1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания, рассматриваемого в широком смысле.
2. Система специфических закономерностей обучения.
3. Принципы обучения.
1. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. Обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в широком смысле.® Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом.
Повторяясь, отметим, к этим закономерностям относятся:
1) направленность обучения на решение задач разностороннего и гармоничного развития личности;
2) активно-деятельностный характер обучения;
3) проявление уважения и требовательности к детям;
4) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
5) раскрытие способностей и творческих задатков детей, опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
6) учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения;
7) осуществление обучения в коллективе и повышение его влияния на активизацию процесса обучения;
8) согласованность и единство педагогических усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности в организации обучения.
Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его эффективности.
2. Обучение имеет и свои особые закономерности.
Система специфических закономерностей обучения:
1) научность обучения;
2) наглядность обучения;
3) активность и сознательность детей в процессе обучения;
4) доступность обучения;
|
5) систематичность и последовательность обучения;
6) прочность обучения и его цикличность (т.е. первичное восприятие, повторное осмысление, применение знаний на практике, повторение);
7) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
3. Данные закономерности обучения научно обоснованы, поэтому они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации процесса обучения.
Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами:
1) Обучение должно быть научным (доказательно, не допускать ошибок, неточностей) – принцип научности.
2) Обучение должно быть наглядным – принцип наглядности.
Большое значение этому принципу уделял Я.А. Коменский. Он впервые стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей, но и как восприятие с привлечением всех органов чувств. Великий педагог установил «золотое правило» дидактики: всё видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязание – осязанием.
Научное обоснование этого принципа находим у Ушинского К.Д. Он написал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов – и ребенок усвоит их налету».
Виды наглядности:
1 группа. Жизненная наглядность
(всё, что дети наблюдают в окружающем мире – приводить примеры).
2 группа. Изображение действительности на материале
(картины, иллюстрации, слайды).
|
3 группа Наглядные методы и приёмы.
Требования к наглядности:
- доступность наглядного материала;
- правильное изображение;
- наглядный материал должен быть связан с опытом детей;
- наглядный материал должен стимулировать ребёнка к познавательной деятельности,
будить мысль ребёнка.
3) Обучение должно быть активным и сознательным – принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний.
Знания прочны тогда, когда они осознанны, осмыслены, а осознанность будет тем результативнее, чем активнее ребёнок с ними оперирует, т.е. активное усвоение может быть только на основе сознательности, а сознательность может быть только на основе активности.
Для активизации воспитатель использует различные приёмы: вопросы, сравнения, поисковую ситуацию (пример: опыт со снегом. Можно лепить? Приходят к выводу, что свойства снега зависят от температуры воздуха).
Сознательное усвоение материала характеризуется не только запоминанием, а главным образом тем, как эти знания применяются на практике.
При активном усвоении дети переносят усвоенные знания с одного вида деятельности на другой.
Принцип сознательности требует, чтобы дети понимали цель работы, этапы выполнения. Однако активное усвоение знаний будет только тогда, когда:
- задание будет ясным и чётким;
- когда дети сами будут делать выводы, заключения, обобщения;
- когда выводы будут убедительны для дошкольников;
- когда усвоенные знания будут толчком для усвоения новых знаний.
4) Обучение должно быть доступным – принцип доступности.
Знания, умения и навыки по своему объему, характеру должны соответствовать пониманию детей и отвечать возрастным и индивидуальным возможностям.
|
Доступность должна определяться личным опытом детей, степенью сложности, подготовкой детей к более сложному усвоению знаний, умений и навыков.
5) Обучение должно быть систематическим и последовательным – принцип систематичности и последовательности.
Предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Воспитатель распределяет изучение материала так, чтобы обеспечить последовательное усложнение от знания к знанию.
6) Обучение должно быть прочным – принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков (усвоение знаний – важная педагогическая задача).
Для этого следует соблюдать необходимые условия:
- повторение материала;
- закрепление на практике;
- упражнения.
Повторение должно быть на разнообразном материале, с использованием нового, чтоб у детей не снижался интерес.
7) В обучении в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание детей:
А) принцип развивающего обучения.
Чтобы обучение было успешным оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута психологом Выготским Л.С. Суть ее заключается в том, что обучение не должно опираться только на достигнутый уровень развития, а всегда опережать его, чтобы ребёнок мог приложить усилия для овладения новым материалом. Выготский определил 2 уровня умственного развития:
1. – наличный уровень подготовленности, т.е. какие задания ребёнок может выполнить самостоятельно. Зона актуального развития.
2. – зона ближайшего развития – то с чем ребёнок справится с небольшой помощью взрослого.
Б) принцип воспитывающего обучения.
Задача обучения не просто дать знания детям, а сформировать через них правильное отношение к окружающей действительности. Обучение + воспитание = процесс неразрывный. Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи.
8) Принцип индивидуального подхода.
Индивидуальный подход определяется возрастными, индивидуальными особенностями, опытом детей (наличием знаний), особенностями воспитания в семье, состоянием здоровья.
Принцип – это исходное положение, которое определяет ход обучения в соответствии с целями воспитания, закономерностью усвоения знаний, умений и навыков, в соответствии с возрастом. Принципы исходят из задач обучения и определяют содержание и организацию обучения.