Внимание младшего школьника




 

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без доста­точной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учеб­ному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками млад­шие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны кон­центрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объ­емом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40- 45 минут, а старшеклассники - до 45-50 минут). Затруднены распре­деление внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ре­бенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собс­твенно, произвольное внимание ученика.

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют ус­тойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хоро­шая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом - на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенап­равленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегод­няшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рас­сеянных. Для большинства невнимательных младших школьников харак­терны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неус­тойчивость внимания.

Возрастные изменения воображения, памяти и

Внимания подростка

В подростковом возрасте вни­мание, память и воображение приобретают самостоятельность. Подросток уже не только владеет этими функциями, но и в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально домини­рующая ведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функций является для него наиболее значимой.

Внимание подростка. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений в силу особенностей объекта (новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и др.), то подросток вполне может управлять своим вниманием.

Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной дея­тельностью. Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. Внимание в подростковом возрасте сильно зависит от физиологического состояния ребенка, что обусловлено прежде всего гормональными изменениями в его организме. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко по­вышается, особенно в 13-14 лет.

Память подростка. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но мед­ленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом пере­страивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, ло­гический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным за­поминание абстрактного материала. Память работает путем опосредования уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигры­вать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия разви­тия воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объек­тивного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого вооб­ражения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считает Л.С.Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка, которая изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна перестановка элементов действительности. Подросток может строить свой во­ображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проиг­рывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Для подростка социальный мир, в котором он живет, существует априо­ри. Это природно-предметно-социальная реальность, в которой он еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. Совсем другое дело - сфера воображения. Реальность воображаемого ми­ра субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой куль­туры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей опреде­ленностью. Но подросток субъективно, по своей воле, управляет обустрой­ством своего внутреннего мира.

Подрос­ток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовле­творение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в ре­альном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в раз­витии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Свободное построение сюжетной линии и сво­бодный выбор желаемого места, где развертываются события воображае­мой жизни, позволяют не только планировать и проживать замыслы, по­вторяя их снова и снова, перестраивая сюжеты и чувства по своему хоте­нию, но и дают возможность пережить напряжение действительных соци­альных отношений и испытать чувство релаксации.

Развитие воображения связано с общим интеллектуальным развитием подростка. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к твор­честву. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Таким образом, воображение подростков может оказывать влияние на по­знавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: