль и рентабельность продукции за I кв. отчетного года.. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки)

№ п/п Показатели I кв.
  Количество выпущенных изделий, шт.  
  Цена одного изделия, руб.  
  Себестоимость одного изделия, руб.  
4 Выручка, руб. 1500*60= 90000
5 Прибыль, руб. 1500*60-1500*50=15000
6 Рентабельность, % (60-50):50*100= 20 %

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: