Проведения гражданско-процессуальных действий.




 

 

Гражданский процесс - это специальная юридическая дисциплина, являющаяся профилирующей для студентов гражданско-правовой специализации. Ее знание особенно необходимо студентам средних специальных и высших юридических учебных заведений, которые планируют практическую работу по защите гражданско-правовых интересов физических и юридических лиц. В своей повседневной деятельности им придется самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам, осуществлять действия, порядок производства которых детально урегулирован гражданским процессуальным законом, составлять юридические документы, форма и содержание которых также нередко урегулированы законодательством. Поэтому глубокое усвоение теории гражданского процесса, знание норм гражданского процессуального законодательства и практики его применения - обязательное условие успешной, эффективной практической деятельности, правильного применения и строжайшего соблюдения гражданского процессуального законодательства. Студентам необходимо иметь в виду, что значение гражданского процесса будет постоянно увеличиваться в связи с укреплением российской государственности, становлением гражданского общества и укреплением цивилизованных рыночных отношений.
Гражданский процесс - достаточно сложная учебная дисциплина. Трудности ее изучения обусловлены, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.
Во-первых, как и все юридические дисциплины, гражданский процесс в известной мере носит абстрактный характер, усугубляемый широким использованием в законодательстве оценочных категорий. Абстрактность дисциплины определена, в частности, тем, что в ней изучаются общественные отношения, и прежде всего правоотношения.
Во-вторых, все темы учебного курса тесно взаимосвязаны друг с другом, составляют органическое единство, каждая из них в отдельности, и тем более в совокупности с другими, обладает системностью и внутренней логикой. Поэтому нельзя изучать, допустим, стадию судебного разбирательства, не усвоив понятие стадий процесса вообще. Вряд ли есть смысл приступать к изучению стадии кассационного производства, не разобравшись в сущности и содержании судебного разбирательства в суде первой инстанции. В целом можно утверждать, что при изучении вопросов Особенной части гражданского процесса следует постоянно обращаться (или иметь в виду) к темам, изученным в рамках его Общей части. Отсюда следует вывод о том, что нужна строгая последовательность в изучении предусмотренного программой учебного материала.
В-третьих, гражданский процесс - это установленный гражданским процессуальным законом определенный порядок производства процессуальных действий и принятия решений при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Этот порядок включает в себя условия, основания, последовательность и иные правила, четко урегулированные законом. Поэтому изучение гражданского процесса предполагает достаточно развитую память, ибо значительная часть учебного материала требует элементарного запоминания.
В связи с этим студентам рекомендуется заниматься изучением гражданского процесса постоянно, последовательно, переходя от усвоения наиболее общих и сложных к усвоению более частных и менее сложных тем курса, от разрозненных представлений - к системному видению гражданской процессуальной проблематики.
При изучении гражданского процесса следует устанавливать связь с ранее пройденным учебным материалом и обращаться к содержанию ранее изученных учебных дисциплин. В этом плане особую помощь в изучении гражданского права могут оказать знания из теории государства и права, правоохранительных органов, уголовного судопроизводства. Очевидно, что вопросы о гражданских процессуальных отношениях, нормах гражданского процессуального законодательства, науке гражданского процесса и некоторых других социально-правовых явлениях проще усвоить, если обратиться к общетеоретическим правовым концепциям, на основе которых рассматривается специфика соответствующих явлений в гражданском процессе.
В основе изучения гражданского процесса должна лежать учебная программа. Значение программы состоит в том, что она определяет объем знаний по учебной дисциплине, которым должен обладать каждый студент по завершении обучения. Она играет роль ориентира, путеводной звезды и для преподавателей. В частности, вопросы билетов к курсовому и государственному экзаменам могут формулироваться лишь в рамках учебного материала, предусмотренного программой.
Слушателям необходимо присутствовать на всех лекциях и других занятиях по гражданскому процессу и активно участвовать в них, тщательно готовиться к каждому занятию, добросовестно и самостоятельно выполнять контрольные, курсовые и иные работы, установленные учебной программой и тематическим планом.
Слушателям нужно уяснить, что основной формой усвоения любого материала является самостоятельный труд. Во главу угла самостоятельного изучения гражданского процесса следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников: текстов Конституции РФ, гражданского процессуального законодательства и иных законов и подзаконных актов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут научные к ним комментарии, Постановления Конституционного Суда РФ, касающиеся соответствия норм гражданского процессуального закона нормам Конституции РФ, Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ1. Вестники (бюллетени) этих судебных органов содержат анализ практики как в обобщенном, так и в конкретном виде (по отдельным гражданским делам). Систематизированная судебная практика содержится в различного рода сборниках. Лучшему усвоению содержания курса способствует ознакомление с материалами, публикуемыми в журналах: "Государство и право", "Правоведение", "Законность", "Российская юстиция", "Хозяйство и право", в центральной и местной прессе.
Изучение гражданского процесса невозможно без обращения к научной литературе. Ознакомление с научными статьями приобретает особое значение в период реформирования гражданского процессуального законодательства, поскольку лишь их авторы оперативно реагируют на изменение законодательства. При изучении научных трудов (статей, монографий, пособий) следует запоминать сведения об авторах, основные положения научных трудов, наиболее принципиальные дискуссионные точки зрения.
Студент, стремящийся к приобретению специальности "Правоведение", не может обойтись без собственной юридической библиотеки, которая должна постоянно пополняться. В библиотеке целесообразно иметь "Российскую газету", в которой официально публикуются законодательные и иные нормативные акты, и - в зависимости от предполагаемой специализации - некоторые кодексы, юридические журналы, учебники, отдельные монографии, учебные и методические пособия.
Изучение курса гражданского процесса завершается сдачей экзамена. Курсовой или государственный экзамен является подведением итогов изучения теории гражданского процесса, гражданского процессуального законодательства и гражданского процесса как практической деятельности суда и других участников по рассмотрению и разрешению гражданского дела. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса. В ее содержание входят повторение пройденного материала с учетом произошедших изменений в гражданском процессуальном законодательстве, углубление знаний, интеграция навыков применения норм Общей и Особенной частей гражданского процессуального права.
В период подготовки к экзаменам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по гражданскому процессу, так и по другим смежным учебным дисциплинам (прежде всего по гражданскому праву).
О достаточной степени готовности к экзамену свидетельствуют свободное владение гражданско-правовой и гражданской процессуальной терминологией, наличие системного представления о гражданском судопроизводстве, знание имен известных россий-ских специалистов в области гражданского процесса и их основных научных трудов, ориентация в основных дискуссионных вопросах гражданской процессуальной теории.
Курсовой и государственный экзамены студенты сдают по билетам. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными и максимально конкретными. При ответе следует широко использовать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и предложения по их разрешению, делая ссылку на их авторов. Студенты должны показать на экзамене умения и навыки применения конкретных гражданских процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим им нужно заранее продумать и привести при ответе один-два примера из собственной практики, практики коллег или из литературных и иных источников.
Многолетний опыт приема экзаменов по гражданскому процессу показывает, что слушатели, к сожалению, достаточно слабо усваивают значительный круг вопросов, относящихся к Общей части гражданского процессуального права. К ним можно отнести, в частности, следующие вопросы:

  • понятие гражданского процесса как науки;
  • понятие гражданской процессуальной формы и гражданских процессуальных гарантий;
  • сущность и специфика правоотношений в гражданском судопроизводстве;
  • понятие стадий гражданского процесса и их общая характеристика;
  • понятие участников процесса и их классификация;
  • доказательства в гражданском процессе и их классификация;
  • характеристика отдельных видов доказательств;
  • обязанность доказывания по гражданскому делу;
  • принципы и правила оценки доказательств.

В Особенной части гражданского процессуального права студенты явно недостаточно усваивают следующие вопросы:

  • различия между правом на иск и правом на предъявление иска;
  • порядок взыскания задолженности на основании судебного приказа;
  • основания и порядок заочного производства и вынесения заочного решения;
  • основания приостановления и прекращения производства по гражданскому делу;
  • особенности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
  • исполнительное производство.

Следовательно, при подготовке к экзаменам студентам нужно обратить особое внимание на изучение перечисленных вопросов.
Настоящее пособие играет в подготовке студента вспомогательную роль. Оно не может заменить собой первоисточники: тексты законов, учебники и учебные пособия, монографическую и иную научную литературу.

Уяснение сущности гражданского процессуального права, гражданского процесса и значения правосудия по гражданским делам возможно лишь на основе анализа форм защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций. Эти формы базируются на конституционных нормах, провозгласивших гарантию судебной защиты прав и свобод каждого, право обжалования в суд решений и действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, ущемляющих права граждан, право каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 46, 48 Конституции РФ).
Студенты должны помнить, что в соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом согласно подведомственности дел, а также в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, действующее законодательство установило судебную, общественную и административную формы защиты, отдавая приоритет судебной защите права. В настоящем пособии освещаются преимущественно вопросы судебной защиты по гражданским делам.
Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций путем рассмотрения и разрешения гражданских дел и применения процессуальных мер принуждения представляет собой правосудие. Правосудие - это форма проявления судебной власти. Судебную власть в России осуществляют:

  • Конституционный Суд РФ, который правосудием по конкретным делам не занимается;
  • система судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Студентам нужно учитывать многозначность термина "гражданский процесс", который употребляется в литературе в смысле науки, учебной дисциплины и практической деятельности по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
Под наукой понимается система знаний, взглядов, представлений, концепций о закономерностях развития природы, общества, мышления, накопленных в ходе общественно-исторической практики. Все науки отличаются друг от друга предметом и методом. Поэтому гражданский процесс как науку можно определить как систематизированную совокупность знаний в виде теорий, учений, доктрин, концепций и взглядов в сфере гражданского судопроизводства.
Предметом изучения науки гражданского процесса являются:

а) гражданское процессуальное законодательство России и практика его применения;
б) гражданское процессуальное законодательство зарубежных государств и практика его применения;
в) история развития законодательства и практики его применения в России и за рубежом. Метод науки гражданского процесса состоит из совокупности методов диалектики, историзма, сравнительного правоведения, конкретно-социологического исследования.

Гражданский процесс как учебная дисциплина представляет собой определяемую учебной программой систему знаний о гражданских процессуальных явлениях, составной частью которой выступают знания о науке, законодательстве и практике его применения.
Гражданский процесс как судопроизводство - это урегулированная гражданским процессуальным законодательством деятельность его участников при определяющей роли суда и органов по исполнению судебных актов (приставов), по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров и исполнению судебных актов.
Студенты должны уяснить, что гражданский процесс как практическая деятельность имеет, во-первых, внутреннюю форму или структуру и, во-вторых, внешнюю форму.
Внутренняя форма (структура) при общем взгляде на процесс как развивающуюся во времени деятельность позволяет увидеть большие ее отрезки, именуемые стадиями. Стадии обладают относительной самостоятельностью и внутренней завершенностью. В гражданском процессе различают следующие стадии: подготовительную, производство в суде первой инстанции, производство в суде второй (кассационной инстанции), исполнительное производство, производство по пересмотру судебных актов в порядке судебного надзора, производство по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Внешняя форма гражданского процесса называется процессуальной формой (процессуальным порядком). Под процессуальной формой понимают последовательный, определенный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий систему гарантий для участников судопроизводства. Для процессуальной формы характерны следующие черты:

а) наличие конституционных гарантий (в виде независимости суда и подчинения его только закону, гласности, национального языка судопроизводства и т. д.);
б) определяющая и направляющая роль формы для развития процессуальной деятельности;
в) принятие судебных решений только на основе доказанных судом фактов способами, предусмотренными законом;
г) участие в судебном разбирательстве заинтересованных лиц для защиты своих интересов.

Значение процессуальной формы настолько велико, что ее понятие возможно использовать в определении понятия гражданского процесса. Гражданский процесс - это юридическая форма, в рамках которой рассматриваются и разрешаются гражданские дела.
Студентам нужно твердо усвоить, что гражданский процесс как судопроизводство регулируется гражданским процессуальным законодательством. Гражданское процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел и принудительного исполнения судебных актов.
Предметом регулирования гражданского процессуального права являются общественные отношения, возникающие в сфере гражданского судопроизводства. Метод гражданского процессуального права определяется как императивно-диспозитивный. В нем властеотношения гармонично сочетаются со свободой и равноправием заинтересованных лиц.
Студентам нужно обратить внимание на то, что в системе гражданского процессуального права специалисты выделяют Общую и Особенную части. Нормы Общей части регулируют положения, относящиеся по содержанию ко всему гражданскому процессу: принципы, подведомственность, участники процесса, доказательства и т. д. (разделы 1. ГПК РСФСР и АПК РФ).1 Особенная часть содержит нормы, регулирующие порядок производства в отдельных стадиях процесса и с участием иностранного элемента (разделы II-VI ГПК и II-V АПК).
Особое внимание студенты должны обратить на изучение источников гражданского процессуального права, под которыми понимают правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права.
Особое место среди источников гражданского процессуального права занимает Конституция Российской Федерации. Традиционно-конституционные нормы в судебных гарантиях прав личности рассматриваются как гражданские процессуальные. Этот взгляд нашел поддержку в Конституции РФ путем указания на то, что ее нормы прямого действия. Однако в литературе существует мнение о том, что конституционные нормы не являются составной частью процессуального права, а представляют лишь государственно-правовую базу для построения отраслевого законодательства.
Следующими по значению источниками гражданского процессуального права являются ГПК и АПК.
В настоящее время к источникам гражданского процессуального права следует относить решения Конституционного Суда РФ, которыми признаются неконституционными нормы, регулирующие гражданское судопроизводство.
Среди источников гражданского процессуального права значительное место занимают законы, регулирующие деятельность судов и некоторых правоохранительных органов. К ним в первую очередь относятся Законы РФ "О судоустройстве", "О статусе судей", "О государственной пошлине", "О судебной системе", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О прокуратуре" и некоторые другие.
К источникам гражданского процессуального права относятся многочисленные законы, регулирующие различные материальные отношения. Среди них можно назвать, в частности, ГК, КЗоТ, ЖК, СК, Законы РФ "О защите прав потребителей", "Об охране окружающей природной среды", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара", "О психиатрической помощи и гарантиях права граждан при ее оказании", "Об образовании", "О гражданстве", "О недрах".
В настоящее время, несомненно, источниками гражданского процессуального права нужно считать международные договоры и соглашения, определяющие взаимную правовую помощь государств по гражданским делам (например, Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса (1954 г.), ратифицированную СССР в 1967 г.).
В ограниченных пределах являются источниками гражданского процессуального права России законодательные акты бывшего СССР в той части, в какой они не противоречат Конституции и законодательству РФ до принятия соответствующих законодательных актов России.
Процессуальные нормы могут содержаться не только в законах, но и в Постановлениях Правительства. Так, Постановлением СМ РСФСР от 11 марта 1976 г. был утвержден "Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия". Очевидно, что такого рода подзаконные акты также являются источниками гражданского процессуального права.
Студенты не должны закрывать глаза на факт существования неформальных источников гражданского процессуального права, к которым относятся судебная практика и правовой обычай. Эти источники отвергаются доктриной (по крайней мере в романо-германской системе права). Однако достаточно обратить внимание на значение опубликованных конкретных решений вышестоящих судов, чтобы убедиться в их авторитетности для нижестоящих судов. Это свидетельствует об обоснованности притязаний практики на роль непосредственного источника права. При этом нужно иметь в виду, что истинная роль судебной практики скрывается за видимостью толкования закона, хотя оно нередко создает новые процессуальные правила.
Роль правового обычая более существенна, чем считают российские специалисты. Правовой обычай как продукт развивающихся общественных отношений может даже вытеснять закон, превращая его нормы в "мертвые", недействующие.
В теории выделяют три вида правовых обычаев. Первый обычай - secundun legem (в дополнение к закону). С его помощью осуществляется детализация закона, если в нем недостаточно полно указаны средства реализации правового положения. Этот обычай проявляется, например, в требованиях к документу в части фиксации его происхождения, наличия и состава реквизитов. Второй обычай - praeter legem (кроме закона). Этот обычай используется в случаях наличия пробелов в законе целых институтов права. Кодификация законодательства практически сводит на нет этот вид обычая. Третий обычай - adversus legem (против закона). Как правило, в этом случае мы сталкиваемся с наличием в законодательстве "мертвой" нормы, не действующей в силу явного ее противоречия принципам справедливости.
Студентам необходимо обратить внимание на действие процессуальных норм во времени и пространстве (ст. 1 ГПК). Действие гражданских процессуальных норм во времени определяется правилом, согласно которому рассмотрение гражданского дела, совершение отдельных процессуальных действий, исполнение судебных актов осуществляются по законам, действующим во время совершения соответствующих действий. Действие гражданского процессуального закона определяется так называемым "принципом почвы", или "территориальным принципом". Этот принцип заключается в том, что гражданские процессуальные нормы России действуют на всей территории России и применяются всеми судами РФ.
В настоящее время в законодательстве вновь подтверждена возможность использования в гражданском процессе аналогий. Согласно ст. 1 ГПК, суд вправе:

а) применять нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона);
б) действовать исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Для уяснения сущности и значения гражданского судопроизводства важно знать его цели и задачи, сформулированные в ст. 2 ГПК.
Цель гражданского процесса заключается в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации как государства, ее субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Задачи гражданского процесса можно разделить на тактические, решаемые при рассмотрении любого, каждого конкретного дела, и стратегические, разрешаемые гражданским судопроизводством в целом как социально-правовым явлением.
К первой группе относится задача правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданского дела. Вторую группу составляют задачи, связанные с:

а) укреплением законности и правопорядка;
б) предупреждением правонарушения;
в) формированием уважительного отношения к праву и суду.

 

Заключение.

В результате прохождения практики по делопроизводству я приобрел умения выполнять основные делопроизводительные работы в соответствии с требованиями ГОСа на унифицированную систему организационно-распорядительного документа. Я ознакомился с краткой характеристикой организации, особенности технологического процесса обработки экономической (правовой) информации; описание используемых информационных подсистем и информационных технологий.

 

 

Список литературы.

Кушнаренко Н.Н. Документирование: учебник. Киев: Знання, 2003.

Андреева В.И. Делопроизводство (практическое пособие) М.: ЗАО 'Бизнес-школа. Интел-Синтез', 1998.

Кудряев В.А. «Организация работы с документами»М.: ИНФРА-М, 1998.

Емышева Е.М., Мосягина О.В. Истоки делового этикета. // Секретарское дело, 1999.

Кирсанов М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. 2-е изд. Новосибирск, 1997.

Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М.: ЗАО 'Бизнес-школа Интел-Синтез', 1999.

Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М.: Русская деловая литература, 1999.

Стенюков М.В. Документы: Делопроизводство /Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятий. М.: 1997.

Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению). М.: Изд-во 'ПРИОР', 1998.

Делопроизводство: образцы, документы, организация и технология работы Под ред. И.К. Корнеева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2005.

Делопроизводство: Практическое пособие. Андреева В.И. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

Документационное обеспечение управления: Практикум. Крылова Н.М. - М.: МУПК, 1999.

ФЗ РФ «Об информатизации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ.

ГОСТ Р 6,30-97 «Унифицированные системы документации»Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» - М.: 1997.

Настольная книга секретаря-референта: контакты, деловая корреспонденция, документация М.: 1995.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.: Высшая школа, 1997.

Стенюков М.В. Секретарское дело М.,:

Приложение №1

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1,
от 02.07.1992 N 3181-1, от 25.02.1993 N 4549-1;

Федеральных законов от 13.06.1996 N 67-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ,
от 08.07.1999 N 151-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
от 22.05.2003 N 54-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.07.1999 N 11-П, определением Конституционного Суда РФ
от 05.07.2001 N 130-О)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: